Решение и предписание по делу № 03-37/6 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе"

Дата публикации: 16 апреля 2010, 20:18

РЕШЕНИЕ

 

16 апреля 2010 года                                                         г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2010 года.

 

           Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,

рассмотрев дело № 03-37/6 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при размещении на третьей полосе еженедельной рекламной газеты «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года рекламы, следующего содержания:

 «Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью»,

в присутствии представителей:

от  рекламодателя и от  рекламораспространителя,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с обращением <…...> о фактах распространения рекламы с нарушениями законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами  Марийского УФАС России был проведен мониторинг рекламы в перечисленных заявителем средствах массовой информации. В ходе проведения мониторинга рекламы 13.11.2009 года на третьей полосе еженедельной рекламной газеты «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года (далее - Газета) обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, следующего содержания:

«Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» (далее  - информация Филиала).

Информация Филиала была размещена в Газете на основании договора № 80 от 28.08.2009 года, заключенного между Филиалом ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» (далее – Филиал) и <XXX>.

В объяснении по факту размещения рассматриваемой рекламы от  02.04.2010 года № 421 юрисконсульт Филиала не согласился с мнением антимонопольного органа, указав, что фраза «Фокино – Праздник в каждой капле!!!» была использована для передачи эмоционального состояния работников завода, по поводу некорректного поведения конкурентов и предназначена потребителям, не как способ эмоционального призыва к питию, а как информация, о том, что Филиал процветает и не намерен сворачивать свою деятельность.

На заседании Комиссии Марийского УФАС России   директор <XXX> не согласился с мнением антимонопольного органа, поддержав позицию Филиала.

 Изучив представленные документы и материалы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, информация Филиала, является рекламой.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно Положению о Филиале, Филиал является обособленным структурным подразделением федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром» (далее – Предприятие). Основным видом деятельности Филиала является производство, хранение и поставки этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и т.д.. Предприятие имеет лицензии на данные виды деятельности.

Реклама Филиала явно ассоциируется с алкогольной продукцией и по своему содержанию привлекает интерес к Филиалу.

В тексте рекламы Филиала присутствует изображение его алкогольной продукции – Бальзама Марий Эл, а так же логотип Филиала, содержащий информацию: «Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ»».

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация очевидно, ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, рассматривается как реклама данного товара.

Таким образом, реклама Филиала направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к алкогольной продукции и ее продавцу, следовательно является рекламой алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции  не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной  продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

При прочтении содержащейся в рекламе фразы «Фокино - Праздник в каждой капле!!!» создается впечатление о том, что употребление алкогольной  продукции способствует улучшению эмоционального состояния.

Возражения представителей Филиала, касающиеся смысла приведенной формулировки не могут быть приняты во внимание Комиссией Марийского УФАС России по следующим основаниям.

Оценка отдельных формулировок рекламы не отражает восприятия рекламы ее потребителем, поскольку предполагается, что информация воспринимается им в целом. Имеющаяся в рекламе Филиала информация, вызывает единое восприятие изображения алкогольной продукции и фразы «Фокино - Праздник в каждой капле!!!»

Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова праздник – это день радости и торжества по поводу чего-нибудь. Кроме  того, праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека, выполняет важную функцию релаксации.

Тем самым, в рамках данного рекламного объявления, фраза «Фокино - Праздник в каждой капле!!!» содержит утверждение, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению эмоционального состояния.

Таким образом, реклама Филиала нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе несёт рекламодатель, и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Филиал определил объект рекламирования и содержание рекламы (подал заявку в газету «PRO Город Йошкар-Ола» на размещение рекламы, представив логотип, слоган и фотографии, согласовало содержание рекламного объявления), оплатило услуги по размещению рекламы в Газете, таким образом, он является рекламодателем.

<XXX> изготовило макет рекламного объявления в соответствии с заявкой Филиала, согласовало его содержание с Филиалом и разместило рекламное объявление в Газете. Таким образом,  <XXX> является рекламопроизводителем  и рекламораспространителем.

Антимонопольным органом установлено, что нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя.

Размещение рекламы Филиала в газете «PRO Город Йошкар-Ола» осуществлялось в период с 05.09.2009 года по 05.12.2009 года. На обозрение Комиссии Марийского УФАС России представлены номера газеты «PRO Город Йошкар-Ола» (№15 (15)) от 12.12.2009 года и  №17 (17) от 26.12.2009 года), подтверждающие устранение нарушения законодательства РФ о рекламе.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что аналогичная рекламная информация размещалась в печатном СМИ «Газета Взгляд» ИП …..(договор на оказание рекламно-информационных услуг в «газета Взгляд» от 21 сентября 2009 года). На момент рассмотрения дела, доказательств прекращения размещения рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе в указанном СМИ, не представлено.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод», размещенную на третьей полосе еженедельной рекламной газеты «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года, следующего содержания:

«Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФГУП «Росспиртпром» в лице Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                О.А.Куканова                                   

 

 

                                                                                                      Е.Б.Жарикова

 

                                                                               

                                                                                        Р.Ш. Мингазов

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-37/6

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

16 апреля 2010 года                                                        г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,

на основании своего решения от 16 апреля 2010 года  по делу № 03-37/6 о признании ненадлежащей рекламы Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод», размещенной в еженедельной рекламной газете «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года рекламы, следующего содержания: «Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», ввиду нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.    ФГУП «Росспиртпром» в лице Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» в 10 - дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» содержащей фразу Фокино – Праздник в каждой капле!!! в средствах массовой информации, в том числе в «Газета Взгляд».

 

2. ФГУП «Росспиртпром» в лице Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» в срок до 30 мая 2010 года представить в Марийское УФАС России письменные доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе Марийское УФАС России вправе  в  соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об  административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель                                                                                                                     В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                           О.А. Куканова

 

 

Е.Б. Жарикова 

 

 

Р.Ш. Мингазов

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7603 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 03-37/6 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7603 [type] => solution [language] => ru [created] => 1271420319 [changed] => 1370519072 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519072 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

16 апреля 2010 года                                                         г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2010 года.

 

           Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,

рассмотрев дело № 03-37/6 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при размещении на третьей полосе еженедельной рекламной газеты «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года рекламы, следующего содержания:

 «Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью»,

в присутствии представителей:

от  рекламодателя и от  рекламораспространителя,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с обращением <…...> о фактах распространения рекламы с нарушениями законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами  Марийского УФАС России был проведен мониторинг рекламы в перечисленных заявителем средствах массовой информации. В ходе проведения мониторинга рекламы 13.11.2009 года на третьей полосе еженедельной рекламной газеты «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года (далее - Газета) обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, следующего содержания:

«Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» (далее  - информация Филиала).

Информация Филиала была размещена в Газете на основании договора № 80 от 28.08.2009 года, заключенного между Филиалом ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» (далее – Филиал) и <XXX>.

В объяснении по факту размещения рассматриваемой рекламы от  02.04.2010 года № 421 юрисконсульт Филиала не согласился с мнением антимонопольного органа, указав, что фраза «Фокино – Праздник в каждой капле!!!» была использована для передачи эмоционального состояния работников завода, по поводу некорректного поведения конкурентов и предназначена потребителям, не как способ эмоционального призыва к питию, а как информация, о том, что Филиал процветает и не намерен сворачивать свою деятельность.

На заседании Комиссии Марийского УФАС России   директор <XXX> не согласился с мнением антимонопольного органа, поддержав позицию Филиала.

 Изучив представленные документы и материалы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, информация Филиала, является рекламой.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно Положению о Филиале, Филиал является обособленным структурным подразделением федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром» (далее – Предприятие). Основным видом деятельности Филиала является производство, хранение и поставки этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и т.д.. Предприятие имеет лицензии на данные виды деятельности.

Реклама Филиала явно ассоциируется с алкогольной продукцией и по своему содержанию привлекает интерес к Филиалу.

В тексте рекламы Филиала присутствует изображение его алкогольной продукции – Бальзама Марий Эл, а так же логотип Филиала, содержащий информацию: «Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ»».

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация очевидно, ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, рассматривается как реклама данного товара.

Таким образом, реклама Филиала направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к алкогольной продукции и ее продавцу, следовательно является рекламой алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции  не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной  продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

При прочтении содержащейся в рекламе фразы «Фокино - Праздник в каждой капле!!!» создается впечатление о том, что употребление алкогольной  продукции способствует улучшению эмоционального состояния.

Возражения представителей Филиала, касающиеся смысла приведенной формулировки не могут быть приняты во внимание Комиссией Марийского УФАС России по следующим основаниям.

Оценка отдельных формулировок рекламы не отражает восприятия рекламы ее потребителем, поскольку предполагается, что информация воспринимается им в целом. Имеющаяся в рекламе Филиала информация, вызывает единое восприятие изображения алкогольной продукции и фразы «Фокино - Праздник в каждой капле!!!»

Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова праздник – это день радости и торжества по поводу чего-нибудь. Кроме  того, праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека, выполняет важную функцию релаксации.

Тем самым, в рамках данного рекламного объявления, фраза «Фокино - Праздник в каждой капле!!!» содержит утверждение, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению эмоционального состояния.

Таким образом, реклама Филиала нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе несёт рекламодатель, и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Филиал определил объект рекламирования и содержание рекламы (подал заявку в газету «PRO Город Йошкар-Ола» на размещение рекламы, представив логотип, слоган и фотографии, согласовало содержание рекламного объявления), оплатило услуги по размещению рекламы в Газете, таким образом, он является рекламодателем.

<XXX> изготовило макет рекламного объявления в соответствии с заявкой Филиала, согласовало его содержание с Филиалом и разместило рекламное объявление в Газете. Таким образом,  <XXX> является рекламопроизводителем  и рекламораспространителем.

Антимонопольным органом установлено, что нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя.

Размещение рекламы Филиала в газете «PRO Город Йошкар-Ола» осуществлялось в период с 05.09.2009 года по 05.12.2009 года. На обозрение Комиссии Марийского УФАС России представлены номера газеты «PRO Город Йошкар-Ола» (№15 (15)) от 12.12.2009 года и  №17 (17) от 26.12.2009 года), подтверждающие устранение нарушения законодательства РФ о рекламе.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что аналогичная рекламная информация размещалась в печатном СМИ «Газета Взгляд» ИП …..(договор на оказание рекламно-информационных услуг в «газета Взгляд» от 21 сентября 2009 года). На момент рассмотрения дела, доказательств прекращения размещения рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе в указанном СМИ, не представлено.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод», размещенную на третьей полосе еженедельной рекламной газеты «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года, следующего содержания:

«Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФГУП «Росспиртпром» в лице Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                О.А.Куканова                                   

 

 

                                                                                                      Е.Б.Жарикова

 

                                                                               

                                                                                        Р.Ш. Мингазов

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-37/6

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

16 апреля 2010 года                                                        г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,

на основании своего решения от 16 апреля 2010 года  по делу № 03-37/6 о признании ненадлежащей рекламы Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод», размещенной в еженедельной рекламной газете «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года рекламы, следующего содержания: «Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», ввиду нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.    ФГУП «Росспиртпром» в лице Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» в 10 - дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» содержащей фразу Фокино – Праздник в каждой капле!!! в средствах массовой информации, в том числе в «Газета Взгляд».

 

2. ФГУП «Росспиртпром» в лице Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» в срок до 30 мая 2010 года представить в Марийское УФАС России письменные доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе Марийское УФАС России вправе  в  соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об  административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель                                                                                                                     В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                           О.А. Куканова

 

 

Е.Б. Жарикова 

 

 

Р.Ш. Мингазов

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

16 апреля 2010 года                                                         г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2010 года.

 

           Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,

рассмотрев дело № 03-37/6 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при размещении на третьей полосе еженедельной рекламной газеты «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года рекламы, следующего содержания:

 «Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью»,

в присутствии представителей:

от  рекламодателя и от  рекламораспространителя,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с обращением <…...> о фактах распространения рекламы с нарушениями законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами  Марийского УФАС России был проведен мониторинг рекламы в перечисленных заявителем средствах массовой информации. В ходе проведения мониторинга рекламы 13.11.2009 года на третьей полосе еженедельной рекламной газеты «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года (далее - Газета) обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, следующего содержания:

«Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» (далее  - информация Филиала).

Информация Филиала была размещена в Газете на основании договора № 80 от 28.08.2009 года, заключенного между Филиалом ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» (далее – Филиал) и <XXX>.

В объяснении по факту размещения рассматриваемой рекламы от  02.04.2010 года № 421 юрисконсульт Филиала не согласился с мнением антимонопольного органа, указав, что фраза «Фокино – Праздник в каждой капле!!!» была использована для передачи эмоционального состояния работников завода, по поводу некорректного поведения конкурентов и предназначена потребителям, не как способ эмоционального призыва к питию, а как информация, о том, что Филиал процветает и не намерен сворачивать свою деятельность.

На заседании Комиссии Марийского УФАС России   директор <XXX> не согласился с мнением антимонопольного органа, поддержав позицию Филиала.

 Изучив представленные документы и материалы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, информация Филиала, является рекламой.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно Положению о Филиале, Филиал является обособленным структурным подразделением федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром» (далее – Предприятие). Основным видом деятельности Филиала является производство, хранение и поставки этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и т.д.. Предприятие имеет лицензии на данные виды деятельности.

Реклама Филиала явно ассоциируется с алкогольной продукцией и по своему содержанию привлекает интерес к Филиалу.

В тексте рекламы Филиала присутствует изображение его алкогольной продукции – Бальзама Марий Эл, а так же логотип Филиала, содержащий информацию: «Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ»».

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация очевидно, ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, рассматривается как реклама данного товара.

Таким образом, реклама Филиала направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к алкогольной продукции и ее продавцу, следовательно является рекламой алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции  не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной  продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

При прочтении содержащейся в рекламе фразы «Фокино - Праздник в каждой капле!!!» создается впечатление о том, что употребление алкогольной  продукции способствует улучшению эмоционального состояния.

Возражения представителей Филиала, касающиеся смысла приведенной формулировки не могут быть приняты во внимание Комиссией Марийского УФАС России по следующим основаниям.

Оценка отдельных формулировок рекламы не отражает восприятия рекламы ее потребителем, поскольку предполагается, что информация воспринимается им в целом. Имеющаяся в рекламе Филиала информация, вызывает единое восприятие изображения алкогольной продукции и фразы «Фокино - Праздник в каждой капле!!!»

Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова праздник – это день радости и торжества по поводу чего-нибудь. Кроме  того, праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека, выполняет важную функцию релаксации.

Тем самым, в рамках данного рекламного объявления, фраза «Фокино - Праздник в каждой капле!!!» содержит утверждение, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению эмоционального состояния.

Таким образом, реклама Филиала нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе несёт рекламодатель, и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Филиал определил объект рекламирования и содержание рекламы (подал заявку в газету «PRO Город Йошкар-Ола» на размещение рекламы, представив логотип, слоган и фотографии, согласовало содержание рекламного объявления), оплатило услуги по размещению рекламы в Газете, таким образом, он является рекламодателем.

<XXX> изготовило макет рекламного объявления в соответствии с заявкой Филиала, согласовало его содержание с Филиалом и разместило рекламное объявление в Газете. Таким образом,  <XXX> является рекламопроизводителем  и рекламораспространителем.

Антимонопольным органом установлено, что нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя.

Размещение рекламы Филиала в газете «PRO Город Йошкар-Ола» осуществлялось в период с 05.09.2009 года по 05.12.2009 года. На обозрение Комиссии Марийского УФАС России представлены номера газеты «PRO Город Йошкар-Ола» (№15 (15)) от 12.12.2009 года и  №17 (17) от 26.12.2009 года), подтверждающие устранение нарушения законодательства РФ о рекламе.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что аналогичная рекламная информация размещалась в печатном СМИ «Газета Взгляд» ИП …..(договор на оказание рекламно-информационных услуг в «газета Взгляд» от 21 сентября 2009 года). На момент рассмотрения дела, доказательств прекращения размещения рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе в указанном СМИ, не представлено.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод», размещенную на третьей полосе еженедельной рекламной газеты «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года, следующего содержания:

«Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФГУП «Росспиртпром» в лице Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                О.А.Куканова                                   

 

 

                                                                                                      Е.Б.Жарикова

 

                                                                               

                                                                                        Р.Ш. Мингазов

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-37/6

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

16 апреля 2010 года                                                        г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,

на основании своего решения от 16 апреля 2010 года  по делу № 03-37/6 о признании ненадлежащей рекламы Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод», размещенной в еженедельной рекламной газете «PRO Город Йошкар-Ола» № 8 от 24 октября 2009 года рекламы, следующего содержания: «Фокинский ликероводочный завод» Филиал ФГУП «РОССПИРТПРОМ» Фокино – Праздник в каждой капле!!! fokino@mail.ru  пос. Советский (83638) 9-44-61 Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», ввиду нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.    ФГУП «Росспиртпром» в лице Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» в 10 - дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» содержащей фразу Фокино – Праздник в каждой капле!!! в средствах массовой информации, в том числе в «Газета Взгляд».

 

2. ФГУП «Росспиртпром» в лице Филиала ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликероводочный завод» в срок до 30 мая 2010 года представить в Марийское УФАС России письменные доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе Марийское УФАС России вправе  в  соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об  административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель                                                                                                                     В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                           О.А. Куканова

 

 

Е.Б. Жарикова 

 

 

Р.Ш. Мингазов

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-16 16:18:39 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-16 16:18:39 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322136059 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )