В Марийском УФАС России одним из наиболее частых нарушений в области недобросовестной конкуренции являются нарушения в сфере пассажирских перевозок

13 февраля 2020 года на базе в ФГАУ «Учебно-методический центр Федеральной антимонопольной службы» в г. Казани состоялся круглый стол «Недобросовестная конкуренция – негативный фактор развития бизнеса».

О недобросовестной конкуренции и негативных факторах развития бизнеса в сфере пассажирских перевозок рассказала главный специалист-эксперт Наталия Журавлева.

Она обратила внимание присутствующих на то, что тема антимонопольного регулирования в сфере пассажирских перевозок является темой специализации Марийского УФАС России.

 

«Ключевой проблемой на данном рынке Марийское УФАС России видит проблему доступа на данный товарный рынок новых хозяйствующих субъектов, поскольку разрешительные документы, например, на право осуществления перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам выдаются на длительный срок с возможностью их продления (так, в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона №220-ФЗ, разрешительные документы выдаются на срок не менее чем пять лет и могут быть продлены на срок пять лет неограниченное количество раз). Таким образом, за 5-10 лет, в течение которых действует выбранный перевозчик, условия перевозок у иных хозяйствующих субъектов могут измениться и иные хозяйствующие субъекты могут теоретически предложить лучшие условия осуществления перевозок и ведения хозяйственной деятельности на маршруте. Однако повторные конкурные процедуры будут проводится уполномоченным органом только в случаях, прямо указанных в законе, это такие как отказ перевозчика от осуществления перевозок, отзыв лицензии у перевозчика, отмена маршрута и т.д. Таким образом, доступ на рынок иных хозяйствующих субъектов является ограниченным.» - отметила она, - и в  результате недобросовестной конкуренции участники конкурентных отношений теряют стимул совершенствовать свою работу (ухудшается уровень транспортного обслуживания) При этом наносится вред не только обществу, но и добропорядочным субъектам экономической деятельности.

Необходимо отметить, что регулирование рынка пассажирских перевозок вызывает из года в год множество вопросов, связанных в первую очередь со сложностью получения и сбора доказательств, поскольку перевозчики часто не представляют требующиеся документы и информацию, меняет схемы взаимодействия с пассажирами, лицами предоставляющими автобусы, порядок взаимодействия с остановочными пунктами и иные условия. Нередко перевозчики пытаются доказать, что представленные в материалы дела видеозаписи, фиксирующие нарушения, сделаны с нарушением действующего законодательства, ссылаясь на статью 27.8 КоАП РФ, в соответствии с которой осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Однако суды указывают, что заявители в рамках рассмотрения антимонопольных дел вправе представлять любые документы и доказательства, в том числе зафиксированные путем видеосъемки, при этом статья 27.8 КоАП РФ будет применяться только к должностным лицам, составляющим протоколы об административных правонарушениях (№А74-3946/2016).

 Также, нередко перевозчики, пытаясь скрыть характер осуществляемых перевозок, для создания различия в назначении маршрутов предпринимателя и регулярного перевозчика придумали основание – оформление перевозок в качестве экскурсионных перевозок пассажиров. Однако данные основания не принимаются судами при наличии доказательств, свидетельствующих о регулярности осуществляемых перевозок, и как показывает практика даже косвенные доказательства, представленные в совокупности, позволяют доказывать позицию антимонопольного органа, в том числе при оспаривании актов в судебных инстанциях.

Лучший выход из сложившихся ситуаций – детальное правовое регулирование и стремление хозяйствующих субъектов к соблюдению требований действующего законодательства, в том числе требований антимонопольного законодательства.» - подытожила Наталия Журавлева.