Контроль в сфере закупок – как механизм эффективного противодействия коррупции

8 ноября руководитель Марийского УФАС России Павел Козел выступил с докладом в рамках заседании Комиссии по противодействию коррупции в Республике Марий Эл посвященного теме эффективности контроля в сфере закупок, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл, и причинах коррупционных нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок.

 

Государственные закупки являются одним из важных факторов развития экономики.

 

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” в п. 12 ст. 7 не случайно выделяет в качестве основного направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, так как коррупционные риски сохраняются всегда, когда речь идет о распоряжении бюджетными средствами .

       

         За 9 месяцев 2018 года в Марийское УФАС России поступила 161 жалоба на действия

         (бездействия) субъектов контроля, из которых рассмотрено 132 жалобы,

         обоснованными признаны 78 жалоб, то есть 58 %.  Проведено 25 внеплановых

         проверок (15 проверок с нарушением), 3 проверки проведены в плановом порядке,

         также с нарушениями.

 

"Проведение заказчиком открытых торгов, к сожалению, не является залогом честной конкуренции между поставщиками товаров, работ и услуг. Злоупотребления при проведении конкурсных торгов начинаются еще с момента предоставления информации о проведении торгов и подготовки тендерной документации. Наиболее распространенными из них являются  установление нечетких или слишком жестких квалификационных требований к товару,  нечеткое определение предмета закупки, не всегда позволяет составить правильное представление о потребительских характеристиках товара (услуг, работ). Недопустимо устанавливать требования к описанию участниками закупок в составе своих заявок, помимо конкретных показателей товаров, конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, химического состава товаров. Указанные требования создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальное отклонение заявок.

 

Другим распространенным нарушением является формирование сложной и двузначной инструкции по заполнению заявки, которая в последующем также может привести к отклонению заявок участников.

Например, по результатам изучения инструкции заказчика установлено, что в описании товаров заказчиком используются многочисленные символы, предлоги, диапазонные значения. При этом, правила чтения символов изложены на трех страницах, одним сплошным текстом без выделения текста, абзацев, пунктов и других приемов, позволяющих выделить или акцентировать внимание на определенных предложениях, в отличии от другого текста документации об аукционе. В одном предложении заказчиком приводится толкование нескольких символов. Более того, разъяснение одного символа с различными сочетаниями находится в разных частях текста правил- отметил в своем докладе Павел Козел.

-Также отмечаем, что в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) предусмотрен ряд мер, направленных на снижение коррупционных рисков и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе: Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок (статья 20 Закона N 44-ФЗ); Установлено право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (статья 102 Закона N 44-ФЗ); Установлен запрет на членство в комиссиях по осуществлению закупок лиц, заинтересованных в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статья 39 Закона N 44-ФЗ); Предусмотрена возможность в судебном порядке признания недействительным контракта, заключенного заказчиками, должностные лица которых состоят в браке либо являются близкими родственниками с выгодоприобретателями либо руководителями организаций поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 22 статьи 34 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрены механизмы, направленные на снижение коррупционных рисков и злоупотреблений в сфере государственных закупок" – подытожил свое выступление Павел Козел.