• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

решение по делу № 03-18/52 по признакам нарушения ч.7 ст. 5, п.2 ч.2 ст. 28 Закона рекламе

Дата публикации: 4 августа 2011, 19:18

РЕШЕНИЕ

 

04 августа 2011 года                                                                                  г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 04 августа 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальника отдела С;

член Комиссии - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

член Комиссии — специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б

член Комиссии — специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

рассмотрев дело № 03-18/52 в отношении КПКГ «КредитСервис» (юридический и почтовый адрес: ДДДДДДДД, ИНН 11111111, ОРГН 111111111111 по факту нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, Федерального закона о рекламе от 13 марта 2006 года ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в размещении в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

 «КПКГ «КредитСервис». Прием сбережений под 26 % в год тел. 62-50-34».

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе КПКГ «КредитСервис» - председателя правления КПКГ «КредитСервис» С.

УСТАНОВИЛА:

В Марийское УФАС России 10 июня 2011 года поступило заявление гражданина Филимоновой А.А. о распространении недостоверной рекламы КПКГ   «КредитСервис» размещенной в газете «PRO город Йошкар-Ола»           № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

 «КПКГ «КредитСервис». Прием сбережений под 26 % в год тел. 62-50-34».

23 июня 2011 года заместителем руководителя - начальником отдела Марийского УФАС России вынесено определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе № 03-18/52, которым были запрошены необходимые документы и письменные объяснения по делу.

Представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, КПКГ «КредитСервис». – С. на заседании Комиссии Марийского УФАС России факт нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе не признал. Поддержал доводы, изложенные в письменном объяснении от 14 июля 2011 года (вх. 4108). Дополнительно пояснил, что данная информация является рекламой. Договор на размещении рекламы в газете «PROгород Йошкар-Ола» заключался между Ги ИП К  Г действовал в интересах КПКГ «КредитСервис».

Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения, Комиссия установила следующее.

1. Из материалов дела следует, что кредитный потребительский кооператив граждан «КредитСервис»» (далее - «Кооператив») зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 01.01.0000 что подтверждается свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе.

Согласно устава основной целью деятельности Кооператива является аккумулирование финансовых средств и материальных ресурсов членов Кооператива (пункт 2.2 Устава).

Деятельность Кооператива регулируется Федеральным законом «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ (далее - Закон о кооперативах).

Указанный Закон о кооперативах закрепляет принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности членов кредитных потребительских кооперативов граждан, предусматривает меры по защите интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона о кооперативах кредитный потребительский кооператив граждан - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица.

Пункт 3 статьи 14 указанного Закона предусматривает, что члены кредитного потребительского кооператива граждан обязаны соблюдать устав кредитного кооператива и выполнять решения органов кредитного кооператива; вносить дополнительные взносы в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного кооператива в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации; солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса; своевременно возвращать полученные от кредитного кооператива займы, а при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы; исполнять другие обязанности члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренные Законом о кооперативах, иными нормативными правовыми актами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,   формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по повод реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

При квалификации любой информации в качестве рекламной необходимо учитывать не только субъективный критерий - направленность информации тому кругу лиц, который подразумевает, либо указывает сам источник информации, но и объективный - возможность формирования интереса к информации у лиц, потенциально являющихся потребителями данной информации.

Газета «PROгород Йошкар-Ола»» распространяется среди неопределенного круга лиц. Тем самым, указанная информация воспринимается не только пайщиками, но и иными лицами, которые, прочитав рекламу, возможно, пожелают стать членами КПКГ «КредитСервис».

Таким образом, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

2. Распространяемая КПКГ «КредитСервис» реклама, размещенная в Газете не содержит существенную информацию о том, что воспользоваться услугами перечисленные в рекламе,  вправе только члены Кооператива.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

По смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: указание на возможность получения перечисленных в рекламе услуг только на основании членства в кооперативе. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

3. Распространяемая КПКГ «КредитСервис» реклама, размещенная в Газете не содержит существенную информацию обо всех условиях приема личных сбережений.

По смыслу ч. 7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий

Отсутствие в рекламе какой либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии с типовой формой договора о передаче личных сбережений пайщиками, существенными условиями, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую они понесут являются: сумма договора, срок,  удержания Кооперативом налога на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, валютой вклада является российский рубль, срок выплаты денежных средств, порядок и размер внесения дополнительных взносов.

Комиссия Марийского УФАС России установила, что распространяемая КПКГ «КредитСервис» реклама услуг, связанная с  приемом личных сбережений граждан, содержит не все существенные условия, влияющие на сумму доходов, которые могут получить воспользовавшиеся услугой лица, и влияющих на сумму расходов, которые они могут понести.

Тем самым, в спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: отсутствуют  все существенные условия, влияющие на сумму доходов, которые могут получить воспользовавшиеся услугой лица, и влияющих на сумму расходов, которые они могут понести. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, реклама КПКГ «КредитСервис» нарушает требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе и  является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 п. 2 ч. 2 ст. 28, Закона о рекламе несет рекламодатель рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «КредитСервис» определило, изготовило объект рекламирования и содержание рекламы. Таким образом, КПКГ «КредитСервис» является рекламодателем, рекламопроизводителем.

Из материалов дела следует, что заявка на размещении рекламы в Газете была сделана КПКГ «КредитСервис» в письменной форме.

Приходный кассовый ордер № 1722 от 08.07.2011 г. акт № 00002583 от 27.06.2011 г., договор № 487 заключенный между КПКГ «КредитСервис» и ИП К подтверждается, что заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг к исполнителю не имеет.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «КредитСервис»  является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы. Следовательно КПКГ «КредитСервис» является рекламодателем рассматриваемой рекламной информации.

Таким образом, нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя, рекламопроизводителя КПКГ «КредитСервис».

На момент рассмотрения дела, КПКГ «КредитСервис» было представлено письменное доказательство прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу КПКГ «КредитСервис» размещенную в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «КредитСервис». Прием сбережений под 26 % в год тел. 62-50-34».ввиду нарушения требований части 7 статьи 5, п.2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Предписание КПКГ «КредитСервис» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 04 августа 2011 года, что в соответствии с пунктом 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                         

 

Члены комиссии:                                                                                

stdClass Object ( [vid] => 7703 [uid] => 1 [title] => решение по делу № 03-18/52 по признакам нарушения ч.7 ст. 5, п.2 ч.2 ст. 28 Закона рекламе [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7703 [type] => solution [language] => ru [created] => 1312456680 [changed] => 1370519072 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519072 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

04 августа 2011 года                                                                                  г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 04 августа 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальника отдела С;

член Комиссии - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

член Комиссии — специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б

член Комиссии — специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

рассмотрев дело № 03-18/52 в отношении КПКГ «КредитСервис» (юридический и почтовый адрес: ДДДДДДДД, ИНН 11111111, ОРГН 111111111111 по факту нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, Федерального закона о рекламе от 13 марта 2006 года ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в размещении в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

 «КПКГ «КредитСервис». Прием сбережений под 26 % в год тел. 62-50-34».

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе КПКГ «КредитСервис» - председателя правления КПКГ «КредитСервис» С.

УСТАНОВИЛА:

В Марийское УФАС России 10 июня 2011 года поступило заявление гражданина Филимоновой А.А. о распространении недостоверной рекламы КПКГ   «КредитСервис» размещенной в газете «PRO город Йошкар-Ола»           № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

 «КПКГ «КредитСервис». Прием сбережений под 26 % в год тел. 62-50-34».

23 июня 2011 года заместителем руководителя - начальником отдела Марийского УФАС России вынесено определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе № 03-18/52, которым были запрошены необходимые документы и письменные объяснения по делу.

Представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, КПКГ «КредитСервис». – С. на заседании Комиссии Марийского УФАС России факт нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе не признал. Поддержал доводы, изложенные в письменном объяснении от 14 июля 2011 года (вх. 4108). Дополнительно пояснил, что данная информация является рекламой. Договор на размещении рекламы в газете «PROгород Йошкар-Ола» заключался между Ги ИП К  Г действовал в интересах КПКГ «КредитСервис».

Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения, Комиссия установила следующее.

1. Из материалов дела следует, что кредитный потребительский кооператив граждан «КредитСервис»» (далее - «Кооператив») зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 01.01.0000 что подтверждается свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе.

Согласно устава основной целью деятельности Кооператива является аккумулирование финансовых средств и материальных ресурсов членов Кооператива (пункт 2.2 Устава).

Деятельность Кооператива регулируется Федеральным законом «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ (далее - Закон о кооперативах).

Указанный Закон о кооперативах закрепляет принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности членов кредитных потребительских кооперативов граждан, предусматривает меры по защите интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона о кооперативах кредитный потребительский кооператив граждан - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица.

Пункт 3 статьи 14 указанного Закона предусматривает, что члены кредитного потребительского кооператива граждан обязаны соблюдать устав кредитного кооператива и выполнять решения органов кредитного кооператива; вносить дополнительные взносы в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного кооператива в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации; солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса; своевременно возвращать полученные от кредитного кооператива займы, а при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы; исполнять другие обязанности члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренные Законом о кооперативах, иными нормативными правовыми актами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,   формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по повод реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

При квалификации любой информации в качестве рекламной необходимо учитывать не только субъективный критерий - направленность информации тому кругу лиц, который подразумевает, либо указывает сам источник информации, но и объективный - возможность формирования интереса к информации у лиц, потенциально являющихся потребителями данной информации.

Газета «PROгород Йошкар-Ола»» распространяется среди неопределенного круга лиц. Тем самым, указанная информация воспринимается не только пайщиками, но и иными лицами, которые, прочитав рекламу, возможно, пожелают стать членами КПКГ «КредитСервис».

Таким образом, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

2. Распространяемая КПКГ «КредитСервис» реклама, размещенная в Газете не содержит существенную информацию о том, что воспользоваться услугами перечисленные в рекламе,  вправе только члены Кооператива.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

По смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: указание на возможность получения перечисленных в рекламе услуг только на основании членства в кооперативе. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

3. Распространяемая КПКГ «КредитСервис» реклама, размещенная в Газете не содержит существенную информацию обо всех условиях приема личных сбережений.

По смыслу ч. 7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий

Отсутствие в рекламе какой либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии с типовой формой договора о передаче личных сбережений пайщиками, существенными условиями, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую они понесут являются: сумма договора, срок,  удержания Кооперативом налога на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, валютой вклада является российский рубль, срок выплаты денежных средств, порядок и размер внесения дополнительных взносов.

Комиссия Марийского УФАС России установила, что распространяемая КПКГ «КредитСервис» реклама услуг, связанная с  приемом личных сбережений граждан, содержит не все существенные условия, влияющие на сумму доходов, которые могут получить воспользовавшиеся услугой лица, и влияющих на сумму расходов, которые они могут понести.

Тем самым, в спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: отсутствуют  все существенные условия, влияющие на сумму доходов, которые могут получить воспользовавшиеся услугой лица, и влияющих на сумму расходов, которые они могут понести. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, реклама КПКГ «КредитСервис» нарушает требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе и  является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 п. 2 ч. 2 ст. 28, Закона о рекламе несет рекламодатель рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «КредитСервис» определило, изготовило объект рекламирования и содержание рекламы. Таким образом, КПКГ «КредитСервис» является рекламодателем, рекламопроизводителем.

Из материалов дела следует, что заявка на размещении рекламы в Газете была сделана КПКГ «КредитСервис» в письменной форме.

Приходный кассовый ордер № 1722 от 08.07.2011 г. акт № 00002583 от 27.06.2011 г., договор № 487 заключенный между КПКГ «КредитСервис» и ИП К подтверждается, что заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг к исполнителю не имеет.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «КредитСервис»  является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы. Следовательно КПКГ «КредитСервис» является рекламодателем рассматриваемой рекламной информации.

Таким образом, нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя, рекламопроизводителя КПКГ «КредитСервис».

На момент рассмотрения дела, КПКГ «КредитСервис» было представлено письменное доказательство прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу КПКГ «КредитСервис» размещенную в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «КредитСервис». Прием сбережений под 26 % в год тел. 62-50-34».ввиду нарушения требований части 7 статьи 5, п.2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Предписание КПКГ «КредитСервис» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 04 августа 2011 года, что в соответствии с пунктом 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                         

 

Члены комиссии:                                                                                

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

04 августа 2011 года                                                                                  г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 04 августа 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальника отдела С;

член Комиссии - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

член Комиссии — специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б

член Комиссии — специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов К;

рассмотрев дело № 03-18/52 в отношении КПКГ «КредитСервис» (юридический и почтовый адрес: ДДДДДДДД, ИНН 11111111, ОРГН 111111111111 по факту нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, Федерального закона о рекламе от 13 марта 2006 года ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в размещении в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

 «КПКГ «КредитСервис». Прием сбережений под 26 % в год тел. 62-50-34».

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе КПКГ «КредитСервис» - председателя правления КПКГ «КредитСервис» С.

УСТАНОВИЛА:

В Марийское УФАС России 10 июня 2011 года поступило заявление гражданина Филимоновой А.А. о распространении недостоверной рекламы КПКГ   «КредитСервис» размещенной в газете «PRO город Йошкар-Ола»           № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

 «КПКГ «КредитСервис». Прием сбережений под 26 % в год тел. 62-50-34».

23 июня 2011 года заместителем руководителя - начальником отдела Марийского УФАС России вынесено определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе № 03-18/52, которым были запрошены необходимые документы и письменные объяснения по делу.

Представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, КПКГ «КредитСервис». – С. на заседании Комиссии Марийского УФАС России факт нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе не признал. Поддержал доводы, изложенные в письменном объяснении от 14 июля 2011 года (вх. 4108). Дополнительно пояснил, что данная информация является рекламой. Договор на размещении рекламы в газете «PROгород Йошкар-Ола» заключался между Ги ИП К  Г действовал в интересах КПКГ «КредитСервис».

Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения, Комиссия установила следующее.

1. Из материалов дела следует, что кредитный потребительский кооператив граждан «КредитСервис»» (далее - «Кооператив») зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 01.01.0000 что подтверждается свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе.

Согласно устава основной целью деятельности Кооператива является аккумулирование финансовых средств и материальных ресурсов членов Кооператива (пункт 2.2 Устава).

Деятельность Кооператива регулируется Федеральным законом «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ (далее - Закон о кооперативах).

Указанный Закон о кооперативах закрепляет принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности членов кредитных потребительских кооперативов граждан, предусматривает меры по защите интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона о кооперативах кредитный потребительский кооператив граждан - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица.

Пункт 3 статьи 14 указанного Закона предусматривает, что члены кредитного потребительского кооператива граждан обязаны соблюдать устав кредитного кооператива и выполнять решения органов кредитного кооператива; вносить дополнительные взносы в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного кооператива в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации; солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса; своевременно возвращать полученные от кредитного кооператива займы, а при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы; исполнять другие обязанности члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренные Законом о кооперативах, иными нормативными правовыми актами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,   формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по повод реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

При квалификации любой информации в качестве рекламной необходимо учитывать не только субъективный критерий - направленность информации тому кругу лиц, который подразумевает, либо указывает сам источник информации, но и объективный - возможность формирования интереса к информации у лиц, потенциально являющихся потребителями данной информации.

Газета «PROгород Йошкар-Ола»» распространяется среди неопределенного круга лиц. Тем самым, указанная информация воспринимается не только пайщиками, но и иными лицами, которые, прочитав рекламу, возможно, пожелают стать членами КПКГ «КредитСервис».

Таким образом, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

2. Распространяемая КПКГ «КредитСервис» реклама, размещенная в Газете не содержит существенную информацию о том, что воспользоваться услугами перечисленные в рекламе,  вправе только члены Кооператива.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

По смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: указание на возможность получения перечисленных в рекламе услуг только на основании членства в кооперативе. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

3. Распространяемая КПКГ «КредитСервис» реклама, размещенная в Газете не содержит существенную информацию обо всех условиях приема личных сбережений.

По смыслу ч. 7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий

Отсутствие в рекламе какой либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии с типовой формой договора о передаче личных сбережений пайщиками, существенными условиями, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую они понесут являются: сумма договора, срок,  удержания Кооперативом налога на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, валютой вклада является российский рубль, срок выплаты денежных средств, порядок и размер внесения дополнительных взносов.

Комиссия Марийского УФАС России установила, что распространяемая КПКГ «КредитСервис» реклама услуг, связанная с  приемом личных сбережений граждан, содержит не все существенные условия, влияющие на сумму доходов, которые могут получить воспользовавшиеся услугой лица, и влияющих на сумму расходов, которые они могут понести.

Тем самым, в спорной рекламе отсутствует информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно: отсутствуют  все существенные условия, влияющие на сумму доходов, которые могут получить воспользовавшиеся услугой лица, и влияющих на сумму расходов, которые они могут понести. Отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, реклама КПКГ «КредитСервис» нарушает требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе и  является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 п. 2 ч. 2 ст. 28, Закона о рекламе несет рекламодатель рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «КредитСервис» определило, изготовило объект рекламирования и содержание рекламы. Таким образом, КПКГ «КредитСервис» является рекламодателем, рекламопроизводителем.

Из материалов дела следует, что заявка на размещении рекламы в Газете была сделана КПКГ «КредитСервис» в письменной форме.

Приходный кассовый ордер № 1722 от 08.07.2011 г. акт № 00002583 от 27.06.2011 г., договор № 487 заключенный между КПКГ «КредитСервис» и ИП К подтверждается, что заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг к исполнителю не имеет.

Антимонопольным органом установлено, что КПКГ «КредитСервис»  является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы. Следовательно КПКГ «КредитСервис» является рекламодателем рассматриваемой рекламной информации.

Таким образом, нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя, рекламопроизводителя КПКГ «КредитСервис».

На момент рассмотрения дела, КПКГ «КредитСервис» было представлено письменное доказательство прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу КПКГ «КредитСервис» размещенную в газете «PRO город Йошкар-Ола» № 22 (90) от 04 июня 2011 года следующего содержания:

«КПКГ «КредитСервис». Прием сбережений под 26 % в год тел. 62-50-34».ввиду нарушения требований части 7 статьи 5, п.2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Предписание КПКГ «КредитСервис» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 04 августа 2011 года, что в соответствии с пунктом 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                         

 

Члены комиссии:                                                                                

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-04 15:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-04 15:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322136059 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )