• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

решение по делу № 03-18/53 по признакам нарушения ч.7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе

Дата публикации: 7 сентября 2011, 20:21

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальника отдела Салимзянов Б. И.;

член Комиссии - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

член Комиссии — специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б

член Комиссии — специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

рассмотрев дело № 03-18/53 в отношении КПКГ «Гарант» по факту нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в размещении в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «Гарант». Мини- ЗАЙМЫ 0,7 в день»,

в отсутствии законного представителя КПКГ «Гарант» (лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

УСТАНОВИЛА:

В Марийское УФАС России 10 июня 2011 года поступило заявление гражданки Ф о распространении недостоверной рекламы КПКГ «Гарант», размещенной в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «Гарант». Мини- ЗАЙМЫ 0,7 в день».

29 июня 2011 года заместителем руководителя - начальником отдела Марийского УФАС России вынесено определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе № 03-18/53, которым были запрошены необходимые документы и письменные объяснения по делу.

Из письменных объяснений КПКГ «ГАРАНТ» следует, что рекламодателем и рекламопроизводителем данной рекламы является КПКГ «Гарант». Заявка на размещение  рекламы была сделана в письменной форме, макет был согласован

Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения, Комиссия установила следующее.

1. Из материалов дела следует, что кредитный потребительский кооператив граждан «ГАРАНТ» (далее - Кооператив) зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 27 августа   2010 года, что подтверждается свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе.

Согласно уставу основной целью деятельности Кооператива является аккумулирование финансовых средств и материальных ресурсов членов Кооператива, предоставление членам Кооператива займов из фонда  финансовой взаимопомощи, выдача компенсации за использование личных сбережений членов Кооператива, заключение договоров страхования от имени и по поручению своих членов, оказание консультационных услуг членам Кооператива, иные виды деятельности, которые Коопрератив вправе осуществлять в соответствии с действующим законодательством. (пункт 2.2 Устава).

Деятельность Кооператива регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 г. «О кредитной кооперации» № 190-ФЗ (далее - Закон о кооперативах).

Указанный Закон о кооперативах закрепляет принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности членов кредитных потребительских кооперативов граждан, предусматривает меры по защите интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона о кооперативах кредитный потребительский кооператив граждан - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица.

Пункт 3 статьи 14 указанного Закона предусматривает, что члены кредитного потребительского кооператива граждан обязаны соблюдать устав кредитного кооператива и выполнять решения органов кредитного кооператива; вносить дополнительные взносы в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного кооператива в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации; солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса; своевременно возвращать полученные от кредитного кооператива займы, а при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы; исполнять другие обязанности члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренные Законом о кооперативах, иными нормативными правовыми актами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,   формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по повод реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

При квалификации любой информации в качестве рекламной необходимо учитывать не только субъективный критерий - направленность информации тому кругу лиц, который подразумевает, либо указывает сам источник информации, но и объективный - возможность формирования интереса к информации у лиц, потенциально являющихся потребителями данной информации.

Газета «PROгород Йошкар-Ола» распространяется среди неопределенного круга лиц. Тем самым, указанная информация воспринимается не только пайщиками, но и иными лицами, которые, прочитав рекламу, возможно, пожелают стать членами КПКГ «ГАРАНТ».

Таким образом, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

2. Распространяемая КПКГ «ГАРАНТ» реклама, размещенная в Газете не содержит существенную информацию о том, что воспользоваться услугами перечисленные в рекламе,  вправе только члены Кооператива.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

По смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: указание на возможность получения перечисленных в рекламе услуг только на основании членства в кооперативе. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

3. Распространяемая КПКГ «ГАРАНТ» реклама, размещенная в Газете, не содержит существенную информацию обо всех условиях предоставления КПКГ «ГАРАНТ» займов членам Кооператива.

По смыслу ч. 7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий

Отсутствие в рекламе какой либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии с типовой формой договора займа, существенными условиями, влияющие на сумму расходов, которые понесут, воспользовавшиеся услугой, лица являются: сумма договора, срок, компенсационные взносы за пользованием денежных средств, членские взносы за покрытием расходов Кооператива,

Комиссия Марийского УФАС России установила, что распространяемая КПКГ «Гарант» реклама услуг, связанная с  предоставлением займов гражданам содержит не все существенные условия, влияющие на сумму расходов, которые могут понести воспользовавшиеся услугой лица.

Тем самым, в спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: отсутствуют  все существенные условия, влияющие на сумму доходов расходов, которые они могут понести. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, реклама КПКГ «ГАРАНТ» нарушает требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе и  является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «ГАРАНТ» определило, изготовило объект рекламирования и содержание рекламы. Таким образом, КПКГ «ГАРАНТ» является рекламодателем, рекламопроизводителем.

Из материалов дела следует, что заявка на размещении рекламы в Газете была сделана КПКГ «ГАРАНТ» в письменной форме.

Акт № 00002583 от 27 июня 2011 года, акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.06.2011 г. заключенный между КПКГ «ГАРАНТ» и ИП К. подтверждается, что заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг к исполнителю не имеет.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «ГАРАНТ» является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы. Следовательно КПКГ «ГАРАНТ» является рекламодателем рассматриваемой рекламной информации.

Таким образом, нарушение требований ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя, рекламопроизводителя КПКГ «ГАРАНТ».

На момент рассмотрения дела, доказательств прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, КПКГ «ГАРАНТ» представлено не было.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу КПКГ «ГАРАНТ» размещенную в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «Гарант». Мини- ЗАЙМЫ 0,7 в день», ввиду нарушения требований ч. 7 ст. 5, п.2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать КПК «ГАРАНТ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2011 года, что в соответствии с пунктом 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                         

Члены комиссии:

 

stdClass Object ( [vid] => 7710 [uid] => 1 [title] => решение по делу № 03-18/53 по признакам нарушения ч.7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7710 [type] => solution [language] => ru [created] => 1315398072 [changed] => 1370519072 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519072 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальника отдела Салимзянов Б. И.;

член Комиссии - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

член Комиссии — специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б

член Комиссии — специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

рассмотрев дело № 03-18/53 в отношении КПКГ «Гарант» по факту нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в размещении в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «Гарант». Мини- ЗАЙМЫ 0,7 в день»,

в отсутствии законного представителя КПКГ «Гарант» (лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

УСТАНОВИЛА:

В Марийское УФАС России 10 июня 2011 года поступило заявление гражданки Ф о распространении недостоверной рекламы КПКГ «Гарант», размещенной в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «Гарант». Мини- ЗАЙМЫ 0,7 в день».

29 июня 2011 года заместителем руководителя - начальником отдела Марийского УФАС России вынесено определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе № 03-18/53, которым были запрошены необходимые документы и письменные объяснения по делу.

Из письменных объяснений КПКГ «ГАРАНТ» следует, что рекламодателем и рекламопроизводителем данной рекламы является КПКГ «Гарант». Заявка на размещение  рекламы была сделана в письменной форме, макет был согласован

Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения, Комиссия установила следующее.

1. Из материалов дела следует, что кредитный потребительский кооператив граждан «ГАРАНТ» (далее - Кооператив) зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 27 августа   2010 года, что подтверждается свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе.

Согласно уставу основной целью деятельности Кооператива является аккумулирование финансовых средств и материальных ресурсов членов Кооператива, предоставление членам Кооператива займов из фонда  финансовой взаимопомощи, выдача компенсации за использование личных сбережений членов Кооператива, заключение договоров страхования от имени и по поручению своих членов, оказание консультационных услуг членам Кооператива, иные виды деятельности, которые Коопрератив вправе осуществлять в соответствии с действующим законодательством. (пункт 2.2 Устава).

Деятельность Кооператива регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 г. «О кредитной кооперации» № 190-ФЗ (далее - Закон о кооперативах).

Указанный Закон о кооперативах закрепляет принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности членов кредитных потребительских кооперативов граждан, предусматривает меры по защите интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона о кооперативах кредитный потребительский кооператив граждан - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица.

Пункт 3 статьи 14 указанного Закона предусматривает, что члены кредитного потребительского кооператива граждан обязаны соблюдать устав кредитного кооператива и выполнять решения органов кредитного кооператива; вносить дополнительные взносы в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного кооператива в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации; солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса; своевременно возвращать полученные от кредитного кооператива займы, а при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы; исполнять другие обязанности члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренные Законом о кооперативах, иными нормативными правовыми актами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,   формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по повод реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

При квалификации любой информации в качестве рекламной необходимо учитывать не только субъективный критерий - направленность информации тому кругу лиц, который подразумевает, либо указывает сам источник информации, но и объективный - возможность формирования интереса к информации у лиц, потенциально являющихся потребителями данной информации.

Газета «PROгород Йошкар-Ола» распространяется среди неопределенного круга лиц. Тем самым, указанная информация воспринимается не только пайщиками, но и иными лицами, которые, прочитав рекламу, возможно, пожелают стать членами КПКГ «ГАРАНТ».

Таким образом, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

2. Распространяемая КПКГ «ГАРАНТ» реклама, размещенная в Газете не содержит существенную информацию о том, что воспользоваться услугами перечисленные в рекламе,  вправе только члены Кооператива.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

По смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: указание на возможность получения перечисленных в рекламе услуг только на основании членства в кооперативе. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

3. Распространяемая КПКГ «ГАРАНТ» реклама, размещенная в Газете, не содержит существенную информацию обо всех условиях предоставления КПКГ «ГАРАНТ» займов членам Кооператива.

По смыслу ч. 7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий

Отсутствие в рекламе какой либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии с типовой формой договора займа, существенными условиями, влияющие на сумму расходов, которые понесут, воспользовавшиеся услугой, лица являются: сумма договора, срок, компенсационные взносы за пользованием денежных средств, членские взносы за покрытием расходов Кооператива,

Комиссия Марийского УФАС России установила, что распространяемая КПКГ «Гарант» реклама услуг, связанная с  предоставлением займов гражданам содержит не все существенные условия, влияющие на сумму расходов, которые могут понести воспользовавшиеся услугой лица.

Тем самым, в спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: отсутствуют  все существенные условия, влияющие на сумму доходов расходов, которые они могут понести. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, реклама КПКГ «ГАРАНТ» нарушает требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе и  является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «ГАРАНТ» определило, изготовило объект рекламирования и содержание рекламы. Таким образом, КПКГ «ГАРАНТ» является рекламодателем, рекламопроизводителем.

Из материалов дела следует, что заявка на размещении рекламы в Газете была сделана КПКГ «ГАРАНТ» в письменной форме.

Акт № 00002583 от 27 июня 2011 года, акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.06.2011 г. заключенный между КПКГ «ГАРАНТ» и ИП К. подтверждается, что заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг к исполнителю не имеет.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «ГАРАНТ» является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы. Следовательно КПКГ «ГАРАНТ» является рекламодателем рассматриваемой рекламной информации.

Таким образом, нарушение требований ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя, рекламопроизводителя КПКГ «ГАРАНТ».

На момент рассмотрения дела, доказательств прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, КПКГ «ГАРАНТ» представлено не было.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу КПКГ «ГАРАНТ» размещенную в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «Гарант». Мини- ЗАЙМЫ 0,7 в день», ввиду нарушения требований ч. 7 ст. 5, п.2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать КПК «ГАРАНТ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2011 года, что в соответствии с пунктом 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                         

Члены комиссии:

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальника отдела Салимзянов Б. И.;

член Комиссии - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

член Комиссии — специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б

член Комиссии — специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

рассмотрев дело № 03-18/53 в отношении КПКГ «Гарант» по факту нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в размещении в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «Гарант». Мини- ЗАЙМЫ 0,7 в день»,

в отсутствии законного представителя КПКГ «Гарант» (лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

УСТАНОВИЛА:

В Марийское УФАС России 10 июня 2011 года поступило заявление гражданки Ф о распространении недостоверной рекламы КПКГ «Гарант», размещенной в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «Гарант». Мини- ЗАЙМЫ 0,7 в день».

29 июня 2011 года заместителем руководителя - начальником отдела Марийского УФАС России вынесено определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе № 03-18/53, которым были запрошены необходимые документы и письменные объяснения по делу.

Из письменных объяснений КПКГ «ГАРАНТ» следует, что рекламодателем и рекламопроизводителем данной рекламы является КПКГ «Гарант». Заявка на размещение  рекламы была сделана в письменной форме, макет был согласован

Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения, Комиссия установила следующее.

1. Из материалов дела следует, что кредитный потребительский кооператив граждан «ГАРАНТ» (далее - Кооператив) зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 27 августа   2010 года, что подтверждается свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе.

Согласно уставу основной целью деятельности Кооператива является аккумулирование финансовых средств и материальных ресурсов членов Кооператива, предоставление членам Кооператива займов из фонда  финансовой взаимопомощи, выдача компенсации за использование личных сбережений членов Кооператива, заключение договоров страхования от имени и по поручению своих членов, оказание консультационных услуг членам Кооператива, иные виды деятельности, которые Коопрератив вправе осуществлять в соответствии с действующим законодательством. (пункт 2.2 Устава).

Деятельность Кооператива регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 г. «О кредитной кооперации» № 190-ФЗ (далее - Закон о кооперативах).

Указанный Закон о кооперативах закрепляет принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности членов кредитных потребительских кооперативов граждан, предусматривает меры по защите интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона о кооперативах кредитный потребительский кооператив граждан - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица.

Пункт 3 статьи 14 указанного Закона предусматривает, что члены кредитного потребительского кооператива граждан обязаны соблюдать устав кредитного кооператива и выполнять решения органов кредитного кооператива; вносить дополнительные взносы в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного кооператива в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации; солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса; своевременно возвращать полученные от кредитного кооператива займы, а при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы; исполнять другие обязанности члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренные Законом о кооперативах, иными нормативными правовыми актами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,   формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по повод реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

При квалификации любой информации в качестве рекламной необходимо учитывать не только субъективный критерий - направленность информации тому кругу лиц, который подразумевает, либо указывает сам источник информации, но и объективный - возможность формирования интереса к информации у лиц, потенциально являющихся потребителями данной информации.

Газета «PROгород Йошкар-Ола» распространяется среди неопределенного круга лиц. Тем самым, указанная информация воспринимается не только пайщиками, но и иными лицами, которые, прочитав рекламу, возможно, пожелают стать членами КПКГ «ГАРАНТ».

Таким образом, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

2. Распространяемая КПКГ «ГАРАНТ» реклама, размещенная в Газете не содержит существенную информацию о том, что воспользоваться услугами перечисленные в рекламе,  вправе только члены Кооператива.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

По смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: указание на возможность получения перечисленных в рекламе услуг только на основании членства в кооперативе. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

3. Распространяемая КПКГ «ГАРАНТ» реклама, размещенная в Газете, не содержит существенную информацию обо всех условиях предоставления КПКГ «ГАРАНТ» займов членам Кооператива.

По смыслу ч. 7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий

Отсутствие в рекламе какой либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии с типовой формой договора займа, существенными условиями, влияющие на сумму расходов, которые понесут, воспользовавшиеся услугой, лица являются: сумма договора, срок, компенсационные взносы за пользованием денежных средств, членские взносы за покрытием расходов Кооператива,

Комиссия Марийского УФАС России установила, что распространяемая КПКГ «Гарант» реклама услуг, связанная с  предоставлением займов гражданам содержит не все существенные условия, влияющие на сумму расходов, которые могут понести воспользовавшиеся услугой лица.

Тем самым, в спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: отсутствуют  все существенные условия, влияющие на сумму доходов расходов, которые они могут понести. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, реклама КПКГ «ГАРАНТ» нарушает требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе и  является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «ГАРАНТ» определило, изготовило объект рекламирования и содержание рекламы. Таким образом, КПКГ «ГАРАНТ» является рекламодателем, рекламопроизводителем.

Из материалов дела следует, что заявка на размещении рекламы в Газете была сделана КПКГ «ГАРАНТ» в письменной форме.

Акт № 00002583 от 27 июня 2011 года, акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.06.2011 г. заключенный между КПКГ «ГАРАНТ» и ИП К. подтверждается, что заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг к исполнителю не имеет.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «ГАРАНТ» является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы. Следовательно КПКГ «ГАРАНТ» является рекламодателем рассматриваемой рекламной информации.

Таким образом, нарушение требований ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя, рекламопроизводителя КПКГ «ГАРАНТ».

На момент рассмотрения дела, доказательств прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, КПКГ «ГАРАНТ» представлено не было.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу КПКГ «ГАРАНТ» размещенную в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «Гарант». Мини- ЗАЙМЫ 0,7 в день», ввиду нарушения требований ч. 7 ст. 5, п.2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать КПК «ГАРАНТ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2011 года, что в соответствии с пунктом 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                         

Члены комиссии:

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-07 16:21:12 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-07 16:21:12 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322136059 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )