Ссылка министерства на чрезвычайную ситуацию ошибочна

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Решением Марийского УФАС России в действиях Министерством лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл и специализированного государственного автономного учреждения Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» признано нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении государственных контрактов на выполнение работ по проведению мероприятий по расчистке лесных насаждений при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров в 2010 году, без проведения торгов.

Также министерству и учреждению выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Марийским УФАС России при рассмотрении дела установлено, что режим чрезвычайной ситуации в Республике Марий Эл был введен в июле-августе 2010 года. Однако размещение заказов по ликвидации чрезвычайной ситуации с момента лесных пожаров и до 2013 года на спорных участках министерством не осуществлялось. Заказы на такие работы размещены и государственные контракты заключены только в 2013 году, спустя три года. Доказательства того, что государственные контракты заключались с целью устранения срочной чрезвычайной ситуации в лесном фонде, министерством не представлены.

На согласившись с решением и предписанием, Министерство лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл оспорило их в арбитражный суд.

Предмет судебного спора выразился в разногласиях антимонопольного органа и министерства о возможности размещения министерством в 2013 году заказа на выполнение работ по расчистке лесных насаждений при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории республики, пострадавшей от лесных пожаров 2010 года, у единственного поставщика без проведения торгов.

Марийское УФАС России настаивало, что заключение государственных контрактов с единственным поставщиком нарушило требования законодательства о размещении заказов и исключило возможность иных хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные услуги, участвовать в размещении заказа, что привело к устранению конкуренции.

Министерство, напротив, полагало, что обоснованно заключило государственные контракты с единственным поставщиком, поскольку СГАУ РМЭ «Авиалесоохрана» наделено исключительными полномочиями по проведению мероприятий по расчистке лесных насаждений при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

По результатам рассмотрения дела, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу о том, что позиция министерства основана на неправильном толковании норм антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов и противоречит доказательствам, имеющимся в деле.