РЕШЕНИЕ
по делу № 03-37/9
27 мая 2010 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 27 мая 2010 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,
рассмотрев дело № 03-37/9 по признакам нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года рекламной статьи под заголовком «Последняя тайна третьего рейха»,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных:
индивидуального предпринимателя «VVV» и ООО «ХХХ»,
УСТАНОВИЛА:
В Марийское УФАС России поступили ходатайства: директора ООО «ХХХ» (вх. № 1387 от 21 мая 2010 года) и ИП «VVV» (вх. № 1358 от 18 мая 2010 года) о рассмотрении дела № 03-37/9 без их участия. Принято решение ходатайство «ХХХ» и «VVV» удовлетворить.
В ходе проведения мониторинга рекламы, размещенной в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года (далее – Газета), специалистами Марийского УФАС России 19 ноября 2009 года обнаружена рекламная статья под заголовком «Последняя тайна третьего рейха», содержащая признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в которой говорится о проведении в городе Йошкар-Оле 21 ноября с 10 до 12 часов в ДК им. Калинина выставки-продажи препарата «БЕТАЛАМ», раскрывается его эффективность и опубликованы отзывы людей об улучшении их состояния в результате применения препарата (далее – Статья).
По результатам мониторинга рекламы составлен акт от 19 ноября 2009 года.
Статья была размещена в Газете на основании договора № ВПН 000961 от 30.10.2009 года, заключенного между «VVV» и ООО «ХХХ».
«VVV» зарегистрирован ИФНС по Ворошиловскому району г. Ростов – на – Дону в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 14 июля 2008 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
В ответе на запрос от 21.04.2010 года № 36 главный редактор еженедельника «Ваш Новый день» указала, что заявка на размещение Статьи с приложением ее макета, поступила в адрес ООО «ХХХ» 29 октября 2009 года по электронной почте. Сотрудники ООО «Витрина плюс» никаких изменений в текст Статьи не вносили. Перед публикацией Статьи менеджеры «VVV» были предупреждены о возможных нарушениях статьи 25 Закона о рекламе.
«VVV» не согласился с мнением антимонопольного органа. Подробно позиция ИП «VVV» изложена в письменных объяснениях от 12.05.2010 года и от 25.01.2010 года.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, Статья, размещённая в Газете, является рекламой, объектом рекламирования в которой является препарат «БЕТАЛАМ».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок (далее – БАД) и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Препарат «БЕТАЛАМ» зарегистрирован как БАД – дополнительный источник бета-каротина и йода, производится для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети, что подтверждается свидетельством Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.11.2004 года № 77.99.23.3.У.5493.11.04.
Несмотря на указанное обстоятельство, в тексте Статьи используются выражения, свидетельствующие о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему лечебное воздействие:
- «….он эффективен при: восстановлении организма после инсультов и инфарктов; заболеваниях щитовидной железы сахарным диабетом; сердечно-сосудистых заболеваниях, таких как ишемия, аритмия, гипертония; головной боли, различных шумах в голове; заболеваниях опорно-двигательного аппарата - артрите, артрозе, радикулите, остеохондрозе, ревматизме; болезнях глаз, таких как дистрофия сетчатки, атрофия зрительных нервов, миопия, глаукома, катаракта, утомление глаз; различных формах новообразований; бронхитах, астмах, различных видах аллергии»;
- «При регулярном применении препарата запускается механизм замедления старения всего организма»;
- «вещества, входящие в состав «БЕТАЛАМА», усиливают биохимические процессы творения здоровых клеток».
Из содержания приведенных выражений, потребитель рекламы может сделать однозначный вывод о лечебных свойствах «БЕТАЛАМА», поскольку такой вывод следует из значения слов русского языка, употребленных при описании свойств БАДа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.
Несмотря на указанную норму закона, в нижней части Статьи опубликованы отзывы людей, содержащие информацию об излечении людей, улучшении их состояния в результате применения БАДа (далее – Отзывы).
Так в Отзывах содержаться следующие фразы:
- «после начала приема…уровень сахара упал с 15 до 7 ед.» (Д.П. Тарасюк г. Волжск);
- «…за 2 месяца прошли боли в колене, разогнулась спина» (С.И. Ипатова г. Оренбург);
- «…прошли тахикардия и аритмия» (Т.Г.Шаповалов г. Новороссийск)
и т.п..
Кроме того, Отзывам предшествует фраза ««БЕТАЛАМ» помог уже тысячам людей».
Как следует из материалов дела, данный продукт лекарственным средством не является, однако в рекламе продукта присутствует указание на его лечебные свойства, что так же является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которому, в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Таким образом, реклама нарушает требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама является ненадлежащей.
Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ИП «VVV» определил объект рекламирования и содержание рекламы (подал заявку на размещение рекламы и представил ООО «ХХХ» электронный макет рекламной статьи), оплатил услугу по размещению рекламы в Газете, таким образом, он является рекламодателем и рекламопроизводителем.
ООО «ХХХ», получив заявку ИП «VVV» и электронный макет Статьи, разместило рекламу в Газете. Таким образом, ООО «ХХХ» является рекламораспространителем.
Таким образом, нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП«VVV».
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламную статью индивидуального предпринимателя «VVV» под заголовком «Последняя тайна третьего рейха», размещенную в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП «VVV» и ООО «ХХХ».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии Р.Ш.Мингазов
Е.Б.Жарикова
ПРЕДПИСАНИЕ № 03-37/9
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
27 мая 2010 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,
на основании своего решения от 27 мая 2010 года по делу № 03-37/9 о признании ненадлежащей рекламы ИП «VVV» под заголовком «Последняя тайна третьего рейха» (далее – Статья), размещенной в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Индивидуальному предпринимателю «VVV» в 10 - дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение Статьи в средствах массовой информации, в том числе, в газете «Ваш новый день».
2. ИП «VVV» в срок до 27 июня 2010 года представить в Марийское УФАС России письменные доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе Марийское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель В.В.Зубарев
Члены Комиссии Е.Б. Жарикова
Р.Ш. Мингазов
stdClass Object
(
[vid] => 7607
[uid] => 1
[title] => Решение и предписание по делу № 03-37/9 по признакам нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7607
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1275287312
[changed] => 1370519072
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370519072
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 03-37/9
27 мая 2010 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 27 мая 2010 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,
рассмотрев дело № 03-37/9 по признакам нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года рекламной статьи под заголовком «Последняя тайна третьего рейха»,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных:
индивидуального предпринимателя «VVV» и ООО «ХХХ»,
УСТАНОВИЛА:
В Марийское УФАС России поступили ходатайства: директора ООО «ХХХ» (вх. № 1387 от 21 мая 2010 года) и ИП «VVV» (вх. № 1358 от 18 мая 2010 года) о рассмотрении дела № 03-37/9 без их участия. Принято решение ходатайство «ХХХ» и «VVV» удовлетворить.
В ходе проведения мониторинга рекламы, размещенной в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года (далее – Газета), специалистами Марийского УФАС России 19 ноября 2009 года обнаружена рекламная статья под заголовком «Последняя тайна третьего рейха», содержащая признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в которой говорится о проведении в городе Йошкар-Оле 21 ноября с 10 до 12 часов в ДК им. Калинина выставки-продажи препарата «БЕТАЛАМ», раскрывается его эффективность и опубликованы отзывы людей об улучшении их состояния в результате применения препарата (далее – Статья).
По результатам мониторинга рекламы составлен акт от 19 ноября 2009 года.
Статья была размещена в Газете на основании договора № ВПН 000961 от 30.10.2009 года, заключенного между «VVV» и ООО «ХХХ».
«VVV» зарегистрирован ИФНС по Ворошиловскому району г. Ростов – на – Дону в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 14 июля 2008 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
В ответе на запрос от 21.04.2010 года № 36 главный редактор еженедельника «Ваш Новый день» указала, что заявка на размещение Статьи с приложением ее макета, поступила в адрес ООО «ХХХ» 29 октября 2009 года по электронной почте. Сотрудники ООО «Витрина плюс» никаких изменений в текст Статьи не вносили. Перед публикацией Статьи менеджеры «VVV» были предупреждены о возможных нарушениях статьи 25 Закона о рекламе.
«VVV» не согласился с мнением антимонопольного органа. Подробно позиция ИП «VVV» изложена в письменных объяснениях от 12.05.2010 года и от 25.01.2010 года.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, Статья, размещённая в Газете, является рекламой, объектом рекламирования в которой является препарат «БЕТАЛАМ».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок (далее – БАД) и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Препарат «БЕТАЛАМ» зарегистрирован как БАД – дополнительный источник бета-каротина и йода, производится для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети, что подтверждается свидетельством Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.11.2004 года № 77.99.23.3.У.5493.11.04.
Несмотря на указанное обстоятельство, в тексте Статьи используются выражения, свидетельствующие о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему лечебное воздействие:
- «….он эффективен при: восстановлении организма после инсультов и инфарктов; заболеваниях щитовидной железы сахарным диабетом; сердечно-сосудистых заболеваниях, таких как ишемия, аритмия, гипертония; головной боли, различных шумах в голове; заболеваниях опорно-двигательного аппарата - артрите, артрозе, радикулите, остеохондрозе, ревматизме; болезнях глаз, таких как дистрофия сетчатки, атрофия зрительных нервов, миопия, глаукома, катаракта, утомление глаз; различных формах новообразований; бронхитах, астмах, различных видах аллергии»;
- «При регулярном применении препарата запускается механизм замедления старения всего организма»;
- «вещества, входящие в состав «БЕТАЛАМА», усиливают биохимические процессы творения здоровых клеток».
Из содержания приведенных выражений, потребитель рекламы может сделать однозначный вывод о лечебных свойствах «БЕТАЛАМА», поскольку такой вывод следует из значения слов русского языка, употребленных при описании свойств БАДа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.
Несмотря на указанную норму закона, в нижней части Статьи опубликованы отзывы людей, содержащие информацию об излечении людей, улучшении их состояния в результате применения БАДа (далее – Отзывы).
Так в Отзывах содержаться следующие фразы:
- «после начала приема…уровень сахара упал с 15 до 7 ед.» (Д.П. Тарасюк г. Волжск);
- «…за 2 месяца прошли боли в колене, разогнулась спина» (С.И. Ипатова г. Оренбург);
- «…прошли тахикардия и аритмия» (Т.Г.Шаповалов г. Новороссийск)
и т.п..
Кроме того, Отзывам предшествует фраза ««БЕТАЛАМ» помог уже тысячам людей».
Как следует из материалов дела, данный продукт лекарственным средством не является, однако в рекламе продукта присутствует указание на его лечебные свойства, что так же является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которому, в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Таким образом, реклама нарушает требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама является ненадлежащей.
Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ИП «VVV» определил объект рекламирования и содержание рекламы (подал заявку на размещение рекламы и представил ООО «ХХХ» электронный макет рекламной статьи), оплатил услугу по размещению рекламы в Газете, таким образом, он является рекламодателем и рекламопроизводителем.
ООО «ХХХ», получив заявку ИП «VVV» и электронный макет Статьи, разместило рекламу в Газете. Таким образом, ООО «ХХХ» является рекламораспространителем.
Таким образом, нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП«VVV».
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламную статью индивидуального предпринимателя «VVV» под заголовком «Последняя тайна третьего рейха», размещенную в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП «VVV» и ООО «ХХХ».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии Р.Ш.Мингазов
Е.Б.Жарикова
ПРЕДПИСАНИЕ № 03-37/9
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
27 мая 2010 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,
на основании своего решения от 27 мая 2010 года по делу № 03-37/9 о признании ненадлежащей рекламы ИП «VVV» под заголовком «Последняя тайна третьего рейха» (далее – Статья), размещенной в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Индивидуальному предпринимателю «VVV» в 10 - дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение Статьи в средствах массовой информации, в том числе, в газете «Ваш новый день».
2. ИП «VVV» в срок до 27 июня 2010 года представить в Марийское УФАС России письменные доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе Марийское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель В.В.Зубарев
Члены Комиссии Е.Б. Жарикова
Р.Ш. Мингазов
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 03-37/9
27 мая 2010 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 27 мая 2010 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,
рассмотрев дело № 03-37/9 по признакам нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года рекламной статьи под заголовком «Последняя тайна третьего рейха»,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных:
индивидуального предпринимателя «VVV» и ООО «ХХХ»,
УСТАНОВИЛА:
В Марийское УФАС России поступили ходатайства: директора ООО «ХХХ» (вх. № 1387 от 21 мая 2010 года) и ИП «VVV» (вх. № 1358 от 18 мая 2010 года) о рассмотрении дела № 03-37/9 без их участия. Принято решение ходатайство «ХХХ» и «VVV» удовлетворить.
В ходе проведения мониторинга рекламы, размещенной в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года (далее – Газета), специалистами Марийского УФАС России 19 ноября 2009 года обнаружена рекламная статья под заголовком «Последняя тайна третьего рейха», содержащая признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в которой говорится о проведении в городе Йошкар-Оле 21 ноября с 10 до 12 часов в ДК им. Калинина выставки-продажи препарата «БЕТАЛАМ», раскрывается его эффективность и опубликованы отзывы людей об улучшении их состояния в результате применения препарата (далее – Статья).
По результатам мониторинга рекламы составлен акт от 19 ноября 2009 года.
Статья была размещена в Газете на основании договора № ВПН 000961 от 30.10.2009 года, заключенного между «VVV» и ООО «ХХХ».
«VVV» зарегистрирован ИФНС по Ворошиловскому району г. Ростов – на – Дону в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 14 июля 2008 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
В ответе на запрос от 21.04.2010 года № 36 главный редактор еженедельника «Ваш Новый день» указала, что заявка на размещение Статьи с приложением ее макета, поступила в адрес ООО «ХХХ» 29 октября 2009 года по электронной почте. Сотрудники ООО «Витрина плюс» никаких изменений в текст Статьи не вносили. Перед публикацией Статьи менеджеры «VVV» были предупреждены о возможных нарушениях статьи 25 Закона о рекламе.
«VVV» не согласился с мнением антимонопольного органа. Подробно позиция ИП «VVV» изложена в письменных объяснениях от 12.05.2010 года и от 25.01.2010 года.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, Статья, размещённая в Газете, является рекламой, объектом рекламирования в которой является препарат «БЕТАЛАМ».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок (далее – БАД) и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Препарат «БЕТАЛАМ» зарегистрирован как БАД – дополнительный источник бета-каротина и йода, производится для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети, что подтверждается свидетельством Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.11.2004 года № 77.99.23.3.У.5493.11.04.
Несмотря на указанное обстоятельство, в тексте Статьи используются выражения, свидетельствующие о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему лечебное воздействие:
- «….он эффективен при: восстановлении организма после инсультов и инфарктов; заболеваниях щитовидной железы сахарным диабетом; сердечно-сосудистых заболеваниях, таких как ишемия, аритмия, гипертония; головной боли, различных шумах в голове; заболеваниях опорно-двигательного аппарата - артрите, артрозе, радикулите, остеохондрозе, ревматизме; болезнях глаз, таких как дистрофия сетчатки, атрофия зрительных нервов, миопия, глаукома, катаракта, утомление глаз; различных формах новообразований; бронхитах, астмах, различных видах аллергии»;
- «При регулярном применении препарата запускается механизм замедления старения всего организма»;
- «вещества, входящие в состав «БЕТАЛАМА», усиливают биохимические процессы творения здоровых клеток».
Из содержания приведенных выражений, потребитель рекламы может сделать однозначный вывод о лечебных свойствах «БЕТАЛАМА», поскольку такой вывод следует из значения слов русского языка, употребленных при описании свойств БАДа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.
Несмотря на указанную норму закона, в нижней части Статьи опубликованы отзывы людей, содержащие информацию об излечении людей, улучшении их состояния в результате применения БАДа (далее – Отзывы).
Так в Отзывах содержаться следующие фразы:
- «после начала приема…уровень сахара упал с 15 до 7 ед.» (Д.П. Тарасюк г. Волжск);
- «…за 2 месяца прошли боли в колене, разогнулась спина» (С.И. Ипатова г. Оренбург);
- «…прошли тахикардия и аритмия» (Т.Г.Шаповалов г. Новороссийск)
и т.п..
Кроме того, Отзывам предшествует фраза ««БЕТАЛАМ» помог уже тысячам людей».
Как следует из материалов дела, данный продукт лекарственным средством не является, однако в рекламе продукта присутствует указание на его лечебные свойства, что так же является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которому, в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Таким образом, реклама нарушает требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама является ненадлежащей.
Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ИП «VVV» определил объект рекламирования и содержание рекламы (подал заявку на размещение рекламы и представил ООО «ХХХ» электронный макет рекламной статьи), оплатил услугу по размещению рекламы в Газете, таким образом, он является рекламодателем и рекламопроизводителем.
ООО «ХХХ», получив заявку ИП «VVV» и электронный макет Статьи, разместило рекламу в Газете. Таким образом, ООО «ХХХ» является рекламораспространителем.
Таким образом, нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП«VVV».
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламную статью индивидуального предпринимателя «VVV» под заголовком «Последняя тайна третьего рейха», размещенную в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП «VVV» и ООО «ХХХ».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии Р.Ш.Мингазов
Е.Б.Жарикова
ПРЕДПИСАНИЕ № 03-37/9
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
27 мая 2010 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,
на основании своего решения от 27 мая 2010 года по делу № 03-37/9 о признании ненадлежащей рекламы ИП «VVV» под заголовком «Последняя тайна третьего рейха» (далее – Статья), размещенной в газете «Ваш новый день» № 44 (484) от 15 ноября 2009 года, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Индивидуальному предпринимателю «VVV» в 10 - дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение Статьи в средствах массовой информации, в том числе, в газете «Ваш новый день».
2. ИП «VVV» в срок до 27 июня 2010 года представить в Марийское УФАС России письменные доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе Марийское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель В.В.Зубарев
Члены Комиссии Е.Б. Жарикова
Р.Ш. Мингазов
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 32
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 32
[vid] => 1
[name] => реклама
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-05-31 10:28:32
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-05-31 10:28:32
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1322136059
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Марийское УФАС России
)