Решение по делу № 03-25/17 о нарушении законодательства о рекламе в отношении ООО «Волжские вести».

Дата публикации: 29 июня 2009, 18:26

26 июня 2009 года                                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 26 июня 2009 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Жарикова Е.Б.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Мингазов Р.Ш.,

рассмотрев дело № 03-25/17 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) со стороны ООО «Волжск Автолайн» и ООО «Волжские вести» при размещении на 1 и 13 полосах газеты «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года рекламы следующего содержания: «Автосалон + Кредит до 5 лет + Без первоначального взноса справок о доходах поручителей  + 9,8 % годовых  + в наличии и под заказ  отечественные иномарки грузовые  ул. Пионерская 3 с 9:00 до 18:00 выходной – воскресенье ЗВОНИТЕ 6 – 22 – 74»,

в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей ООО «Волжские вести» и ООО «Волжск Автолайн»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга рекламы размещенной в средствах массовой информации, 20 марта 2009 года специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства о рекламе.

В газете «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года (1 и 13 полосы газеты), размещена реклама следующего содержания: «Автосалон + Кредит до 5 лет + Без первоначального взноса справок о доходах поручителей  + 9,8 % годовых  + в наличии и под заказ  отечественные иномарки грузовые  ул. Пионерская 3 с 9:00 до 18:00 выходной – воскресенье ЗВОНИТЕ 6 – 22 – 74».

Определением  от 21.05.2009 года № 03-25/1173 было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 03-25/17 в отношении ООО «Волжск Автолайн» и ООО «Волжские вести».

Согласно письменному объяснению заместителя директора ООО «Волжские вести» Лукаева А.А. (Исх. № 43 от 17.06.2009 года), ООО «Волжские вести» не являются рекламопроизводителем рекламы автосалона ООО «Волжск Автолайн» (далее – Автосалон).

В соответствии с письменным объяснением директора ООО «Волжск Автолайн» Михайлова С.А. от 08 июня 2009 года, сведения размещенные в рекламе Автосалона были взяты из буклета ОАО АКБ «РОСБАНК».

Изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 Таким образом, информация об Автосалоне, размещённая в газете «Волжские вести», является рекламой.

 2. Указанное рекламное объявление направлено на продвижение товаров (автомобилей: отечественных, иномарок, грузовых) Автосалона  ООО «Волжск Автолайн», в том числе с помощью предоставления услуги при приобретении товара (кредит).

При квалификации спорного рекламного предложения Комиссия Марийского УФАС России исходила не из статуса ООО «Волжск Автолайн» (ООО «Волжск Автолайн» не относится к финансовой организации), а из целевой направленности объекта рекламирования.

По смыслу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

ООО «Волжск Автолайн» были представлены: Соглашение № 102.69 - 08.12 от 06 июля 2007 года, заключенное между ОАО «АК БАРС» БАНК и ООО «Волжск Автолайн» по организации взаимодействия Сторон в целях реализации кредитования Банком физических лиц на приобретение транспортных средств; Договор № 14 от 30 ноября 2007 года,  заключенный между ОАО АКБ «РОСБАНК» и ООО «Волжск Автолайн», устанавливающий порядок взаимодействия Сторон при реализации кредитных программ.

Кроме того, представителем ООО «Волжск Автолайн» не отрицался факт предоставления кредитов покупателям на оплату товара приобретаемого в Автосалоне ОАО АКБ «РОСБАНК» и ОАО «АК БАРС» БАНК.

Таким образом, при приобретении товара у ООО «Волжск Автолайн» потребителям оказывалась финансовая услуга, в виде кредита предоставляемого ОАО АКБ «РОСБАНК» и ОАО «АК БАРС» БАНК.

Следовательно, информация ООО «Волжск Автолайн», размещённая в газете «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года, является рекламой финансовой услуги.

3. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Таким образом, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовые услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В указанной рекламе информация о наименовании лиц (ОАО АКБ «РОСБАНК» и ОАО «АК БАРС» БАНК), оказывающих финансовую услугу (предоставление кредита)  отсутствует.

Пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий; если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В случае если в рекламе кредитов указывается конкретная процентная ставка, на условиях которой предоставляется кредит, то данная величина должна включать в себя все дополнительные периодические и единовременные платежи, связанные с обслуживанием рекламируемого кредита (комиссии за открытие счета, ведение счета и пр.).

Кроме того, в указанном случае в рекламе должны приводиться иные условия договора, при которых применяется упомянутая в рекламе процентная ставка (сумма кредита, срок предоставления денежных средств и др.), а также условия, влияющие на расходы заемщика по кредитному договору.

Согласно дополнительному соглашению № 1 от 30.11.2007 года к договору № 14 от 30.11.2007 года, на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика влияют: размер первоначального взноса, стоимость автомобиля, срок кредита, программа кредитования и иные условия.

Между тем, реклама Автосалона содержала сведения только о процентной ставке,  первоначальном взносе (его отсутствии) и максимальном сроке предоставления кредита. В ней не были указаны сумма кредита, срок предоставления денежных средств, стоимость автомобиля, изменение процентной ставки по кредиту в зависимости от программы кредитования («Автоэкспресс», «Автостатус») и иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку реклама банковской услуги по предоставлению кредита на покупку автомобилей направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой либо существенной части информации (как о возможности приобретения автомобилей в кредит через банк, так и об условиях кредитования), приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Наличие в Автосалоне уголка покупателя с информацией о кредитных организациях и условиях кредитования, а так же указание в рекламе телефона для уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге, не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Таким образом, реклама Автосалона не отвечает требованиям части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

 Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

            Таким образом, реклама Автосалона, является ненадлежащей.

4. Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Волжск Автолайн», определило объект рекламирования и содержание рекламы (подало заявку в газету «Волжская правда» на размещение рекламы Автосалона, согласовало содержание рекламного объявления), оплатило услугу по размещению данной рекламы газете «Волжская правда»  № 10 (7729) от 04 марта 2009 года, таким образом, оно является рекламодателем.

ООО «Волжские вести» является лицом, которое, получив заявку на размещение и макет рекламного объявления от ООО «Волжск Автолайн», согласовало его содержание с ООО «Волжск Автолайн» и разместило данное рекламное объявление в газете «Волжская правда»  № 10 (7729) от 04 марта 2009 года. Следовательно, ООО «Волжские вести» является  рекламораспространителем.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение:

- части 1 статьи 28 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель  и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;

- пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;

- части 7 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Ответственность в виде штрафных санкций за данное нарушение предусматривается статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения законодательства о рекламе добровольно устранены, что подтверждается газетой «Волжская правда» № 19 от 6 мая 2009 года.

Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Волжские вести», размещенную в газете «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года (1 и 13 полосы газеты), следующего содержания: «Автосалон + Кредит до 5 лет + Без первоначального взноса справок о доходах поручителей  + 9,8 % годовых  + в наличии и под заказ  отечественные иномарки грузовые  ул. Пионерская 3 с 9:00 до 18:00 выходной – воскресенье ЗВОНИТЕ 6 – 22 – 74», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание  о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                  В.В.Зубарев

 

Члены Комиссии                                                                                                           Е.Б.Жарикова

                                                                                                 

                                                                                                                                                                  Р.Ш.Мингазов

 

stdClass Object ( [vid] => 7583 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 03-25/17 о нарушении законодательства о рекламе в отношении ООО «Волжские вести». [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7583 [type] => solution [language] => ru [created] => 1246271216 [changed] => 1370519072 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519072 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

26 июня 2009 года                                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 26 июня 2009 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Жарикова Е.Б.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Мингазов Р.Ш.,

рассмотрев дело № 03-25/17 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) со стороны ООО «Волжск Автолайн» и ООО «Волжские вести» при размещении на 1 и 13 полосах газеты «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года рекламы следующего содержания: «Автосалон + Кредит до 5 лет + Без первоначального взноса справок о доходах поручителей  + 9,8 % годовых  + в наличии и под заказ  отечественные иномарки грузовые  ул. Пионерская 3 с 9:00 до 18:00 выходной – воскресенье ЗВОНИТЕ 6 – 22 – 74»,

в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей ООО «Волжские вести» и ООО «Волжск Автолайн»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга рекламы размещенной в средствах массовой информации, 20 марта 2009 года специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства о рекламе.

В газете «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года (1 и 13 полосы газеты), размещена реклама следующего содержания: «Автосалон + Кредит до 5 лет + Без первоначального взноса справок о доходах поручителей  + 9,8 % годовых  + в наличии и под заказ  отечественные иномарки грузовые  ул. Пионерская 3 с 9:00 до 18:00 выходной – воскресенье ЗВОНИТЕ 6 – 22 – 74».

Определением  от 21.05.2009 года № 03-25/1173 было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 03-25/17 в отношении ООО «Волжск Автолайн» и ООО «Волжские вести».

Согласно письменному объяснению заместителя директора ООО «Волжские вести» Лукаева А.А. (Исх. № 43 от 17.06.2009 года), ООО «Волжские вести» не являются рекламопроизводителем рекламы автосалона ООО «Волжск Автолайн» (далее – Автосалон).

В соответствии с письменным объяснением директора ООО «Волжск Автолайн» Михайлова С.А. от 08 июня 2009 года, сведения размещенные в рекламе Автосалона были взяты из буклета ОАО АКБ «РОСБАНК».

Изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 Таким образом, информация об Автосалоне, размещённая в газете «Волжские вести», является рекламой.

 2. Указанное рекламное объявление направлено на продвижение товаров (автомобилей: отечественных, иномарок, грузовых) Автосалона  ООО «Волжск Автолайн», в том числе с помощью предоставления услуги при приобретении товара (кредит).

При квалификации спорного рекламного предложения Комиссия Марийского УФАС России исходила не из статуса ООО «Волжск Автолайн» (ООО «Волжск Автолайн» не относится к финансовой организации), а из целевой направленности объекта рекламирования.

По смыслу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

ООО «Волжск Автолайн» были представлены: Соглашение № 102.69 - 08.12 от 06 июля 2007 года, заключенное между ОАО «АК БАРС» БАНК и ООО «Волжск Автолайн» по организации взаимодействия Сторон в целях реализации кредитования Банком физических лиц на приобретение транспортных средств; Договор № 14 от 30 ноября 2007 года,  заключенный между ОАО АКБ «РОСБАНК» и ООО «Волжск Автолайн», устанавливающий порядок взаимодействия Сторон при реализации кредитных программ.

Кроме того, представителем ООО «Волжск Автолайн» не отрицался факт предоставления кредитов покупателям на оплату товара приобретаемого в Автосалоне ОАО АКБ «РОСБАНК» и ОАО «АК БАРС» БАНК.

Таким образом, при приобретении товара у ООО «Волжск Автолайн» потребителям оказывалась финансовая услуга, в виде кредита предоставляемого ОАО АКБ «РОСБАНК» и ОАО «АК БАРС» БАНК.

Следовательно, информация ООО «Волжск Автолайн», размещённая в газете «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года, является рекламой финансовой услуги.

3. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Таким образом, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовые услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В указанной рекламе информация о наименовании лиц (ОАО АКБ «РОСБАНК» и ОАО «АК БАРС» БАНК), оказывающих финансовую услугу (предоставление кредита)  отсутствует.

Пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий; если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В случае если в рекламе кредитов указывается конкретная процентная ставка, на условиях которой предоставляется кредит, то данная величина должна включать в себя все дополнительные периодические и единовременные платежи, связанные с обслуживанием рекламируемого кредита (комиссии за открытие счета, ведение счета и пр.).

Кроме того, в указанном случае в рекламе должны приводиться иные условия договора, при которых применяется упомянутая в рекламе процентная ставка (сумма кредита, срок предоставления денежных средств и др.), а также условия, влияющие на расходы заемщика по кредитному договору.

Согласно дополнительному соглашению № 1 от 30.11.2007 года к договору № 14 от 30.11.2007 года, на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика влияют: размер первоначального взноса, стоимость автомобиля, срок кредита, программа кредитования и иные условия.

Между тем, реклама Автосалона содержала сведения только о процентной ставке,  первоначальном взносе (его отсутствии) и максимальном сроке предоставления кредита. В ней не были указаны сумма кредита, срок предоставления денежных средств, стоимость автомобиля, изменение процентной ставки по кредиту в зависимости от программы кредитования («Автоэкспресс», «Автостатус») и иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку реклама банковской услуги по предоставлению кредита на покупку автомобилей направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой либо существенной части информации (как о возможности приобретения автомобилей в кредит через банк, так и об условиях кредитования), приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Наличие в Автосалоне уголка покупателя с информацией о кредитных организациях и условиях кредитования, а так же указание в рекламе телефона для уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге, не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Таким образом, реклама Автосалона не отвечает требованиям части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

 Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

            Таким образом, реклама Автосалона, является ненадлежащей.

4. Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Волжск Автолайн», определило объект рекламирования и содержание рекламы (подало заявку в газету «Волжская правда» на размещение рекламы Автосалона, согласовало содержание рекламного объявления), оплатило услугу по размещению данной рекламы газете «Волжская правда»  № 10 (7729) от 04 марта 2009 года, таким образом, оно является рекламодателем.

ООО «Волжские вести» является лицом, которое, получив заявку на размещение и макет рекламного объявления от ООО «Волжск Автолайн», согласовало его содержание с ООО «Волжск Автолайн» и разместило данное рекламное объявление в газете «Волжская правда»  № 10 (7729) от 04 марта 2009 года. Следовательно, ООО «Волжские вести» является  рекламораспространителем.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение:

- части 1 статьи 28 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель  и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;

- пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;

- части 7 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Ответственность в виде штрафных санкций за данное нарушение предусматривается статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения законодательства о рекламе добровольно устранены, что подтверждается газетой «Волжская правда» № 19 от 6 мая 2009 года.

Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Волжские вести», размещенную в газете «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года (1 и 13 полосы газеты), следующего содержания: «Автосалон + Кредит до 5 лет + Без первоначального взноса справок о доходах поручителей  + 9,8 % годовых  + в наличии и под заказ  отечественные иномарки грузовые  ул. Пионерская 3 с 9:00 до 18:00 выходной – воскресенье ЗВОНИТЕ 6 – 22 – 74», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание  о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                  В.В.Зубарев

 

Члены Комиссии                                                                                                           Е.Б.Жарикова

                                                                                                 

                                                                                                                                                                  Р.Ш.Мингазов

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

26 июня 2009 года                                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 26 июня 2009 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Жарикова Е.Б.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Мингазов Р.Ш.,

рассмотрев дело № 03-25/17 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) со стороны ООО «Волжск Автолайн» и ООО «Волжские вести» при размещении на 1 и 13 полосах газеты «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года рекламы следующего содержания: «Автосалон + Кредит до 5 лет + Без первоначального взноса справок о доходах поручителей  + 9,8 % годовых  + в наличии и под заказ  отечественные иномарки грузовые  ул. Пионерская 3 с 9:00 до 18:00 выходной – воскресенье ЗВОНИТЕ 6 – 22 – 74»,

в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей ООО «Волжские вести» и ООО «Волжск Автолайн»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга рекламы размещенной в средствах массовой информации, 20 марта 2009 года специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства о рекламе.

В газете «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года (1 и 13 полосы газеты), размещена реклама следующего содержания: «Автосалон + Кредит до 5 лет + Без первоначального взноса справок о доходах поручителей  + 9,8 % годовых  + в наличии и под заказ  отечественные иномарки грузовые  ул. Пионерская 3 с 9:00 до 18:00 выходной – воскресенье ЗВОНИТЕ 6 – 22 – 74».

Определением  от 21.05.2009 года № 03-25/1173 было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 03-25/17 в отношении ООО «Волжск Автолайн» и ООО «Волжские вести».

Согласно письменному объяснению заместителя директора ООО «Волжские вести» Лукаева А.А. (Исх. № 43 от 17.06.2009 года), ООО «Волжские вести» не являются рекламопроизводителем рекламы автосалона ООО «Волжск Автолайн» (далее – Автосалон).

В соответствии с письменным объяснением директора ООО «Волжск Автолайн» Михайлова С.А. от 08 июня 2009 года, сведения размещенные в рекламе Автосалона были взяты из буклета ОАО АКБ «РОСБАНК».

Изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 Таким образом, информация об Автосалоне, размещённая в газете «Волжские вести», является рекламой.

 2. Указанное рекламное объявление направлено на продвижение товаров (автомобилей: отечественных, иномарок, грузовых) Автосалона  ООО «Волжск Автолайн», в том числе с помощью предоставления услуги при приобретении товара (кредит).

При квалификации спорного рекламного предложения Комиссия Марийского УФАС России исходила не из статуса ООО «Волжск Автолайн» (ООО «Волжск Автолайн» не относится к финансовой организации), а из целевой направленности объекта рекламирования.

По смыслу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

ООО «Волжск Автолайн» были представлены: Соглашение № 102.69 - 08.12 от 06 июля 2007 года, заключенное между ОАО «АК БАРС» БАНК и ООО «Волжск Автолайн» по организации взаимодействия Сторон в целях реализации кредитования Банком физических лиц на приобретение транспортных средств; Договор № 14 от 30 ноября 2007 года,  заключенный между ОАО АКБ «РОСБАНК» и ООО «Волжск Автолайн», устанавливающий порядок взаимодействия Сторон при реализации кредитных программ.

Кроме того, представителем ООО «Волжск Автолайн» не отрицался факт предоставления кредитов покупателям на оплату товара приобретаемого в Автосалоне ОАО АКБ «РОСБАНК» и ОАО «АК БАРС» БАНК.

Таким образом, при приобретении товара у ООО «Волжск Автолайн» потребителям оказывалась финансовая услуга, в виде кредита предоставляемого ОАО АКБ «РОСБАНК» и ОАО «АК БАРС» БАНК.

Следовательно, информация ООО «Волжск Автолайн», размещённая в газете «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года, является рекламой финансовой услуги.

3. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Таким образом, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовые услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В указанной рекламе информация о наименовании лиц (ОАО АКБ «РОСБАНК» и ОАО «АК БАРС» БАНК), оказывающих финансовую услугу (предоставление кредита)  отсутствует.

Пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий; если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В случае если в рекламе кредитов указывается конкретная процентная ставка, на условиях которой предоставляется кредит, то данная величина должна включать в себя все дополнительные периодические и единовременные платежи, связанные с обслуживанием рекламируемого кредита (комиссии за открытие счета, ведение счета и пр.).

Кроме того, в указанном случае в рекламе должны приводиться иные условия договора, при которых применяется упомянутая в рекламе процентная ставка (сумма кредита, срок предоставления денежных средств и др.), а также условия, влияющие на расходы заемщика по кредитному договору.

Согласно дополнительному соглашению № 1 от 30.11.2007 года к договору № 14 от 30.11.2007 года, на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика влияют: размер первоначального взноса, стоимость автомобиля, срок кредита, программа кредитования и иные условия.

Между тем, реклама Автосалона содержала сведения только о процентной ставке,  первоначальном взносе (его отсутствии) и максимальном сроке предоставления кредита. В ней не были указаны сумма кредита, срок предоставления денежных средств, стоимость автомобиля, изменение процентной ставки по кредиту в зависимости от программы кредитования («Автоэкспресс», «Автостатус») и иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку реклама банковской услуги по предоставлению кредита на покупку автомобилей направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой либо существенной части информации (как о возможности приобретения автомобилей в кредит через банк, так и об условиях кредитования), приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Наличие в Автосалоне уголка покупателя с информацией о кредитных организациях и условиях кредитования, а так же указание в рекламе телефона для уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге, не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Таким образом, реклама Автосалона не отвечает требованиям части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

 Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

            Таким образом, реклама Автосалона, является ненадлежащей.

4. Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Волжск Автолайн», определило объект рекламирования и содержание рекламы (подало заявку в газету «Волжская правда» на размещение рекламы Автосалона, согласовало содержание рекламного объявления), оплатило услугу по размещению данной рекламы газете «Волжская правда»  № 10 (7729) от 04 марта 2009 года, таким образом, оно является рекламодателем.

ООО «Волжские вести» является лицом, которое, получив заявку на размещение и макет рекламного объявления от ООО «Волжск Автолайн», согласовало его содержание с ООО «Волжск Автолайн» и разместило данное рекламное объявление в газете «Волжская правда»  № 10 (7729) от 04 марта 2009 года. Следовательно, ООО «Волжские вести» является  рекламораспространителем.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение:

- части 1 статьи 28 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель  и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;

- пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;

- части 7 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Ответственность в виде штрафных санкций за данное нарушение предусматривается статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения законодательства о рекламе добровольно устранены, что подтверждается газетой «Волжская правда» № 19 от 6 мая 2009 года.

Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Волжские вести», размещенную в газете «Волжская правда» № 10 (7729) от 04 марта 2009 года (1 и 13 полосы газеты), следующего содержания: «Автосалон + Кредит до 5 лет + Без первоначального взноса справок о доходах поручителей  + 9,8 % годовых  + в наличии и под заказ  отечественные иномарки грузовые  ул. Пионерская 3 с 9:00 до 18:00 выходной – воскресенье ЗВОНИТЕ 6 – 22 – 74», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание  о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                  В.В.Зубарев

 

Члены Комиссии                                                                                                           Е.Б.Жарикова

                                                                                                 

                                                                                                                                                                  Р.Ш.Мингазов

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-29 14:26:56 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-29 14:26:56 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322136059 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )