Решение по делу № 03-37/16 по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 ФЗ "О рекламе"

Дата публикации: 9 июля 2010, 13:21

РЕШЕНИЕ

 

08 июля 2010 года                                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 08 июля 2010  года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б.,

рассмотрев дело № 03-37/16 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) со стороны ООО «ХХХ» и ИП ХХХ при размещении 20 ноября 2009 года в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 118, рекламы следующего содержания: «Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!»,

в присутствии представителя от рекламодателя -  заведующая ООО «ХХХ» по доверенности б/н от 01.04.2010 года;

в отсутствии надлежащим образом уведомленной ИП ХХХ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мониторинга наружной рекламы, распространяемой на территории города Йошкар-Олы 20 ноября 2009 года, в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. ХХХ, специалистами Марийского УФАС России  был обнаружен рекламный баннер следующего содержания: «Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!*», в нижней части баннера изображены 2 подарочных сертификата с надписями «Акция Половина покупки в подарок 100 рублей» и «Акция Половина покупки в подарок 300 рублей», ниже мелким шрифтом размещена информация: «*Сроки проведения акции с 1 ноября по 30 ноября 2009 г. При совершении разовой покупки на сумму от 200 рублей (итоговая сумма в чеке), каждый клиент получает 50 % от суммы чека в виде сертификатов номиналом 100, 300 рублей. Сумма, возвращаемая клиенту в виде сертификатов, округляется в меньшую сторону. Сертификаты акции можно отоварить в любом магазине «Л,Этуаль»  и SEPHORA в период с 1 по 17 января 2010 года. Накопительно-дисконтные карты «Л,Этуаль»  в акции не участвуют. Информация об организации стимулирующей акции, правилах ее проведения, количестве сертификатов, порядке, месте и сроках их предоставления и использования, вы можете узнать на сайте ХХХ, по телефону Горячей линии: ХХХ (звонок по России бесплатный) и в магазинах «Л,Этуаль» (далее – информация ООО «ХХХ»).

Акт мониторинга рекламы от 20 ноября 2009 года.

Определением  от 03.06.2010 года № 03-37/1516 было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе № 03-25/50 в отношении ООО «ХХХ» и ИП ХХХ

Генеральный директор ООО «ХХХ» не согласился с мнением антимонопольного органа. Подробно позиция изложена в письме от 19.01.2010 года.

Документы, запрошенные указанным определением, ИП ХХХ представлены не были.

Заслушав объяснения лица участвующего в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, информация ООО «ХХХ», является рекламой, объектом рекламирования в которой является стимулирующее мероприятие (акция), обозначенное как «50% покупки бесплатно!».

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Наружная реклама, размещенная ООО «ХХХ» в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. ХХХ, предназначена для импульсного восприятия информации потребителем (быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, ее понимания, уяснения без длительного сосредоточения внимания).

Согласно инструкции, направленной ООО «ХХХ» сотрудникам магазинов «Л,Этуаль» (Приложение 1 к письму ООО «ХХХ» от 19.01.2010 года)  условия акции «50% покупки бесплатно!» состоят в том, что любой покупатель, сделавший разовую покупку в сети  магазинов «Л,Этуаль» на сумму 200 руб., получает обратно 50% от суммы чека в виде сертификатов «Половина покупки в подарок». Специально выпущенные для данной акции сертификаты, будут действовать строго в определенный период времени (с 1 по 17 января 2010 года). Сертификаты «Половина покупки в подарок» выдаются  только при покупке товара.

Из материалов дела следует, что рекламная информация, которая содержит наиболее привлекательные для потребителя условия, а именно: «50% покупки бесплатно!» и  «половина покупки в подарок» (на сертификатах номиналом 100 и 300 рублей),  указана крупным шрифтом.  Однако, иные существенные условия проведения акции (размещенные в рекламе под знаком «*» и влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением), являются недоступными для потребителя (выполнены мелким нечитаемым шрифтом). В силу указанных обстоятельств, присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий участия в акции, сроков и месте действительности подарочных сертификатов.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Учитывая тот факт, что условия проведения стимулирующего мероприятия «50% покупки бесплатно!» выполнены мелким нечитаемым шрифтом, недоступным для восприятия потребителем, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что источник информации об организаторе данного мероприятия, правилах его проведения, количестве подарочных сертификатов, сроках, месте и порядке их получения в тексте рекламы отсутствует.

В связи с чем, антимонопольный орган пришел к выводу, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение:

- статьи 9 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель  и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;

- части 7 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Антимонопольным органом установлено, и подтверждается материалами дела, что макет рекламы был разработан дизайнерами департамента маркетинга и рекламы ООО «ХХХ» и утвержден вице-президентом компании. Рекламный материал был выслан в регион в электронном виде. Изготовление рекламы осуществлялось на основании договора  № 352 от 10.02.2009 года, заключенного между ООО «ХХХ» и ИП ХХХ (далее – Договор). Согласно пунктам 2.1.2 и 2.1.3. Договора  Исполнитель обязан изготовить рекламную продукцию в сроки, указанные заказчиком в Техническом задании. Исполнитель не в праве вносить изменения в Техническое задание без письменного согласования с Заказчиком. На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель ООО «ХХХ» пояснил, что при изготовлении ИП ХХХ рекламной продукции изменения в Техническое задание не вносились. Изготовленные ИП ХХХ рекламные баннеры были размещены сотрудниками магазина «Л,Этуаль» в соответствии с инструкцией ООО «ХХХ».

Таким образом,  ООО «ХХХ» является рекламодателем и рекламораспространителем, ИП ХХХ – рекламопроизводителем, а нарушение части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе произошло по вине ООО «ХХХ». 

Антимонопольным органом установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 01 по 30 ноября 2009 года. По окончании акции баннеры с рекламой были демонтированы.

Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «ХХХ», обнаруженную специалистами Марийского УФАС России 20 ноября 2009 года в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.ХХХ, следующего содержания:

«Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!*», в нижней части баннера изображены 2 подарочных сертификата с надписями «Акция Половина покупки в подарок 100 рублей» и «Акция Половина покупки в подарок 300 рублей», ниже мелким шрифтом размещена информация: «*Сроки проведения акции с 1 ноября по 30 ноября 2009 г. При совершении разовой покупки на сумму от 200 рублей (итоговая сумма в чеке), каждый клиент получает 50 % от суммы чека в виде сертификатов номиналом 100, 300 рублей. Сумма, возвращаемая клиенту в виде сертификатов, округляется в меньшую сторону. Сертификаты акции можно отоварить в любом магазине «Л,Этуаль»  и SEPHORA в период с 1 по 17 января 2010 года. Накопительно-дисконтные карты «Л,Этуаль»  в акции не участвуют. Информация об организации стимулирующей акции, правилах ее проведения, количестве сертификатов, порядке, месте и сроках их предоставления и использования, вы можете узнать на сайте ХХХ, по телефону Горячей линии: ХХХ (звонок по России бесплатный) и в магазинах «Л,Этуаль»,

поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                          Е.Б. Жарикова

 

                                                                               

 Р.Ш. Мингазов

 

stdClass Object ( [vid] => 7613 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 03-37/16 по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 ФЗ "О рекламе" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7613 [type] => solution [language] => ru [created] => 1278652878 [changed] => 1370519072 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519072 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

08 июля 2010 года                                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 08 июля 2010  года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б.,

рассмотрев дело № 03-37/16 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) со стороны ООО «ХХХ» и ИП ХХХ при размещении 20 ноября 2009 года в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 118, рекламы следующего содержания: «Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!»,

в присутствии представителя от рекламодателя -  заведующая ООО «ХХХ» по доверенности б/н от 01.04.2010 года;

в отсутствии надлежащим образом уведомленной ИП ХХХ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мониторинга наружной рекламы, распространяемой на территории города Йошкар-Олы 20 ноября 2009 года, в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. ХХХ, специалистами Марийского УФАС России  был обнаружен рекламный баннер следующего содержания: «Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!*», в нижней части баннера изображены 2 подарочных сертификата с надписями «Акция Половина покупки в подарок 100 рублей» и «Акция Половина покупки в подарок 300 рублей», ниже мелким шрифтом размещена информация: «*Сроки проведения акции с 1 ноября по 30 ноября 2009 г. При совершении разовой покупки на сумму от 200 рублей (итоговая сумма в чеке), каждый клиент получает 50 % от суммы чека в виде сертификатов номиналом 100, 300 рублей. Сумма, возвращаемая клиенту в виде сертификатов, округляется в меньшую сторону. Сертификаты акции можно отоварить в любом магазине «Л,Этуаль»  и SEPHORA в период с 1 по 17 января 2010 года. Накопительно-дисконтные карты «Л,Этуаль»  в акции не участвуют. Информация об организации стимулирующей акции, правилах ее проведения, количестве сертификатов, порядке, месте и сроках их предоставления и использования, вы можете узнать на сайте ХХХ, по телефону Горячей линии: ХХХ (звонок по России бесплатный) и в магазинах «Л,Этуаль» (далее – информация ООО «ХХХ»).

Акт мониторинга рекламы от 20 ноября 2009 года.

Определением  от 03.06.2010 года № 03-37/1516 было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе № 03-25/50 в отношении ООО «ХХХ» и ИП ХХХ

Генеральный директор ООО «ХХХ» не согласился с мнением антимонопольного органа. Подробно позиция изложена в письме от 19.01.2010 года.

Документы, запрошенные указанным определением, ИП ХХХ представлены не были.

Заслушав объяснения лица участвующего в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, информация ООО «ХХХ», является рекламой, объектом рекламирования в которой является стимулирующее мероприятие (акция), обозначенное как «50% покупки бесплатно!».

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Наружная реклама, размещенная ООО «ХХХ» в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. ХХХ, предназначена для импульсного восприятия информации потребителем (быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, ее понимания, уяснения без длительного сосредоточения внимания).

Согласно инструкции, направленной ООО «ХХХ» сотрудникам магазинов «Л,Этуаль» (Приложение 1 к письму ООО «ХХХ» от 19.01.2010 года)  условия акции «50% покупки бесплатно!» состоят в том, что любой покупатель, сделавший разовую покупку в сети  магазинов «Л,Этуаль» на сумму 200 руб., получает обратно 50% от суммы чека в виде сертификатов «Половина покупки в подарок». Специально выпущенные для данной акции сертификаты, будут действовать строго в определенный период времени (с 1 по 17 января 2010 года). Сертификаты «Половина покупки в подарок» выдаются  только при покупке товара.

Из материалов дела следует, что рекламная информация, которая содержит наиболее привлекательные для потребителя условия, а именно: «50% покупки бесплатно!» и  «половина покупки в подарок» (на сертификатах номиналом 100 и 300 рублей),  указана крупным шрифтом.  Однако, иные существенные условия проведения акции (размещенные в рекламе под знаком «*» и влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением), являются недоступными для потребителя (выполнены мелким нечитаемым шрифтом). В силу указанных обстоятельств, присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий участия в акции, сроков и месте действительности подарочных сертификатов.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Учитывая тот факт, что условия проведения стимулирующего мероприятия «50% покупки бесплатно!» выполнены мелким нечитаемым шрифтом, недоступным для восприятия потребителем, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что источник информации об организаторе данного мероприятия, правилах его проведения, количестве подарочных сертификатов, сроках, месте и порядке их получения в тексте рекламы отсутствует.

В связи с чем, антимонопольный орган пришел к выводу, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение:

- статьи 9 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель  и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;

- части 7 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Антимонопольным органом установлено, и подтверждается материалами дела, что макет рекламы был разработан дизайнерами департамента маркетинга и рекламы ООО «ХХХ» и утвержден вице-президентом компании. Рекламный материал был выслан в регион в электронном виде. Изготовление рекламы осуществлялось на основании договора  № 352 от 10.02.2009 года, заключенного между ООО «ХХХ» и ИП ХХХ (далее – Договор). Согласно пунктам 2.1.2 и 2.1.3. Договора  Исполнитель обязан изготовить рекламную продукцию в сроки, указанные заказчиком в Техническом задании. Исполнитель не в праве вносить изменения в Техническое задание без письменного согласования с Заказчиком. На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель ООО «ХХХ» пояснил, что при изготовлении ИП ХХХ рекламной продукции изменения в Техническое задание не вносились. Изготовленные ИП ХХХ рекламные баннеры были размещены сотрудниками магазина «Л,Этуаль» в соответствии с инструкцией ООО «ХХХ».

Таким образом,  ООО «ХХХ» является рекламодателем и рекламораспространителем, ИП ХХХ – рекламопроизводителем, а нарушение части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе произошло по вине ООО «ХХХ». 

Антимонопольным органом установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 01 по 30 ноября 2009 года. По окончании акции баннеры с рекламой были демонтированы.

Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «ХХХ», обнаруженную специалистами Марийского УФАС России 20 ноября 2009 года в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.ХХХ, следующего содержания:

«Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!*», в нижней части баннера изображены 2 подарочных сертификата с надписями «Акция Половина покупки в подарок 100 рублей» и «Акция Половина покупки в подарок 300 рублей», ниже мелким шрифтом размещена информация: «*Сроки проведения акции с 1 ноября по 30 ноября 2009 г. При совершении разовой покупки на сумму от 200 рублей (итоговая сумма в чеке), каждый клиент получает 50 % от суммы чека в виде сертификатов номиналом 100, 300 рублей. Сумма, возвращаемая клиенту в виде сертификатов, округляется в меньшую сторону. Сертификаты акции можно отоварить в любом магазине «Л,Этуаль»  и SEPHORA в период с 1 по 17 января 2010 года. Накопительно-дисконтные карты «Л,Этуаль»  в акции не участвуют. Информация об организации стимулирующей акции, правилах ее проведения, количестве сертификатов, порядке, месте и сроках их предоставления и использования, вы можете узнать на сайте ХХХ, по телефону Горячей линии: ХХХ (звонок по России бесплатный) и в магазинах «Л,Этуаль»,

поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                          Е.Б. Жарикова

 

                                                                               

 Р.Ш. Мингазов

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

08 июля 2010 года                                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 08 июля 2010  года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б.,

рассмотрев дело № 03-37/16 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) со стороны ООО «ХХХ» и ИП ХХХ при размещении 20 ноября 2009 года в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 118, рекламы следующего содержания: «Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!»,

в присутствии представителя от рекламодателя -  заведующая ООО «ХХХ» по доверенности б/н от 01.04.2010 года;

в отсутствии надлежащим образом уведомленной ИП ХХХ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мониторинга наружной рекламы, распространяемой на территории города Йошкар-Олы 20 ноября 2009 года, в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. ХХХ, специалистами Марийского УФАС России  был обнаружен рекламный баннер следующего содержания: «Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!*», в нижней части баннера изображены 2 подарочных сертификата с надписями «Акция Половина покупки в подарок 100 рублей» и «Акция Половина покупки в подарок 300 рублей», ниже мелким шрифтом размещена информация: «*Сроки проведения акции с 1 ноября по 30 ноября 2009 г. При совершении разовой покупки на сумму от 200 рублей (итоговая сумма в чеке), каждый клиент получает 50 % от суммы чека в виде сертификатов номиналом 100, 300 рублей. Сумма, возвращаемая клиенту в виде сертификатов, округляется в меньшую сторону. Сертификаты акции можно отоварить в любом магазине «Л,Этуаль»  и SEPHORA в период с 1 по 17 января 2010 года. Накопительно-дисконтные карты «Л,Этуаль»  в акции не участвуют. Информация об организации стимулирующей акции, правилах ее проведения, количестве сертификатов, порядке, месте и сроках их предоставления и использования, вы можете узнать на сайте ХХХ, по телефону Горячей линии: ХХХ (звонок по России бесплатный) и в магазинах «Л,Этуаль» (далее – информация ООО «ХХХ»).

Акт мониторинга рекламы от 20 ноября 2009 года.

Определением  от 03.06.2010 года № 03-37/1516 было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе № 03-25/50 в отношении ООО «ХХХ» и ИП ХХХ

Генеральный директор ООО «ХХХ» не согласился с мнением антимонопольного органа. Подробно позиция изложена в письме от 19.01.2010 года.

Документы, запрошенные указанным определением, ИП ХХХ представлены не были.

Заслушав объяснения лица участвующего в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, информация ООО «ХХХ», является рекламой, объектом рекламирования в которой является стимулирующее мероприятие (акция), обозначенное как «50% покупки бесплатно!».

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Наружная реклама, размещенная ООО «ХХХ» в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. ХХХ, предназначена для импульсного восприятия информации потребителем (быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, ее понимания, уяснения без длительного сосредоточения внимания).

Согласно инструкции, направленной ООО «ХХХ» сотрудникам магазинов «Л,Этуаль» (Приложение 1 к письму ООО «ХХХ» от 19.01.2010 года)  условия акции «50% покупки бесплатно!» состоят в том, что любой покупатель, сделавший разовую покупку в сети  магазинов «Л,Этуаль» на сумму 200 руб., получает обратно 50% от суммы чека в виде сертификатов «Половина покупки в подарок». Специально выпущенные для данной акции сертификаты, будут действовать строго в определенный период времени (с 1 по 17 января 2010 года). Сертификаты «Половина покупки в подарок» выдаются  только при покупке товара.

Из материалов дела следует, что рекламная информация, которая содержит наиболее привлекательные для потребителя условия, а именно: «50% покупки бесплатно!» и  «половина покупки в подарок» (на сертификатах номиналом 100 и 300 рублей),  указана крупным шрифтом.  Однако, иные существенные условия проведения акции (размещенные в рекламе под знаком «*» и влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением), являются недоступными для потребителя (выполнены мелким нечитаемым шрифтом). В силу указанных обстоятельств, присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий участия в акции, сроков и месте действительности подарочных сертификатов.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Учитывая тот факт, что условия проведения стимулирующего мероприятия «50% покупки бесплатно!» выполнены мелким нечитаемым шрифтом, недоступным для восприятия потребителем, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что источник информации об организаторе данного мероприятия, правилах его проведения, количестве подарочных сертификатов, сроках, месте и порядке их получения в тексте рекламы отсутствует.

В связи с чем, антимонопольный орган пришел к выводу, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение:

- статьи 9 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель  и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;

- части 7 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Антимонопольным органом установлено, и подтверждается материалами дела, что макет рекламы был разработан дизайнерами департамента маркетинга и рекламы ООО «ХХХ» и утвержден вице-президентом компании. Рекламный материал был выслан в регион в электронном виде. Изготовление рекламы осуществлялось на основании договора  № 352 от 10.02.2009 года, заключенного между ООО «ХХХ» и ИП ХХХ (далее – Договор). Согласно пунктам 2.1.2 и 2.1.3. Договора  Исполнитель обязан изготовить рекламную продукцию в сроки, указанные заказчиком в Техническом задании. Исполнитель не в праве вносить изменения в Техническое задание без письменного согласования с Заказчиком. На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель ООО «ХХХ» пояснил, что при изготовлении ИП ХХХ рекламной продукции изменения в Техническое задание не вносились. Изготовленные ИП ХХХ рекламные баннеры были размещены сотрудниками магазина «Л,Этуаль» в соответствии с инструкцией ООО «ХХХ».

Таким образом,  ООО «ХХХ» является рекламодателем и рекламораспространителем, ИП ХХХ – рекламопроизводителем, а нарушение части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе произошло по вине ООО «ХХХ». 

Антимонопольным органом установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 01 по 30 ноября 2009 года. По окончании акции баннеры с рекламой были демонтированы.

Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «ХХХ», обнаруженную специалистами Марийского УФАС России 20 ноября 2009 года в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.ХХХ, следующего содержания:

«Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!*», в нижней части баннера изображены 2 подарочных сертификата с надписями «Акция Половина покупки в подарок 100 рублей» и «Акция Половина покупки в подарок 300 рублей», ниже мелким шрифтом размещена информация: «*Сроки проведения акции с 1 ноября по 30 ноября 2009 г. При совершении разовой покупки на сумму от 200 рублей (итоговая сумма в чеке), каждый клиент получает 50 % от суммы чека в виде сертификатов номиналом 100, 300 рублей. Сумма, возвращаемая клиенту в виде сертификатов, округляется в меньшую сторону. Сертификаты акции можно отоварить в любом магазине «Л,Этуаль»  и SEPHORA в период с 1 по 17 января 2010 года. Накопительно-дисконтные карты «Л,Этуаль»  в акции не участвуют. Информация об организации стимулирующей акции, правилах ее проведения, количестве сертификатов, порядке, месте и сроках их предоставления и использования, вы можете узнать на сайте ХХХ, по телефону Горячей линии: ХХХ (звонок по России бесплатный) и в магазинах «Л,Этуаль»,

поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                          Е.Б. Жарикова

 

                                                                               

 Р.Ш. Мингазов

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-07-09 09:21:18 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-07-09 09:21:18 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322136059 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )