"Контроль за размещением наружной рекламы" - интервью с Оксаной Ерошкиной

В предверии окончания 2021 года Марийское УФАС России подводит итоги. Заместитель руководителя - начальник отдела налитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Оксана Ерошкина рассказывает о сути работы антимонопольного органа в сфере законодательства о рекламе, рассказывает о самых запоминающихся делах и дает советы гражданам как обезопасить себя от нарушений Закона о рекламе. 

Ознакомиться с интервью можно по ссылке: https://youtu.be/TsmLtiIR52Y

1В чем состоит основная работа антимонопольного органа в сфере законодательства о рекламе?

Отношения в сфере рекламы регулируются Законом о рекламе (38-ФЗ) и данным законом определены полномочия антимонопольных органов в сфере законодательства о рекламе, а именно, что антимонопольный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы.

В рамках выполнения данных функций антимонопольный орган осуществляет следующие мероприятия:

  1. рассматривает заявления граждан, юридических лиц по вопросам распространения ненадлежащей рекламы;
  2. осуществляет мониторинг распространения рекламы на соответствие требованиям законодательства о рекламе;
  3. возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе как по заявлениям граждан (юридических лиц), так и по собственной инициативе;
  4. выдает рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
  5. применяет меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  6. предъявляет в суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе либо иски о публичном опровержении недостоверной рекламы, а также обращается в суд с заявлениями о признании ненормативных актов государственных органом, местного самоуправления в части противоречащей Закону о рекламе.

2. В чем чаще всего проявляются нарушения законодательства о рекламе при размещении наружной рекламы

Чаще всего устанавливаются факты размещения рекламных конструкций без согласования их с органом местного самоуправления и собственников объектов, на которых размещается данная реклама;

Реклама алкогольной продукции в местах и способами, которые запрещены Законом о рекламе

Запрещенная реклама табачной продукции, табачных изделий и кальянов;

Реклама финансовых услуг без указания всех существенных условий, которая может ввести потребителей в заблуждение.

3. Как Вы узнаете о том, что было совершено нарушение? (через обращения граждан или есть свои процедуры специалистов)

В большинстве случаев антимонопольным органом нарушения законодательства выявляются в ходе рассмотрения поступающих жалоб со стороны физических и юридических лиц.

Кроме того, в Марийское УФАС России поступают материалы, содержащие признаки нарушения законодательства, со стороны иных органов государственной власти.

Также территориальному органу поступают поручения о проведении соответствующих контрольных мероприятий в различных сферах, по итогам которых устанавливаются либо не устанавливаются признаки нарушения законодательства о рекламе.

Кроме того, антимонопольным органом самостоятельно проводятся мониторинги соблюдения лицами законодательства о рекламе.

4. Какое наказание чаще всего выносится за нарушения при размещении наружной рекламы.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена КоАП РФ.

В зависимости от содержания рекламы, ответственность может быть различной, например, за размещение рекламы табачной продукции, табачных изделий и кальянов штраф на юридических лиц составляет от 80 до 150 тысяч рублей, алкогольной продукции  -  от 100 до 500 тысяч рублей, за рекламу финансовых услуг – от 300 до 800 тысяч рублей (Стоит обратить внимание на то, что данная ответственность вводится не для любых рекламодателей ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а только для кредитных организаций), а за размещение рекламных конструкций без согласования с органом местного самоуправления, когда наказание назначается Арбитражным судом по рассмотрению протоколов, составленных органами внутренних дел, от 500 тысяч до 1 млн рублей.

Однако в большинстве случаев на практике Марийского УФАС из установленных в 2021 году нарушений при размещении ненадлежащей наружной рекламы лица привлекались к ответственности в виде предупреждений, поскольку КоАП РФ для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, совершивших нарушение впервые, предусмотрена данная ответственность.

5. Расскажите о самых запоминающихся делах.

Самыми запоминающимися нарушениями, установленными по результатам рассмотренных дел, конечно же является реклама табачных изделий, кальянов, алкогольной продукции, которая запрещена, и реклама финансовых услуг.

Данные нарушения самые запоминающиеся, поскольку реклама в большинстве случаев вводит потребителей (слабой стороны правоотношений) в заблуждение и фактически призывает к потреблению вредных товаров, влияющих на здоровье граждан.

6. Как поступить гражданам, столкнувшимся с нежелательной рекламой?

В случае если лицо столкнулось с распространением ненадлежащей, незаконной рекламы ему необходимо обратиться в антимонопольный орган с соответствующим заявлением. В заявлении нужно описать рекламу или приложить фото данной рекламы. Кроме того, в заявлении следует указать место, дату и способ ее распространения, а также изложить, в чем, по мнению лица, заключается нарушение закона о рекламе. При выявлении нарушения антимонопольный орган пресечет распространение такой рекламы и виновные лица будут привлечены к административной ответственности.