МАРИЙСКОЕ УФАС СТОИТ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
г. Марийская Правда: МАРИЙСКОЕ УФАС СТОИТ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Рыночные механизмы надежно работают лишь в условиях добросовестной конкуренции. Как удается ее обеспечить? Об этом мы беседуем с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Павлом Козелом.
В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ РЕГУЛЯТОРА
- Павел Анатольевич, что именно входит в компетенцию Марийского УФАС?
- Мы контролируем соблюдение антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, а также законодательства о рекламе и о торговле.
В частности, антимонопольное регулирование затрагивает всех хозяйствующих субъектов, а также тех, которые занимают на рынке доминирующее положение.
- Кто может быть признан таким доминантом?
- Организации, занимающие более 50 процентов определенного рынка. Добавлю, что к ним могут относиться не все хозяйствующие субъекты, а лишь те, у которых превышен минимальный порог выручки. Ранее он составлял 400 миллионов рублей, теперь - 800 миллионов. Удвоение порога снижает давление на малый и средний бизнес, помогает ему развиваться.
- Почему необходим контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе?
- Потому что в сфере закупок, финансируемых из бюджетов разных уровней, также очень важна здоровая конкуренция. Эту работу мы ведем по двум основным направлениям: рассматриваем жалобы участников закупок или проводим проверки. К примеру, с января по ноябрь Управление рассмотрело 95 жалоб. 53 из них признаны обоснованными.
Следует отметить, что в 2022 году в это законодательство был внесен ряд изменений. Все они вызваны сложной экономической ситуацией. Так, при закупке для нужд региона у единственного контрагента должны учитываться ее срочность, а также необходимость защиты национальных интересов России. Последнее объясняется недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОД ЗАЩИТОЙ
- Перейдем к недобросовестной рекламе. Какие виды нарушений здесь встречаются?
- Их довольно много, поэтому попробую выделить тройку лидеров. Это направление рекламы по сетям электросвязи без получения согласия потребителя, реклама финансовых услуг без указания необходимой информации и реклама запрещенных товаров (курительных принадлежностей и табачных изделий).
- Что ждет нарушителей федерального закона «О рекламе»?
- Мы широко используем институт предупреждений и при первом проступке ограничиваемся ими. Но если фигурант ранее привлекался к административной ответственности, то он уже так легко не отделается — ему назначается штраф. Причем очень внушительный — для организаций может доходить до миллиона рублей.
Кроме того, мы вправе предъявить в суд иски о запрете распространения недостоверной рекламы или о ее публичном опровержении.
- Какие из нарушений антимонопольного законодательства заставили о себе говорить в уходящем году?
- Могу назвать два громких дела. Так, гарантирующий поставщик электроэнергии включил в платежки не только плату за свои услуги, но и суммы штрафов по судебным решениям, а также расходы по уплате госпошлины. Поскольку два последних пункта нарушают права потребителей, мы выдали этой организации предупреждение.
Фигуранты второго дела — организации, заключившие с местной властью договоры о передаче им в аренду муниципального имущества. Однако сами они бизнесом на этих площадях не занимались, а передавали их в субаренду еще одной организации. Таким способом орган власти обходил положенные по закону конкурсные процедуры. Мы выдали ему предписание устранить нарушения, и на сегодня оно уже исполнено.
НЕ НАКАЗАТЬ, А ПРЕДОТВРАТИТЬ
- С какими проблемами к вам наиболее часто обращаются рядовые жители республики?
- Традиционно больше всего нареканий вызывает работа поставщиков коммунальных ресурсов (тепла, воды, электроэнергии и так далее), а также пассажирских перевозчиков. Кроме того, поступает много жалоб на высокую стоимость продовольственных и непродовольственных товаров.
- Многие ведомства ведут активную информационную политику. Есть ли она у Марийского УФАС?
- Безусловно. Так, с марта этого года в Управлении работает горячая линия по вопросам цен на социально значимые продовольственные товары. Всего на нее поступило более 450 обращений граждан. Правда, в большинстве случаев значительного роста цен мы не выявили. Если он и происходил, то был, как правило, связан с ажиотажным спросом или носил сезонный характер.
Другую горячую линию мы организовали в апреле совместно с электросетевой компанией. Она позволяет прояснить вопросы технологического присоединения объектов к электросетям. Озвученные проблемы решаются незамедлительно.
Мы практикуем рабочие встречи с представителями городских и районных администраций. Провели в уходящем году два публичных слушания, обсудили вопросы правоприменительной практики.
- Это для вас так важно?
- Конечно. Наша цель — не наказать за нарушение, а предотвратить его. Поэтому разъяснительную работу будем не только продолжать, но и расширять.
К сведению
Тематика жалоб на нарушения антимонопольного законодательства в 2022 году (%)
55 — на работу организаций ЖКХ общественного транспорта
29 — на стоимость товаров
16 - остальные
Максимальный штраф за нарушение федерального закона «О рекламе»:
на граждан — 3000 рублей,
на должностных лиц – 50 000 рублей,
на юридических лиц – 1 млн рублей.
Как отправить заявление в УФАС:
доставить лично и сдать его в канцелярию,
осуществить доставку курьером под расписку,
направить заказным письмом по почте,
направить электронное письмо на адрес: to12@fas.gov.ru,
заполнить форму «Обратной связи» на сайте https://mari-el.fas.gov.ru/
Фото предоставлены Марийским УФАС.
Ране «Марийская правда» рассказала о контроле за наружной рекламой.