Секрет фирмы

Республиканское управление Федеральной антимонопольной службы РФ в 2009 году рассмотрело несколько громких административных дел, касающихся введения потребителей в заблуждение. Рекламодатели не сообщали им существенную информацию о товаре, условиях его приобретения и использования.

Например, одна из компаний республики, реализующая детское питание, настойчиво сообщала о преимуществах искусственного вскармливания малышей. Тогда как, по словам антимонополыциков, должна была содержать сведения о возрастных ограничениях таких продуктов в течение первого года жизни ребенка и предупреждение о необходимости консультаций со специалистами. В итоге за нарушение законодательства о рекламе на должностное лицо этой компании был наложен штраф в размере четырех тысяч рублей.

Вопиющим нарушением антимонополыцики посчитали и рекламу радара-детектора. Салон автотюнинга призывал водителей, превышающих скорость, купить его во избежание штрафа. Специалисты посчитали что, по сути, эта реклама побуждает потребителей к противоправным действиям. Однако индивидуальный предприниматель не согласился с мнением ФАС. Он утверждает, что радар-детектор «реагирует на камеры видеонаблюдения, которые дисциплинируют водителя в скоростном режиме». Разбирательство продолжается.

На несколько месяцев затянулась и судебная тяжба между УФАС и обществом с ограниченной ответственностью, занимающимся продажей автомобилей в кредит. Компания разместила постер размером три на шесть метров при въезде на центральный мост Йошкар-Олы. Однако реклама содержала недостоверные сведения о стоимости товара. В частности, крупным шрифтом была указана не соответствующая действительности эффективная процентная ставка по кредиту. А другие условия кредитования оказались нечитаемыми из-за мелкого шрифта. Представители компании утверждали на суде, что информацию можно прочитать с помощью технических средств, а также что в информации до потребителя доведены все условия оказания банковских услуг. Дело рассматривалось в арбитражном суде первой инстанции, а затем и в апелляционном. И все-таки Фемида признала требования компания об отмене постановления УФАС необоснованными.

- Основная проблема в том, что некоторые предприниматели не только некомпетентны в вопросах размещения рекламы, но и не интересуются законодательством, — говорит начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов УФАС России по Марий Эл Ольга Куканова. Но это не освобождает их от ответственности. Более того, может больно ударить по карману. На должностных и юридических лиц в прошлом году наложено штрафов на сумму 456 тысяч рублей.

В марте этого года административная ответственность увеличится: штраф на юридических лиц поднимется до 100 тысяч рублей (для сравнения - в прошлом году он составлял 40 тысяч). Поэтому сотрудники антимонопольной службы надеются, что число нарушений пойдет на убыль.

Примечательно и то, что некоторые нарушения специалисты антимонопольного ведомства выявляют благодаря подсказке граждан. Столкнувшись с недобросовестными рекламодателями, люди нередко обращаются в УФАС. Шквал звонков от йошкар-олинских пенсионеров обрушился на сотрудников управления, когда одна из компаний чересчур активно рекламировала пожилым людям чудо-гель для лечебного питания. Коммерсанты проигнорировали постановление Марийского УФАС, но суд расставил все точки над «i», подтвердив недостоверность этой рекламы.

(с) Эльвира Крупина, Российская Газета № 20 (5099)