Большие перемены в антимонопольном законодательстве

Марийское УФАС России информирует, что 6 октября 2015 года был опубликован Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», более известный как «четвертый антимонопольный пакет».

Документ вносит существенные изменения в действующее антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности и одновременное снижение участия государства в экономике.

Согласно новой редакции закона устранена возможность применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц (граждан), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Ущемление индивидуальных интересов физических лиц, не связанное с ограничением конкуренции и предпринимательской деятельностью, должно защищаться законодательством о защите прав потребителей и иными способами защиты гражданских прав.

Таким образом, после вступления в силу изменений рассмотрение заявлений (обращений) физических лиц, несвязанных с предпринимательской деятельностью, не могут быть рассмотрены антимонопольным органом в связи с отсутствием полномочий.

Новая редакция закона распространяет институт предупреждения на действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15), недобросовестную конкуренцию (кроме случаев нарушения исключительных прав) и иные формы злоупотребления доминирующим положением (пункты 6 и 8 части 1 статьи 10). Таким образом, устранение антимонопольных правонарушений теперь может осуществляться в оперативном порядке.

В свою очередь, ответственность должностных лиц, неоднократно нарушающих Закон о защите конкуренции, ужесточается. Так, повышается до 50 тысяч рублей сумма штрафа, налагаемого на должностных лиц органов власти в случае, если их действия приводят к ограничению конкуренции и свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 14.9 КоАП). В случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать дисквалификация на срок до трех лет (ч. 2 ст. 14.9 КоАП).

Предусматривается установление правил недискриминационного доступа к товарам компаний, не являющихся субъектами естественных монополий. Правила недискриминационного доступа будут устанавливаться актом Правительства в отношении товаров, производимых лицами, чья доля на рынке превышает 70%. Основанием для принятия такого акта будет являться выявление факта злоупотребления доминирующим положением, установленного вступившим в законную силу решением антимонопольного органа.

В новой редакции закона исключается положение статьи 5 Закона о защите конкуренции о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов. Кроме того, прекращается ведение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше тридцати пяти процентов.

Законом вводится новая глава 2.1, содержащая семь статей, посвященных отдельным формам недобросовестной конкуренции, конкретизируя описание недопустимых практик недобросовестной конкуренции. Эта глава обобщает все те составы нарушений, которые уже были сформированы судебной и административной практикой, и более четко описывает грани дозволенного и противоправного.

Также изменена часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Отныне признаются картелем и запрещаются соглашения не только между субъектами, осуществляющими продажу товаров, но и между покупателями.

С вступлением в силу новой редакции Закона прекращается уведомительный контроль сделок субъектов естественных монополий. В свою очередь, появилась отдельная категория соглашений, заключение которых требует предварительного согласия антимонопольного органа – это соглашения хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности. Указанные дополнения исключают возможность признания рассмотренных антимонопольным органом соглашений о совместной деятельности картелем.

Изменения коснулись и процессуальных норм. Появился новый, принципиально важный процессуальный документ — заключение об обстоятельствах дела. Этот документ включает в себя обстоятельства дела, установленные комиссией, доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия приняла или отвергла те или иные доказательства. После утверждения заключения оно будет направляться лицам, участвующим в деле, а само рассмотрение дела откладываться для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы. Указанное нововведение признано стать важнейшей гарантией защиты прав и интересов лиц, участвующих в деле.

Кроме того, вводятся классические для процессуального права положения о виде доказательств, критериях их относимости и допустимости. В целом указанные изменения способствуют повышению качества рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, ведут к уменьшению доли дел о нарушении антимонопольного законодательства, которые в настоящее время обжалуются в арбитражных судах.

Также Закон предусматривает введение института так называемой «внутриведомственной апелляции», определяя процедуру пересмотра коллегиальными органами ФАС России решений и предписаний территориальных органов. Предусматривается, что решение и предписание УФАС России могут быть обжалованы в коллегиальный орган ФАС России в течение месяца со дня их вынесения в случае, если такие решения нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Как уже ранее упоминалось, принятый закон содержит ряд существенных изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, устанавливается административная ответственность за нарушение процедуры торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам их проведения (ст. 7.32.4 КоАП РФ). При этом лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, несут административную ответственность как должностные лица.

Наряду с этим, предусматривается смягчение административной ответственности при заключении антиконкурентных соглашений для лиц, содействующих в расследовании антимонопольного нарушения.

Перечень всех принятых изменений, разумеется, не исчерпывается приведенным списком. Однако даже рассмотренных нововведений достаточно, чтобы оценить масштаб новаций, внесенных «четвертым антимонопольным пакетом». Изменения, внесенные указанным законом, вступают в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, то есть 5 января 2016 года.