Решение по делу № 03-25/76 в отношении салона автотюнинга «Титан-Авто»

Дата публикации: 21 декабря 2009, 03:00

17 декабря 2009 года                                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2009 года.

 

           Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,

рассмотрев дело № 03-25/76 по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при размещении в эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года в 13 часов 32 минуты рекламного ролика ИП Мишина А.А. следующего содержания:

 «- Ты чего такой грустный?

- Да… получил штраф по почте за превышение скорости.

- Мой тебе совет! Купи в салоне автотюнинга «Титан-Авто» Радар - детектор и забудь о штрафах!

Радар-детектор предупредит о наличии постов и камер наблюдения на дороге. Радар- детектор - реальная экономия на штрафах! Салон автотюнинга  «Титан-Авто». Дом быта 2-ой этаж,  телефон 333-555»,

в присутствии представителей:

от  рекламодателя - индивидуальный предприниматель Мишин А.А.;

от  рекламопроизводителя и  рекламораспространителя - менеджер ЗАО «Пульс – Радио» Курандина М.Е. по доверенности б/н от 03.12.2009 года, менеджер ЗАО «Пульс – Радио» Диянова Н.М. по доверенности б/н от 31.12.2009 года, программный редактор ЗАО «Пульс – Радио» Фоминых И.А. по доверенности б/н от 31.12.2009 года,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга рекламы размещенной в эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года в 13 часов 32 минуты транслировался рекламный ролик следующего содержания:

 «- Ты чего такой грустный?

- Да… получил штраф по почте за превышение скорости.

- Мой тебе совет! Купи в салоне автотюнинга «Титан-Авто» Радар - детектор и забудь о штрафах!

Радар-детектор предупредит о наличии постов и камер наблюдения на дороге. Радар- детектор - реальная экономия на штрафах! Салон автотюнинга  «Титан-Авто». Дом быта 2-ой этаж,  телефон 333-555» (далее – информация ИП Мишина А.А.).

Акт мониторинга рекламы от 29 июля 2009 года.

Согласно письменным объяснениям ИП Мишина А.А. (Исх. № 01 от 30.11.2009 г.) указанный рекламный ролик  был изготовлен и размещен в эфире радиостанции «Пульс-Радио» 103, 8 FM по устной заявке ИП Мишина А.А.. Изготовленный ЗАО «Пульс-Радио» текст рекламы был согласован ИП Мишиным А.А.. Информация ИП Мишина А.А. была размещена в эфире радиостанции «Пульс радио» на основании договора на  оказание услуг по размещению рекламы от 12.01.2009 года   № 4, заключенного между ЗАО «Пульс-Радио» и ИП Мишиным А.А..

На заседании Комиссии Марийского УФАС России 03.12.2009 года ИП Мишин А.А. не согласился с мнением антимонопольного органа, указав на то, что радар-детектор «реагирует на камеры видеонаблюдения, которые  дисциплинируют водителя в скоростном режиме», в рассматриваемой рекламе передана «суть радар-детектора, указанная в его инструкции».

На заседании Комиссии Марийского УФАС России 03.12.2009 года представитель  ЗАО «Пульс-Радио» указал, что рекламная информация ИП Мишина А.А. не может призывать к совершению противоправных действий, поскольку транслируется в рамках рубрики «Внимание, водитель!», напоминающей водителям о соблюдении правил дорожного движения.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств у ЗАО «Пульс – Радио», касающихся размещения рекламы в рамках рубрики «Внимание, водитель!», Комиссией Марийского УФАС России рассмотрение дела № 03-25/76 было отложено (определение об отложении рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 03 декабря 2009 года № 03-25/3071).

Изучив представленные документы и материалы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, информация ИП Мишина А.А.,  является рекламой.

Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Объектом рекламирования, продвижение на рынке которого, преследует рассматриваемая реклама, является  радар-детектор.

Радар-детектор – это компактное моноблочное или раздельное электронное устройство, которое детектирует, обрабатывает и информирует пользователя о наличие в своем поле действия радаров ДПС, излучающих радиоволны или лазерные лучи, на определение которых он настроен.  

В соответствии с Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, водители должны вести транспортные средства со скоростью, не превышающей установленного ограничения (раздел 10).

Однако, имеющаяся в рекламе ИП Мишина А.А. информация вызывает у потребителя рекламы единое восприятие, связанных между собой событий/действий, совершаемых с единой целью избежать штрафа за превышение скорости.

Фраза «получил штраф по почте за превышение скорости», предшествующая перечисленным в рекламе побудительным действиям «Купи…. Радар- детектор и забудь о штрафах!»,  в едином контексте воспринимается  как призыв к действиям, результатом которых будет нарушение правил дорожного движения, в частности превышение установленной скорости движения транспортного средства, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, из контекста рекламы следует, что радар-детектор является необходимым устройством для избежания ответственности за превышение скоростного режима.

Довод представителя  ЗАО «Пульс-Радио» о том, что трансляция рекламы ИП Мишина А.А. проходила в рамках рубрики «Внимание, водитель!», призывающей водителей соблюдать правила дорожного движения, не может быть принят во внимание Комиссией Марийского КФАС России по следующим основаниям.

Предметом рассмотрения антимонопольного органа является реклама и соответствие ее содержания требованиям закона. Поэтому, установленный ЗАО «Пульс-Радио» порядок трансляции рекламных роликов в эфире радиостанции «Пульс-Радио» 103, 8 FM, а так же содержание рубрик, в рамках которых они транслируются, не исключают факта нарушения Закона о рекламе и не освобождают рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя от соблюдения требований российского законодательства.

Кроме того, представленные ЗАО «Пульс-Радио» документы свидетельствуют о том, что рассматриваемый рекламный ролик ИП Мишина А.А. транслировался как в рамках рубрики «Внимание, водитель!», так и вне ее (выписки из регистрационного журнала за 28 и 29 июля 2009 года, эфирная справка за период с 3 по 31 июля 2009 года).

С учетом вышеизложенного, антимонопольный орган считает, что реклама ИП Мишина А.А. нарушает требования пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ИП Мишин А.А. определил объект рекламирования и содержание рекламы, оплатил услуги по изготовлению и размещению рекламы в эфире радиостанции «Пульс радио». Таким образом,  ИП Мишин А.А. является рекламодателем.

ЗАО «Пульс-Радио», получив от ИП Мишина А.А. устную заявку на изготовление и размещение рекламного ролика, изготовило и согласовало его содержание с ИП Мишиным А.А., разместило рекламный ролик в эфире радиостанции «Пульс радио». Таким образом, ЗАО «Пульс-Радио» является  рекламопроизводителем и рекламораспространителем.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Антимонопольным органом установлено, что ЗАО «Пульс-Радио» изготовило рекламный ролик в соответствии с устной заявкой ИП Мишина А.А.. Текст изготовленного рекламного ролика был согласован с ИП Мишиным А.А..

Таким образом, нарушение пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП Мишина А.А..

Согласно письму директора ЗАО «Пульс-Радио» А.Н. Курмузакова (Вх. № 3716 от 08.12.2009 года) рекламный ролик ИП Мишина А.А. транслировался в эфире радиостанции «Пульс радио» в период с 3 июля по 26 октября 2009 года, что подтверждается  приложениями №№ 7, 8, 9, 10 к договору на  оказание услуг по размещению рекламы от 12.01.2009 года   № 4. На сегодняшний день его трансляция в эфире радиостанции «Пульс радио» завершена.

Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Мишина А.А. размещенную в эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года в 13 часов 32 минуты, следующего содержания:

 «- Ты чего такой грустный?

- Да… получил штраф по почте за превышение скорости.

- Мой тебе совет! Купи в салоне автотюнинга «Титан-Авто» Радар- детектор и забудь о штрафах!

Радар-детектор предупредит о наличии постов и камер наблюдения на дороге. Радар- детектор - реальная экономия на штрафах! Салон автотюнинга  «Титан-Авто». Дом быта 2-ой этаж,  телефон 333-555»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с завершением трансляции рекламного ролика.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                          О.А. Куканова

 

 

                                                                                                                                       Е.Б. Жарикова

 

                                                                               

 Р.Ш. Мингазов

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7596 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 03-25/76 в отношении салона автотюнинга «Титан-Авто» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7596 [type] => solution [language] => ru [created] => 1261342800 [changed] => 1370519072 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519072 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

17 декабря 2009 года                                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2009 года.

 

           Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,

рассмотрев дело № 03-25/76 по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при размещении в эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года в 13 часов 32 минуты рекламного ролика ИП Мишина А.А. следующего содержания:

 «- Ты чего такой грустный?

- Да… получил штраф по почте за превышение скорости.

- Мой тебе совет! Купи в салоне автотюнинга «Титан-Авто» Радар - детектор и забудь о штрафах!

Радар-детектор предупредит о наличии постов и камер наблюдения на дороге. Радар- детектор - реальная экономия на штрафах! Салон автотюнинга  «Титан-Авто». Дом быта 2-ой этаж,  телефон 333-555»,

в присутствии представителей:

от  рекламодателя - индивидуальный предприниматель Мишин А.А.;

от  рекламопроизводителя и  рекламораспространителя - менеджер ЗАО «Пульс – Радио» Курандина М.Е. по доверенности б/н от 03.12.2009 года, менеджер ЗАО «Пульс – Радио» Диянова Н.М. по доверенности б/н от 31.12.2009 года, программный редактор ЗАО «Пульс – Радио» Фоминых И.А. по доверенности б/н от 31.12.2009 года,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга рекламы размещенной в эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года в 13 часов 32 минуты транслировался рекламный ролик следующего содержания:

 «- Ты чего такой грустный?

- Да… получил штраф по почте за превышение скорости.

- Мой тебе совет! Купи в салоне автотюнинга «Титан-Авто» Радар - детектор и забудь о штрафах!

Радар-детектор предупредит о наличии постов и камер наблюдения на дороге. Радар- детектор - реальная экономия на штрафах! Салон автотюнинга  «Титан-Авто». Дом быта 2-ой этаж,  телефон 333-555» (далее – информация ИП Мишина А.А.).

Акт мониторинга рекламы от 29 июля 2009 года.

Согласно письменным объяснениям ИП Мишина А.А. (Исх. № 01 от 30.11.2009 г.) указанный рекламный ролик  был изготовлен и размещен в эфире радиостанции «Пульс-Радио» 103, 8 FM по устной заявке ИП Мишина А.А.. Изготовленный ЗАО «Пульс-Радио» текст рекламы был согласован ИП Мишиным А.А.. Информация ИП Мишина А.А. была размещена в эфире радиостанции «Пульс радио» на основании договора на  оказание услуг по размещению рекламы от 12.01.2009 года   № 4, заключенного между ЗАО «Пульс-Радио» и ИП Мишиным А.А..

На заседании Комиссии Марийского УФАС России 03.12.2009 года ИП Мишин А.А. не согласился с мнением антимонопольного органа, указав на то, что радар-детектор «реагирует на камеры видеонаблюдения, которые  дисциплинируют водителя в скоростном режиме», в рассматриваемой рекламе передана «суть радар-детектора, указанная в его инструкции».

На заседании Комиссии Марийского УФАС России 03.12.2009 года представитель  ЗАО «Пульс-Радио» указал, что рекламная информация ИП Мишина А.А. не может призывать к совершению противоправных действий, поскольку транслируется в рамках рубрики «Внимание, водитель!», напоминающей водителям о соблюдении правил дорожного движения.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств у ЗАО «Пульс – Радио», касающихся размещения рекламы в рамках рубрики «Внимание, водитель!», Комиссией Марийского УФАС России рассмотрение дела № 03-25/76 было отложено (определение об отложении рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 03 декабря 2009 года № 03-25/3071).

Изучив представленные документы и материалы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, информация ИП Мишина А.А.,  является рекламой.

Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Объектом рекламирования, продвижение на рынке которого, преследует рассматриваемая реклама, является  радар-детектор.

Радар-детектор – это компактное моноблочное или раздельное электронное устройство, которое детектирует, обрабатывает и информирует пользователя о наличие в своем поле действия радаров ДПС, излучающих радиоволны или лазерные лучи, на определение которых он настроен.  

В соответствии с Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, водители должны вести транспортные средства со скоростью, не превышающей установленного ограничения (раздел 10).

Однако, имеющаяся в рекламе ИП Мишина А.А. информация вызывает у потребителя рекламы единое восприятие, связанных между собой событий/действий, совершаемых с единой целью избежать штрафа за превышение скорости.

Фраза «получил штраф по почте за превышение скорости», предшествующая перечисленным в рекламе побудительным действиям «Купи…. Радар- детектор и забудь о штрафах!»,  в едином контексте воспринимается  как призыв к действиям, результатом которых будет нарушение правил дорожного движения, в частности превышение установленной скорости движения транспортного средства, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, из контекста рекламы следует, что радар-детектор является необходимым устройством для избежания ответственности за превышение скоростного режима.

Довод представителя  ЗАО «Пульс-Радио» о том, что трансляция рекламы ИП Мишина А.А. проходила в рамках рубрики «Внимание, водитель!», призывающей водителей соблюдать правила дорожного движения, не может быть принят во внимание Комиссией Марийского КФАС России по следующим основаниям.

Предметом рассмотрения антимонопольного органа является реклама и соответствие ее содержания требованиям закона. Поэтому, установленный ЗАО «Пульс-Радио» порядок трансляции рекламных роликов в эфире радиостанции «Пульс-Радио» 103, 8 FM, а так же содержание рубрик, в рамках которых они транслируются, не исключают факта нарушения Закона о рекламе и не освобождают рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя от соблюдения требований российского законодательства.

Кроме того, представленные ЗАО «Пульс-Радио» документы свидетельствуют о том, что рассматриваемый рекламный ролик ИП Мишина А.А. транслировался как в рамках рубрики «Внимание, водитель!», так и вне ее (выписки из регистрационного журнала за 28 и 29 июля 2009 года, эфирная справка за период с 3 по 31 июля 2009 года).

С учетом вышеизложенного, антимонопольный орган считает, что реклама ИП Мишина А.А. нарушает требования пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ИП Мишин А.А. определил объект рекламирования и содержание рекламы, оплатил услуги по изготовлению и размещению рекламы в эфире радиостанции «Пульс радио». Таким образом,  ИП Мишин А.А. является рекламодателем.

ЗАО «Пульс-Радио», получив от ИП Мишина А.А. устную заявку на изготовление и размещение рекламного ролика, изготовило и согласовало его содержание с ИП Мишиным А.А., разместило рекламный ролик в эфире радиостанции «Пульс радио». Таким образом, ЗАО «Пульс-Радио» является  рекламопроизводителем и рекламораспространителем.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Антимонопольным органом установлено, что ЗАО «Пульс-Радио» изготовило рекламный ролик в соответствии с устной заявкой ИП Мишина А.А.. Текст изготовленного рекламного ролика был согласован с ИП Мишиным А.А..

Таким образом, нарушение пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП Мишина А.А..

Согласно письму директора ЗАО «Пульс-Радио» А.Н. Курмузакова (Вх. № 3716 от 08.12.2009 года) рекламный ролик ИП Мишина А.А. транслировался в эфире радиостанции «Пульс радио» в период с 3 июля по 26 октября 2009 года, что подтверждается  приложениями №№ 7, 8, 9, 10 к договору на  оказание услуг по размещению рекламы от 12.01.2009 года   № 4. На сегодняшний день его трансляция в эфире радиостанции «Пульс радио» завершена.

Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Мишина А.А. размещенную в эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года в 13 часов 32 минуты, следующего содержания:

 «- Ты чего такой грустный?

- Да… получил штраф по почте за превышение скорости.

- Мой тебе совет! Купи в салоне автотюнинга «Титан-Авто» Радар- детектор и забудь о штрафах!

Радар-детектор предупредит о наличии постов и камер наблюдения на дороге. Радар- детектор - реальная экономия на штрафах! Салон автотюнинга  «Титан-Авто». Дом быта 2-ой этаж,  телефон 333-555»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с завершением трансляции рекламного ролика.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                          О.А. Куканова

 

 

                                                                                                                                       Е.Б. Жарикова

 

                                                                               

 Р.Ш. Мингазов

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

17 декабря 2009 года                                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2009 года.

 

           Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Куканова О.А.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,

рассмотрев дело № 03-25/76 по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при размещении в эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года в 13 часов 32 минуты рекламного ролика ИП Мишина А.А. следующего содержания:

 «- Ты чего такой грустный?

- Да… получил штраф по почте за превышение скорости.

- Мой тебе совет! Купи в салоне автотюнинга «Титан-Авто» Радар - детектор и забудь о штрафах!

Радар-детектор предупредит о наличии постов и камер наблюдения на дороге. Радар- детектор - реальная экономия на штрафах! Салон автотюнинга  «Титан-Авто». Дом быта 2-ой этаж,  телефон 333-555»,

в присутствии представителей:

от  рекламодателя - индивидуальный предприниматель Мишин А.А.;

от  рекламопроизводителя и  рекламораспространителя - менеджер ЗАО «Пульс – Радио» Курандина М.Е. по доверенности б/н от 03.12.2009 года, менеджер ЗАО «Пульс – Радио» Диянова Н.М. по доверенности б/н от 31.12.2009 года, программный редактор ЗАО «Пульс – Радио» Фоминых И.А. по доверенности б/н от 31.12.2009 года,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга рекламы размещенной в эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года в 13 часов 32 минуты транслировался рекламный ролик следующего содержания:

 «- Ты чего такой грустный?

- Да… получил штраф по почте за превышение скорости.

- Мой тебе совет! Купи в салоне автотюнинга «Титан-Авто» Радар - детектор и забудь о штрафах!

Радар-детектор предупредит о наличии постов и камер наблюдения на дороге. Радар- детектор - реальная экономия на штрафах! Салон автотюнинга  «Титан-Авто». Дом быта 2-ой этаж,  телефон 333-555» (далее – информация ИП Мишина А.А.).

Акт мониторинга рекламы от 29 июля 2009 года.

Согласно письменным объяснениям ИП Мишина А.А. (Исх. № 01 от 30.11.2009 г.) указанный рекламный ролик  был изготовлен и размещен в эфире радиостанции «Пульс-Радио» 103, 8 FM по устной заявке ИП Мишина А.А.. Изготовленный ЗАО «Пульс-Радио» текст рекламы был согласован ИП Мишиным А.А.. Информация ИП Мишина А.А. была размещена в эфире радиостанции «Пульс радио» на основании договора на  оказание услуг по размещению рекламы от 12.01.2009 года   № 4, заключенного между ЗАО «Пульс-Радио» и ИП Мишиным А.А..

На заседании Комиссии Марийского УФАС России 03.12.2009 года ИП Мишин А.А. не согласился с мнением антимонопольного органа, указав на то, что радар-детектор «реагирует на камеры видеонаблюдения, которые  дисциплинируют водителя в скоростном режиме», в рассматриваемой рекламе передана «суть радар-детектора, указанная в его инструкции».

На заседании Комиссии Марийского УФАС России 03.12.2009 года представитель  ЗАО «Пульс-Радио» указал, что рекламная информация ИП Мишина А.А. не может призывать к совершению противоправных действий, поскольку транслируется в рамках рубрики «Внимание, водитель!», напоминающей водителям о соблюдении правил дорожного движения.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств у ЗАО «Пульс – Радио», касающихся размещения рекламы в рамках рубрики «Внимание, водитель!», Комиссией Марийского УФАС России рассмотрение дела № 03-25/76 было отложено (определение об отложении рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 03 декабря 2009 года № 03-25/3071).

Изучив представленные документы и материалы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, информация ИП Мишина А.А.,  является рекламой.

Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Объектом рекламирования, продвижение на рынке которого, преследует рассматриваемая реклама, является  радар-детектор.

Радар-детектор – это компактное моноблочное или раздельное электронное устройство, которое детектирует, обрабатывает и информирует пользователя о наличие в своем поле действия радаров ДПС, излучающих радиоволны или лазерные лучи, на определение которых он настроен.  

В соответствии с Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, водители должны вести транспортные средства со скоростью, не превышающей установленного ограничения (раздел 10).

Однако, имеющаяся в рекламе ИП Мишина А.А. информация вызывает у потребителя рекламы единое восприятие, связанных между собой событий/действий, совершаемых с единой целью избежать штрафа за превышение скорости.

Фраза «получил штраф по почте за превышение скорости», предшествующая перечисленным в рекламе побудительным действиям «Купи…. Радар- детектор и забудь о штрафах!»,  в едином контексте воспринимается  как призыв к действиям, результатом которых будет нарушение правил дорожного движения, в частности превышение установленной скорости движения транспортного средства, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, из контекста рекламы следует, что радар-детектор является необходимым устройством для избежания ответственности за превышение скоростного режима.

Довод представителя  ЗАО «Пульс-Радио» о том, что трансляция рекламы ИП Мишина А.А. проходила в рамках рубрики «Внимание, водитель!», призывающей водителей соблюдать правила дорожного движения, не может быть принят во внимание Комиссией Марийского КФАС России по следующим основаниям.

Предметом рассмотрения антимонопольного органа является реклама и соответствие ее содержания требованиям закона. Поэтому, установленный ЗАО «Пульс-Радио» порядок трансляции рекламных роликов в эфире радиостанции «Пульс-Радио» 103, 8 FM, а так же содержание рубрик, в рамках которых они транслируются, не исключают факта нарушения Закона о рекламе и не освобождают рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя от соблюдения требований российского законодательства.

Кроме того, представленные ЗАО «Пульс-Радио» документы свидетельствуют о том, что рассматриваемый рекламный ролик ИП Мишина А.А. транслировался как в рамках рубрики «Внимание, водитель!», так и вне ее (выписки из регистрационного журнала за 28 и 29 июля 2009 года, эфирная справка за период с 3 по 31 июля 2009 года).

С учетом вышеизложенного, антимонопольный орган считает, что реклама ИП Мишина А.А. нарушает требования пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ИП Мишин А.А. определил объект рекламирования и содержание рекламы, оплатил услуги по изготовлению и размещению рекламы в эфире радиостанции «Пульс радио». Таким образом,  ИП Мишин А.А. является рекламодателем.

ЗАО «Пульс-Радио», получив от ИП Мишина А.А. устную заявку на изготовление и размещение рекламного ролика, изготовило и согласовало его содержание с ИП Мишиным А.А., разместило рекламный ролик в эфире радиостанции «Пульс радио». Таким образом, ЗАО «Пульс-Радио» является  рекламопроизводителем и рекламораспространителем.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Антимонопольным органом установлено, что ЗАО «Пульс-Радио» изготовило рекламный ролик в соответствии с устной заявкой ИП Мишина А.А.. Текст изготовленного рекламного ролика был согласован с ИП Мишиным А.А..

Таким образом, нарушение пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП Мишина А.А..

Согласно письму директора ЗАО «Пульс-Радио» А.Н. Курмузакова (Вх. № 3716 от 08.12.2009 года) рекламный ролик ИП Мишина А.А. транслировался в эфире радиостанции «Пульс радио» в период с 3 июля по 26 октября 2009 года, что подтверждается  приложениями №№ 7, 8, 9, 10 к договору на  оказание услуг по размещению рекламы от 12.01.2009 года   № 4. На сегодняшний день его трансляция в эфире радиостанции «Пульс радио» завершена.

Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Мишина А.А. размещенную в эфире радиостанции «Пульс радио» 29 июля 2009 года в 13 часов 32 минуты, следующего содержания:

 «- Ты чего такой грустный?

- Да… получил штраф по почте за превышение скорости.

- Мой тебе совет! Купи в салоне автотюнинга «Титан-Авто» Радар- детектор и забудь о штрафах!

Радар-детектор предупредит о наличии постов и камер наблюдения на дороге. Радар- детектор - реальная экономия на штрафах! Салон автотюнинга  «Титан-Авто». Дом быта 2-ой этаж,  телефон 333-555»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с завершением трансляции рекламного ролика.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                          О.А. Куканова

 

 

                                                                                                                                       Е.Б. Жарикова

 

                                                                               

 Р.Ш. Мингазов

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-21 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-21 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322136059 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )