Аналитический отчет о состоянии конкуренции на оптовом рынке углей энергетических на территории Республики Марий Эл

         Анализ и оценка состояния конкуренции на оптовом рынке углей энергетических на территории Республики Марий Эл осуществляется в соответствии с Порядком проведения и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (регистрационный № 18026 от 02.08.2010), Методическими указаниями по проведению обследования оптового рынка углей энергетических во исполнение поручения ФАС России №АГ/9519 от 30.03.2012.

Целями исследования являются:

– оценка состояния конкурентной среды на рынке углей энергетических;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции);

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

– сравнительный анализ динамики стоимостных показателей (основной статьи затрат в структуре себестоимости единицы продукции, полной себестоимости единицы продукции, отпускных цен) предприятий – производителей углей энергетических, а также анализ их ценовой и сбытовой политики, в том числе в целях выявления нарушений антимонопольного законодательства

При исследовании оптового рынка углей энергетических на территории Республики Марий Эл были проведены следующие этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды:

- определен временной интервал исследования товарного рынка;

- определены продуктовые границы товарного рынка;

- определены географические границы товарного рынка;

- определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- рассчитан объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке;

- определен уровень концентрации товарного рынка;

- определены барьеры входа на товарный рынок;

- дана оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Для анализа состояния конкурентной среды на оптовом рынке угдей энергетических Марийским УФАС России использованы сведения:

  • Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (Маристат);

  • Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

  • хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке.

Временной интервал исследования товарного рынка

Согласно 2.1 Порядка наименьший интервал анализа состояния Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования оптового рынка углей энергетических, согласно Плану работы ФАС России по анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках, Методических рекомендаций ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках, определён 2010-2011 годы.

Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Уголь – твердая горючая осадочная порода, образовавшаяся преимущественно из отмерших растений путем их биохимических, физико-химических и физических изменений, является невосполнимым, ограниченным природным ресурсом.

Бурые угли — одна из разновидностей углей ископаемых — имеют широкое распространение. Неглубокое залегание и большая мощность угольных пластов позволяют широко применять открытый способ разработки, экономические и технические преимущества которого во многом компенсируют относительно низкое качество сырья.

В результате длительного воздействия повышенных температур и давления бурые угли преобразуются в каменные угли, а последние — в антрациты. Необратимый процесс постепенного изменения химического состава (прежде всего в направлении обуглероживания), физические и технологические свойств органического вещества в преобразованиях от торфа до антрацита называются углефикацией. Углефикация на стадиях превращения бурых углей в каменные и последних в антрациты, обусловленная происходящими в земной коре процессами, носит название метаморфизма углей (превращения).

Структурно-молекулярная перестройка органического вещества при метаморфизме углей сопровождается последовательным повышением в них относительного содержания углерода, снижением содержания кислорода, выхода летучих веществ. В определённых закономерностях на средних стадиях углефикации изменяются содержание водорода, теплота сгорания, твёрдость, плотность, хрупкость, оптические, электрические и другие физические свойства углей.

Показателями углефикации (метаморфизма) угля является выход летучих веществ, элементный состав, теплота сгорания, спекаемость, а в низких его стадиях – влажность. В зависимости от степени метаморфизма угли подразделяются на бурые угли, каменные угли и антрациты. Самая низкая теплота сгорания у бурых углей, а самая высокая – у антрацитов.

Бурые угли разделяются по рабочей влажности на три марки: Б1- больше 40%; Б2- от 30 до 40%; БЗ - меньше 30%.

Характеристики каменного угля различны и зависят от места добычи. Каменные угли разделяются по выходу летучих веществ и спекаемости на следующие марки: Г (газовый), ГЖ (газовый жирный). ГЖО (газовый жирный отощенный), Д (длиннопламенный), ДГ (длиннопламенный газовый), Ж (жирный), КСН (коксовый слабоспекающийся, низкометаморфизованный), СС (слабоспекающийся), Т (тощий), ТС (тощий спекающийся).

Отдельной маркой каменного угля является антрацит (А), ископаемый гумусовый уголь высшей степени метаморфизма.

Угли марок Д, Г и антрациты находят свое применение, как правило, в котельных, так как они могут гореть без поддува. Угли марок СС, ОС, Т применяются для получения электрической энергии, так как они имеют большую теплоту сгорания, но сжигание данного вида углей связано с технологическими трудностями, которые оправданы лишь в случае необходимости большого количества угля. В черной металлургии для производства сталей и чугуна обычно используются марки Г, Ж.
Угли разных видов значительно отличаются друг от друга по характеристикам. Более того, угли одинаковой марки часто имеют разные показатели качества. Характеристики зависят от условий в которых формировался уголь, они необходимы для выбора вида и марки угля соответствующего условиям применения. В зависимости от степени обогащения угли делятся на концентраты, промпродукты и шламы. Концентраты, как правило, используются в котельных и для получения электроэнергии. Промпродукты обычно идут на нужды металлургии. Шламы используются для изготовления брикетов с целью розничной продажи населению для личного использования.

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с  пунктом 3.1 Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара может проводиться на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; условий договора, заключенного в отношении товара; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;  а также иных способов, позволяющих однозначно определить товар. В настоящем исследовании были использованы следующие способы:

1) Предварительное определение товара (услуги) на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Марийское УФАС России при определении классификационной группы исследуемого товара руководствовалось действующим Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным  Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301 и методическими указаниями.

В соответствии с указанным классификатором используются следующие коды: 

- 03 2031     0     Уголь каменный

- 03 2035     2     Уголь бурый

2) Выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.
Товарами-заменителями энергетического угля могут являться в зависимости от целей использования альтернативные виды топлива – природный газ, продукты переработки нефти, в том числе мазут, горючие ископаемые (сланцы, торф).

Уголь отдельных марок может быть в отдельных случаях быть заменен углями других марок, которые имеют теплотехнические характеристики, соответствующие технологическим параметрам оборудования, что позволяет без проведения реконструктивных работ использовать их без существенного снижения эффективности производства энергии и нанесения ущерба оборудованию.

Вместе с тем, общая оценка взаимозаменяемости может характеризоваться как низкая, что обусловлено уникальностью теплотехнических характеристик разных марок угля, на сжигание которых запроектировано котельное оборудование, т.е. потенциально взаимозаменяемые угли подходят не для всех потребителей.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать услуги по оптовой торговле энергетическим углем. В соответствии с "ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", услуги по оптовой торговле энергетическим углем принадлежат к разделу G, подразделу GA, группировке 51.51.11.110 «Услуги по оптовой торговле углем и продуктами его переработки». Эта группировка включает услуги по оптовой торговле каменным и бурым углем, каменноугольным концентратом, угольными брикетами и т.п.

Географические границы товарного рынка

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

В соответствии с Методическими рекомендациями исследование проводится среди хозяйствующих субъектов, находящихся в регионе.

Таким образом, географические границы оптового рынка углей энергетических определены в административных границах Республики Марий Эл.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Производители энергетических углей на территории Республики Марий Эл отсутствуют.

В анализируемом периоде на территории Республики Марий Эл действовал только один хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на оптовом рынке угля (реализация):

- ООО «ТОПЭНЕРГО» (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Успенская, д. 11, ИНН 1215127087).

Покупателями выступают юридические лица (предприятия сферы ЖКХ, котельные) и физические лица – использующие уголь в качестве твердого топлива для отопления.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Основным показателем для расчета объема оптового рынка энергетического угля и долей хозяйствующих субъектов на данном рынке является общий объем реализации угля в анализируемом периоде.

Доля каждого участника рынка рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка по следующей формуле:

Di=Vi/Vp×100%

где: Di - доля i-го участника рынка;

Vi – объем оказанных услуг i-м участником рынка;

Vp – общий объем оказанных услуг.

В указанных географических границах деятельность по оптовой реализации угля осуществляла одна организация.

Объем рынка, а также доля хозяйствующего субъекта в анализируемом периоде представлена в таблице 1.

Таблица 1

Расчет доли хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке энергетического угля

 

№ п/п

Наименование организации

 

Доля, %

2010 год

2011 год

1

ООО «ТОПЭНЕРГО»

100

100

ИТОГО

100

100

 


Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации на товарном рынке используются два показателя: коэффициент рыночной концентрации (CRn) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (ННI).

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= CR <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= CR < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при CR < 45% или HHI < 1000.

Коэффициент концентрации CR1, в анализируемом периоде составлял 100 % , коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (ННI)– 10000. Товарный рынок характеризуется как высококонцентрированный с ограниченной тенденцией к дальнейшему развитию.

Барьеры входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Основной проблемой, на которую указывают как поставщики, так и потребители на рынке энергетических углей, является необоснованный рост цен у производителей, что приводит к дальнейшему удорожанию угля и для конечных потребителей.

Кроме того, в регионе, в котором отсутствует собственное производство углей, деятельность в данной сфере для поставщиков имеет низкую рентабельность.

Оценка состояния конкурентной среды

Проведенный анализ товарного рынка показал, что оптовый рынок углей энергетических на территории Республики Марий Эл относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что объясняется сформированным составом продавцов и покупателей. В рассматриваемых географических границах данный товарный рынок является высококонцентрированным. Рынок имеет ограниченную тенденции к дальнейшему развитию.

Таким образом, исходя из географических границ товарного рынка, доли ООО «ТОПЭНЕРГО» в размере 100 % общество занимает доминирующее положение.

 

Предложения по результатам анализа товарного рынка

По результатам анализа оптового рынка углей энергетических на территории Республики Марий Эл в 2010-2011 гг. предлагаем рассмотреть вопрос о включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, сведений:

- об ООО «ТОПЭНЕРГО» по позиции «Услуги по оптовой торговле углем и продуктами его переработки» с долей более 50% в географических границах Республики Марий Эл.