Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/08-10

Дата публикации: 20 января 2011, 14:48

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 02-11/08-10

 

17 января 2011 года                                                                              г. Йошкар-Ола

 

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России 24.12.2010 г., решение в полном объеме изготовлено 17.01.2011 г.

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии, в присутствии:

 

Заявителя:

гражданина Д.;

 

Представителей:

ответчиков:

Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» (далее – Администрация г. Йошкар-Олы) (г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д. 27):

Гусева А.М.;

Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Управление архитектуры администрации      г. Йошкар-Олы) (г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 173):

Гайфутдинова М.Х.;

Ихсановой Л.И.;

Заинтересованное лицо, муниципальное унитарное предприятие «Архитектор» (далее – МУП «Архитектор»), надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, представители МУП «Архитектор» на заседание Комиссии Марийского УФАС России не явились. Руководствуясь ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) комиссия рассматривает дело в их отсутствие,

рассмотрев дело № 02-11/08-10, возбужденное в отношении Администрации  г. Йошкар-Олы, Управления архитектуры администрации г. Йошкар-Олы по признакам нарушения ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл 22.06.2010 г. поступило заявление гражданина Д. о передаче функций по приёму и рассмотрению заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений хозяйствующему субъекту.

Согласно заявлению гражданин Д. является собственником жилого помещения. Для удобства использования указанным жилым помещением им было принято решение произвести перепланировку квартиры в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ.

В администрации г. Йошкар-Олы осуществлено согласование перепланировки жилого помещения.

В соответствии с Постановлением администрации г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 г. № 2246 «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» приём и рассмотрение заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений в жилых домах осуществляется Управлением архитектуры и градостроительства администрации   г. Йошкар-Олы.

При этом документы о произведённой перепланировке жилого помещения фактически находятся в распоряжении хозяйствующего субъекта – муниципального унитарного предприятия «Архитектор».

Работники МУП «Архитектор» отказываются выдавать Д. документы о произведённой перепланировке квартиры, возлагая на заявителя обязанность по уплате услуг по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения согласно заключённому с заявителем договору.

Как указывается в заявлении, Д. в данных услугах не нуждался, поэтому считает их навязанными МУП «Архитектор».

На письменное заявление о предоставлении документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения Д. был дан письменный отказ.

В соответствии с Приказом № 158 от 29.09.2010 г. Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/08-10 в отношении Администрации г. Йошкар-Олы, Управления архитектуры администрации г. Йошкар-Олы по признакам нарушения ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления.

Ответчики по делу:

Администрация г. Йошкар-Олы

Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» и осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого решением городского Собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 29.06.2005 г. № 101-IV.

Администрацией руководит глава администрации ГО «Город Йошкар-Ола» (мэр города) на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 51 Устава), издаёт по вопросам своего ведения постановления и распоряжения (часть 5 статьи 52 Устава).

В соответствии со статьей 52 Устава к полномочиям главы администрации относятся, в том числе, следующие вопросы:

·      заключение от имени городского округа "Город Йошкар-Ола" и администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" договоров в пределах своей компетенции;

·      осуществление функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью городского Собрания);

Администрация ГО «Город Йошкар-Ола» и мэр города решают иные вопросы в пределах компетенции, определенной законами Российской Федерации, Республики Марий Эл и Уставом городского округа.

Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы

Управление действует на основании Положения, утверждённого решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 7 октября 2009 г. № 777-IV, является отраслевым органом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Управление решает вопросы, отнесенные к его ведению, осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции, направленные на решение вопросов местного значения в области градостроительной деятельности в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, Уставом муниципального образования «Город Йошкар-Ола», настоящим Положением, иными муниципальными правовыми актами городского округа «Город Йошкар-Ола».

Управление является органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной задачей Управления является осуществление деятельности в сфере архитектуры и градостроительства, направленной на обеспечение устойчивого градостроительного развития городского округа «Город Йошкар-Ола».

Для реализации основных задач Управление осуществляет, в том числе, следующие функции:

·      проводит проверку наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлениям о выдаче разрешения на строительство, подготавливает разрешения на строительство или мотивированный отказ в выдаче таких разрешений с указанием причин отказа;

·      проводит проверку наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлениям о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

·      рассматривает проектную документацию строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на соответствие требованиям законодательства;

·      рассматривает обращения граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

·      участвует в подготовке документов по вопросам согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Заинтересованное лицо:

МУП «Архитектор»

МУП «Архитектор» является хозяйствующим субъектом, самостоятельным юридическим лицом, коммерческой организацией, наделённой имуществом на праве хозяйственного ведения.

МУП «Архитектор» создано в целях содействия предприятиям, организациям, гражданам в подготовке и осуществлении работ, связанных с градостроительным процессом в г. Йошкар-Оле, а также получения прибыли.

Ответчик по делу – Администрация г. Йошкар-Олы – в письменном объяснении указал, что со своей стороны администрация не наделяла МУП «Архитектор» полномочиями по согласованию переустройства жилых помещений.

Порядок приёма и рассмотрения заявлений о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений установлен Постановлением администрации   г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 г. № 2246 «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – Постановление от 07.09.2005 г. № 2246), в соответствии с которым МУП «Архитектор» не наделяется вышеуказанными функциями.

На заседании комиссии Марийского УФАС России 10.11.2010 г. представитель администрации г. Йошкар-Олы поддержал ранее высказанную позицию, сославшись на отсутствие в действиях администрации нарушений антимонопольного законодательства.

Ответчик по делу – Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы – письмом от 29.10.2010 г. и на заседании Комиссии Марийского УФАС России указал, что Управление не передавало свои полномочия хозяйствующему субъекту – МУП «Архитектор», все необходимые действия по согласованию проекта перепланировки жилого помещения, принадлежащего Д., выполнены в соответствии с действующим законодательством непосредственно Управлением без передачи этих функций иным лицам.

Представители заинтересованного лица – МУП «Архитектор» – на заседание комиссии Марийского УФАС России не явились, МУП «Архитектор» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Руководствуясь ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) комиссия рассмотрела дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы и доказательства, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п. 3.1 Постановления администрации г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 г. № 2246 «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – Постановление от 07.09.2005 г. № 2246) приём и рассмотрение заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений в жилых домах осуществляется Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Йошкар-Олы.

Согласно материалам дела в 2009 г. гражданин Д. обратился в Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы с заявлением о рассмотрении проектной документации по перепланировке жилого помещения.

Указанное заявление поступило в МУП «Архитектор» с проставлением фирменной печати организации.

Управление архитектуры г. Йошкар-Олы и МУП «Архитектор» находятся по одному и тому же юридическому и фактическому адресу, занимают служебные помещения во встроено-пристроенном объекте, который находится в хозяйственном ведении МУП «Архитектор», часть помещений передана Управлению архитектуры г. Йошкар-Олы во временное пользование по договору безвозмездного пользования имуществом.

МУП «Архитектор» представлен письменный договор, заключённый с гражданином Д., согласно которому исполнитель – МУП «Архитектор» – обязуется оказать возмездные услуги по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения.

Как следует из постановления участкового уполномоченного об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного по результатам проверки обращения гражданина Д., указанный договор подписан от имени гражданина Д. его представителем С.

При этом сам договор получен Д. только спустя 7 месяцев с момента его заключения с приложением смет на выполнение работ, в перечень которых включены работы по изучению заявки, анализу представленной документации; изучению заключений различных организаций; изучению нормативных документов; подготовке проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; согласованию проекта постановления с администрацией г. Йошкар-Олы; согласованию по вопросам проектирования; определению объёма работ; инвентаризации архивных материалов; печатанию, изготовлению копии, выдаче документации; юридическому оформлению.

В материалах дела имеются аналогичные договоры, заключенные с гражданами МУП «Архитектор», на оказание услуг по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений.

В перечень услуг, оказываемых МУП «Архитектор», согласно приложенным сметам также входят работы по изучению заявки, анализу представленной документации; изучению заключений различных организаций; изучению нормативных документов; подготовке проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; согласованию проекта постановления с администрацией г. Йошкар-Олы; согласованию по вопросам проектирования; определению объёма работ; инвентаризации архивных материалов; печатанию, изготовлению копии, выдаче документации; юридическому оформлению.

Документы по согласованию проекта перепланировки жилого помещения имеются в свободном пользовании МУП «Архитектор». На заседании комиссии Марийского УФАС России представители Управления архитектуры г. Йошкар-Олы признали факт передачи документов по согласованию переустройства (перепланировки) жилых помещений специалистам МУП «Архитектор». Как пояснил представитель Управления архитектуры г. Йошкар-Олы, Управлением заключён гражданско-правовой договор с И., состоящей в штате МУП «Архитектор». Документы по согласованию переустройства (перепланировки) жилых помещений, поступающие в Управление архитектуры г. Йошкар-Олы, передавались И., которая проставляла на данных документах фирменную печать МУП «Архитектор».

Кроме того, на заседании комиссии Марийского УФАС России заявитель,    гражданин Д., также указал на то, что при обращении в Управление архитектуры   г. Йошкар-Олы о согласовании перепланировки жилого помещения документы о произведённой перепланировке были переданы МУП «Архитектор».

Таким образом, на основании анализа имеющихся в деле доказательств Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что МУП «Архитектор», являясь коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, фактически осуществляет полномочия органа местного самоуправления в части приёма и рассмотрения заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, подготовки и оформления документов по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, в том числе проекта постановления о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, акта о произведённом переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

На основании ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

В силу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признаётся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Таким образом, оценив представленные в  деле доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что  Управление архитектуры г. Йошкар-Олы, являясь органом местного самоуправления, в чьи полномочия согласно действующему законодательству и нормативным правовым актам г. Йошкар-Олы входит приём и рассмотрение заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, в нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции фактически наделило МУП «Архитектор», являющееся хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, приносящей ей доход, указанными функциями.

Администрация г. Йошкар-Олы осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере архитектуры и градостроительства. Полномочия по приёму и рассмотрению заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, оформлению всех необходимых документов осуществляет Управление архитектуры г. Йошкар-Олы.

Исследованные Комиссией Марийского УФАС России факты и обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии в действиях ответчика – Администрации г. Йошкар-Олы – нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Факт нарушения ответчиками – Администрацией г. Йошкар-Олы и Управлением архитектуры г. Йошкар-Олы – ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не нашёл своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Органами местного самоуправления не принимались акты, не осуществлялись действия (бездействие), которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч. 1    ст. 49 и  ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

1.    Признать Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» нарушившим ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления;

2.    Производство по делу о нарушении ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях;

3.    Производство по делу о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола», Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях;

4.    Выдать Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

5.    Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» к административной ответственности за нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

stdClass Object ( [vid] => 7306 [uid] => 1 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/08-10 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7306 [type] => solution [language] => ru [created] => 1295513322 [changed] => 1370519072 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519072 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 02-11/08-10

 

17 января 2011 года                                                                              г. Йошкар-Ола

 

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России 24.12.2010 г., решение в полном объеме изготовлено 17.01.2011 г.

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии, в присутствии:

 

Заявителя:

гражданина Д.;

 

Представителей:

ответчиков:

Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» (далее – Администрация г. Йошкар-Олы) (г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д. 27):

Гусева А.М.;

Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Управление архитектуры администрации      г. Йошкар-Олы) (г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 173):

Гайфутдинова М.Х.;

Ихсановой Л.И.;

Заинтересованное лицо, муниципальное унитарное предприятие «Архитектор» (далее – МУП «Архитектор»), надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, представители МУП «Архитектор» на заседание Комиссии Марийского УФАС России не явились. Руководствуясь ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) комиссия рассматривает дело в их отсутствие,

рассмотрев дело № 02-11/08-10, возбужденное в отношении Администрации  г. Йошкар-Олы, Управления архитектуры администрации г. Йошкар-Олы по признакам нарушения ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл 22.06.2010 г. поступило заявление гражданина Д. о передаче функций по приёму и рассмотрению заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений хозяйствующему субъекту.

Согласно заявлению гражданин Д. является собственником жилого помещения. Для удобства использования указанным жилым помещением им было принято решение произвести перепланировку квартиры в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ.

В администрации г. Йошкар-Олы осуществлено согласование перепланировки жилого помещения.

В соответствии с Постановлением администрации г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 г. № 2246 «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» приём и рассмотрение заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений в жилых домах осуществляется Управлением архитектуры и градостроительства администрации   г. Йошкар-Олы.

При этом документы о произведённой перепланировке жилого помещения фактически находятся в распоряжении хозяйствующего субъекта – муниципального унитарного предприятия «Архитектор».

Работники МУП «Архитектор» отказываются выдавать Д. документы о произведённой перепланировке квартиры, возлагая на заявителя обязанность по уплате услуг по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения согласно заключённому с заявителем договору.

Как указывается в заявлении, Д. в данных услугах не нуждался, поэтому считает их навязанными МУП «Архитектор».

На письменное заявление о предоставлении документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения Д. был дан письменный отказ.

В соответствии с Приказом № 158 от 29.09.2010 г. Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/08-10 в отношении Администрации г. Йошкар-Олы, Управления архитектуры администрации г. Йошкар-Олы по признакам нарушения ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления.

Ответчики по делу:

Администрация г. Йошкар-Олы

Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» и осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого решением городского Собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 29.06.2005 г. № 101-IV.

Администрацией руководит глава администрации ГО «Город Йошкар-Ола» (мэр города) на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 51 Устава), издаёт по вопросам своего ведения постановления и распоряжения (часть 5 статьи 52 Устава).

В соответствии со статьей 52 Устава к полномочиям главы администрации относятся, в том числе, следующие вопросы:

·      заключение от имени городского округа "Город Йошкар-Ола" и администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" договоров в пределах своей компетенции;

·      осуществление функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью городского Собрания);

Администрация ГО «Город Йошкар-Ола» и мэр города решают иные вопросы в пределах компетенции, определенной законами Российской Федерации, Республики Марий Эл и Уставом городского округа.

Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы

Управление действует на основании Положения, утверждённого решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 7 октября 2009 г. № 777-IV, является отраслевым органом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Управление решает вопросы, отнесенные к его ведению, осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции, направленные на решение вопросов местного значения в области градостроительной деятельности в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, Уставом муниципального образования «Город Йошкар-Ола», настоящим Положением, иными муниципальными правовыми актами городского округа «Город Йошкар-Ола».

Управление является органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной задачей Управления является осуществление деятельности в сфере архитектуры и градостроительства, направленной на обеспечение устойчивого градостроительного развития городского округа «Город Йошкар-Ола».

Для реализации основных задач Управление осуществляет, в том числе, следующие функции:

·      проводит проверку наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлениям о выдаче разрешения на строительство, подготавливает разрешения на строительство или мотивированный отказ в выдаче таких разрешений с указанием причин отказа;

·      проводит проверку наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлениям о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

·      рассматривает проектную документацию строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на соответствие требованиям законодательства;

·      рассматривает обращения граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

·      участвует в подготовке документов по вопросам согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Заинтересованное лицо:

МУП «Архитектор»

МУП «Архитектор» является хозяйствующим субъектом, самостоятельным юридическим лицом, коммерческой организацией, наделённой имуществом на праве хозяйственного ведения.

МУП «Архитектор» создано в целях содействия предприятиям, организациям, гражданам в подготовке и осуществлении работ, связанных с градостроительным процессом в г. Йошкар-Оле, а также получения прибыли.

Ответчик по делу – Администрация г. Йошкар-Олы – в письменном объяснении указал, что со своей стороны администрация не наделяла МУП «Архитектор» полномочиями по согласованию переустройства жилых помещений.

Порядок приёма и рассмотрения заявлений о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений установлен Постановлением администрации   г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 г. № 2246 «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – Постановление от 07.09.2005 г. № 2246), в соответствии с которым МУП «Архитектор» не наделяется вышеуказанными функциями.

На заседании комиссии Марийского УФАС России 10.11.2010 г. представитель администрации г. Йошкар-Олы поддержал ранее высказанную позицию, сославшись на отсутствие в действиях администрации нарушений антимонопольного законодательства.

Ответчик по делу – Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы – письмом от 29.10.2010 г. и на заседании Комиссии Марийского УФАС России указал, что Управление не передавало свои полномочия хозяйствующему субъекту – МУП «Архитектор», все необходимые действия по согласованию проекта перепланировки жилого помещения, принадлежащего Д., выполнены в соответствии с действующим законодательством непосредственно Управлением без передачи этих функций иным лицам.

Представители заинтересованного лица – МУП «Архитектор» – на заседание комиссии Марийского УФАС России не явились, МУП «Архитектор» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Руководствуясь ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) комиссия рассмотрела дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы и доказательства, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п. 3.1 Постановления администрации г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 г. № 2246 «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – Постановление от 07.09.2005 г. № 2246) приём и рассмотрение заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений в жилых домах осуществляется Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Йошкар-Олы.

Согласно материалам дела в 2009 г. гражданин Д. обратился в Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы с заявлением о рассмотрении проектной документации по перепланировке жилого помещения.

Указанное заявление поступило в МУП «Архитектор» с проставлением фирменной печати организации.

Управление архитектуры г. Йошкар-Олы и МУП «Архитектор» находятся по одному и тому же юридическому и фактическому адресу, занимают служебные помещения во встроено-пристроенном объекте, который находится в хозяйственном ведении МУП «Архитектор», часть помещений передана Управлению архитектуры г. Йошкар-Олы во временное пользование по договору безвозмездного пользования имуществом.

МУП «Архитектор» представлен письменный договор, заключённый с гражданином Д., согласно которому исполнитель – МУП «Архитектор» – обязуется оказать возмездные услуги по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения.

Как следует из постановления участкового уполномоченного об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного по результатам проверки обращения гражданина Д., указанный договор подписан от имени гражданина Д. его представителем С.

При этом сам договор получен Д. только спустя 7 месяцев с момента его заключения с приложением смет на выполнение работ, в перечень которых включены работы по изучению заявки, анализу представленной документации; изучению заключений различных организаций; изучению нормативных документов; подготовке проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; согласованию проекта постановления с администрацией г. Йошкар-Олы; согласованию по вопросам проектирования; определению объёма работ; инвентаризации архивных материалов; печатанию, изготовлению копии, выдаче документации; юридическому оформлению.

В материалах дела имеются аналогичные договоры, заключенные с гражданами МУП «Архитектор», на оказание услуг по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений.

В перечень услуг, оказываемых МУП «Архитектор», согласно приложенным сметам также входят работы по изучению заявки, анализу представленной документации; изучению заключений различных организаций; изучению нормативных документов; подготовке проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; согласованию проекта постановления с администрацией г. Йошкар-Олы; согласованию по вопросам проектирования; определению объёма работ; инвентаризации архивных материалов; печатанию, изготовлению копии, выдаче документации; юридическому оформлению.

Документы по согласованию проекта перепланировки жилого помещения имеются в свободном пользовании МУП «Архитектор». На заседании комиссии Марийского УФАС России представители Управления архитектуры г. Йошкар-Олы признали факт передачи документов по согласованию переустройства (перепланировки) жилых помещений специалистам МУП «Архитектор». Как пояснил представитель Управления архитектуры г. Йошкар-Олы, Управлением заключён гражданско-правовой договор с И., состоящей в штате МУП «Архитектор». Документы по согласованию переустройства (перепланировки) жилых помещений, поступающие в Управление архитектуры г. Йошкар-Олы, передавались И., которая проставляла на данных документах фирменную печать МУП «Архитектор».

Кроме того, на заседании комиссии Марийского УФАС России заявитель,    гражданин Д., также указал на то, что при обращении в Управление архитектуры   г. Йошкар-Олы о согласовании перепланировки жилого помещения документы о произведённой перепланировке были переданы МУП «Архитектор».

Таким образом, на основании анализа имеющихся в деле доказательств Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что МУП «Архитектор», являясь коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, фактически осуществляет полномочия органа местного самоуправления в части приёма и рассмотрения заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, подготовки и оформления документов по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, в том числе проекта постановления о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, акта о произведённом переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

На основании ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

В силу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признаётся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Таким образом, оценив представленные в  деле доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что  Управление архитектуры г. Йошкар-Олы, являясь органом местного самоуправления, в чьи полномочия согласно действующему законодательству и нормативным правовым актам г. Йошкар-Олы входит приём и рассмотрение заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, в нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции фактически наделило МУП «Архитектор», являющееся хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, приносящей ей доход, указанными функциями.

Администрация г. Йошкар-Олы осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере архитектуры и градостроительства. Полномочия по приёму и рассмотрению заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, оформлению всех необходимых документов осуществляет Управление архитектуры г. Йошкар-Олы.

Исследованные Комиссией Марийского УФАС России факты и обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии в действиях ответчика – Администрации г. Йошкар-Олы – нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Факт нарушения ответчиками – Администрацией г. Йошкар-Олы и Управлением архитектуры г. Йошкар-Олы – ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не нашёл своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Органами местного самоуправления не принимались акты, не осуществлялись действия (бездействие), которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч. 1    ст. 49 и  ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

1.    Признать Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» нарушившим ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления;

2.    Производство по делу о нарушении ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях;

3.    Производство по делу о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола», Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях;

4.    Выдать Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

5.    Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» к административной ответственности за нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 02-11/08-10

 

17 января 2011 года                                                                              г. Йошкар-Ола

 

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России 24.12.2010 г., решение в полном объеме изготовлено 17.01.2011 г.

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии, в присутствии:

 

Заявителя:

гражданина Д.;

 

Представителей:

ответчиков:

Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» (далее – Администрация г. Йошкар-Олы) (г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д. 27):

Гусева А.М.;

Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Управление архитектуры администрации      г. Йошкар-Олы) (г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 173):

Гайфутдинова М.Х.;

Ихсановой Л.И.;

Заинтересованное лицо, муниципальное унитарное предприятие «Архитектор» (далее – МУП «Архитектор»), надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, представители МУП «Архитектор» на заседание Комиссии Марийского УФАС России не явились. Руководствуясь ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) комиссия рассматривает дело в их отсутствие,

рассмотрев дело № 02-11/08-10, возбужденное в отношении Администрации  г. Йошкар-Олы, Управления архитектуры администрации г. Йошкар-Олы по признакам нарушения ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл 22.06.2010 г. поступило заявление гражданина Д. о передаче функций по приёму и рассмотрению заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений хозяйствующему субъекту.

Согласно заявлению гражданин Д. является собственником жилого помещения. Для удобства использования указанным жилым помещением им было принято решение произвести перепланировку квартиры в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ.

В администрации г. Йошкар-Олы осуществлено согласование перепланировки жилого помещения.

В соответствии с Постановлением администрации г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 г. № 2246 «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» приём и рассмотрение заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений в жилых домах осуществляется Управлением архитектуры и градостроительства администрации   г. Йошкар-Олы.

При этом документы о произведённой перепланировке жилого помещения фактически находятся в распоряжении хозяйствующего субъекта – муниципального унитарного предприятия «Архитектор».

Работники МУП «Архитектор» отказываются выдавать Д. документы о произведённой перепланировке квартиры, возлагая на заявителя обязанность по уплате услуг по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения согласно заключённому с заявителем договору.

Как указывается в заявлении, Д. в данных услугах не нуждался, поэтому считает их навязанными МУП «Архитектор».

На письменное заявление о предоставлении документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения Д. был дан письменный отказ.

В соответствии с Приказом № 158 от 29.09.2010 г. Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/08-10 в отношении Администрации г. Йошкар-Олы, Управления архитектуры администрации г. Йошкар-Олы по признакам нарушения ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления.

Ответчики по делу:

Администрация г. Йошкар-Олы

Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» и осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого решением городского Собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 29.06.2005 г. № 101-IV.

Администрацией руководит глава администрации ГО «Город Йошкар-Ола» (мэр города) на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 51 Устава), издаёт по вопросам своего ведения постановления и распоряжения (часть 5 статьи 52 Устава).

В соответствии со статьей 52 Устава к полномочиям главы администрации относятся, в том числе, следующие вопросы:

·      заключение от имени городского округа "Город Йошкар-Ола" и администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" договоров в пределах своей компетенции;

·      осуществление функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью городского Собрания);

Администрация ГО «Город Йошкар-Ола» и мэр города решают иные вопросы в пределах компетенции, определенной законами Российской Федерации, Республики Марий Эл и Уставом городского округа.

Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы

Управление действует на основании Положения, утверждённого решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 7 октября 2009 г. № 777-IV, является отраслевым органом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Управление решает вопросы, отнесенные к его ведению, осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции, направленные на решение вопросов местного значения в области градостроительной деятельности в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, Уставом муниципального образования «Город Йошкар-Ола», настоящим Положением, иными муниципальными правовыми актами городского округа «Город Йошкар-Ола».

Управление является органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной задачей Управления является осуществление деятельности в сфере архитектуры и градостроительства, направленной на обеспечение устойчивого градостроительного развития городского округа «Город Йошкар-Ола».

Для реализации основных задач Управление осуществляет, в том числе, следующие функции:

·      проводит проверку наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлениям о выдаче разрешения на строительство, подготавливает разрешения на строительство или мотивированный отказ в выдаче таких разрешений с указанием причин отказа;

·      проводит проверку наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлениям о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

·      рассматривает проектную документацию строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на соответствие требованиям законодательства;

·      рассматривает обращения граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

·      участвует в подготовке документов по вопросам согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Заинтересованное лицо:

МУП «Архитектор»

МУП «Архитектор» является хозяйствующим субъектом, самостоятельным юридическим лицом, коммерческой организацией, наделённой имуществом на праве хозяйственного ведения.

МУП «Архитектор» создано в целях содействия предприятиям, организациям, гражданам в подготовке и осуществлении работ, связанных с градостроительным процессом в г. Йошкар-Оле, а также получения прибыли.

Ответчик по делу – Администрация г. Йошкар-Олы – в письменном объяснении указал, что со своей стороны администрация не наделяла МУП «Архитектор» полномочиями по согласованию переустройства жилых помещений.

Порядок приёма и рассмотрения заявлений о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений установлен Постановлением администрации   г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 г. № 2246 «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – Постановление от 07.09.2005 г. № 2246), в соответствии с которым МУП «Архитектор» не наделяется вышеуказанными функциями.

На заседании комиссии Марийского УФАС России 10.11.2010 г. представитель администрации г. Йошкар-Олы поддержал ранее высказанную позицию, сославшись на отсутствие в действиях администрации нарушений антимонопольного законодательства.

Ответчик по делу – Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы – письмом от 29.10.2010 г. и на заседании Комиссии Марийского УФАС России указал, что Управление не передавало свои полномочия хозяйствующему субъекту – МУП «Архитектор», все необходимые действия по согласованию проекта перепланировки жилого помещения, принадлежащего Д., выполнены в соответствии с действующим законодательством непосредственно Управлением без передачи этих функций иным лицам.

Представители заинтересованного лица – МУП «Архитектор» – на заседание комиссии Марийского УФАС России не явились, МУП «Архитектор» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Руководствуясь ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) комиссия рассмотрела дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы и доказательства, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п. 3.1 Постановления администрации г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 г. № 2246 «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – Постановление от 07.09.2005 г. № 2246) приём и рассмотрение заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений в жилых домах осуществляется Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Йошкар-Олы.

Согласно материалам дела в 2009 г. гражданин Д. обратился в Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы с заявлением о рассмотрении проектной документации по перепланировке жилого помещения.

Указанное заявление поступило в МУП «Архитектор» с проставлением фирменной печати организации.

Управление архитектуры г. Йошкар-Олы и МУП «Архитектор» находятся по одному и тому же юридическому и фактическому адресу, занимают служебные помещения во встроено-пристроенном объекте, который находится в хозяйственном ведении МУП «Архитектор», часть помещений передана Управлению архитектуры г. Йошкар-Олы во временное пользование по договору безвозмездного пользования имуществом.

МУП «Архитектор» представлен письменный договор, заключённый с гражданином Д., согласно которому исполнитель – МУП «Архитектор» – обязуется оказать возмездные услуги по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения.

Как следует из постановления участкового уполномоченного об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного по результатам проверки обращения гражданина Д., указанный договор подписан от имени гражданина Д. его представителем С.

При этом сам договор получен Д. только спустя 7 месяцев с момента его заключения с приложением смет на выполнение работ, в перечень которых включены работы по изучению заявки, анализу представленной документации; изучению заключений различных организаций; изучению нормативных документов; подготовке проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; согласованию проекта постановления с администрацией г. Йошкар-Олы; согласованию по вопросам проектирования; определению объёма работ; инвентаризации архивных материалов; печатанию, изготовлению копии, выдаче документации; юридическому оформлению.

В материалах дела имеются аналогичные договоры, заключенные с гражданами МУП «Архитектор», на оказание услуг по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений.

В перечень услуг, оказываемых МУП «Архитектор», согласно приложенным сметам также входят работы по изучению заявки, анализу представленной документации; изучению заключений различных организаций; изучению нормативных документов; подготовке проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; согласованию проекта постановления с администрацией г. Йошкар-Олы; согласованию по вопросам проектирования; определению объёма работ; инвентаризации архивных материалов; печатанию, изготовлению копии, выдаче документации; юридическому оформлению.

Документы по согласованию проекта перепланировки жилого помещения имеются в свободном пользовании МУП «Архитектор». На заседании комиссии Марийского УФАС России представители Управления архитектуры г. Йошкар-Олы признали факт передачи документов по согласованию переустройства (перепланировки) жилых помещений специалистам МУП «Архитектор». Как пояснил представитель Управления архитектуры г. Йошкар-Олы, Управлением заключён гражданско-правовой договор с И., состоящей в штате МУП «Архитектор». Документы по согласованию переустройства (перепланировки) жилых помещений, поступающие в Управление архитектуры г. Йошкар-Олы, передавались И., которая проставляла на данных документах фирменную печать МУП «Архитектор».

Кроме того, на заседании комиссии Марийского УФАС России заявитель,    гражданин Д., также указал на то, что при обращении в Управление архитектуры   г. Йошкар-Олы о согласовании перепланировки жилого помещения документы о произведённой перепланировке были переданы МУП «Архитектор».

Таким образом, на основании анализа имеющихся в деле доказательств Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что МУП «Архитектор», являясь коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, фактически осуществляет полномочия органа местного самоуправления в части приёма и рассмотрения заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, подготовки и оформления документов по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, в том числе проекта постановления о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, акта о произведённом переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

На основании ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

В силу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признаётся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Таким образом, оценив представленные в  деле доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что  Управление архитектуры г. Йошкар-Олы, являясь органом местного самоуправления, в чьи полномочия согласно действующему законодательству и нормативным правовым актам г. Йошкар-Олы входит приём и рассмотрение заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, в нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции фактически наделило МУП «Архитектор», являющееся хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, приносящей ей доход, указанными функциями.

Администрация г. Йошкар-Олы осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере архитектуры и градостроительства. Полномочия по приёму и рассмотрению заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, оформлению всех необходимых документов осуществляет Управление архитектуры г. Йошкар-Олы.

Исследованные Комиссией Марийского УФАС России факты и обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии в действиях ответчика – Администрации г. Йошкар-Олы – нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Факт нарушения ответчиками – Администрацией г. Йошкар-Олы и Управлением архитектуры г. Йошкар-Олы – ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не нашёл своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Органами местного самоуправления не принимались акты, не осуществлялись действия (бездействие), которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч. 1    ст. 49 и  ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

1.    Признать Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» нарушившим ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления;

2.    Производство по делу о нарушении ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях;

3.    Производство по делу о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола», Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях;

4.    Выдать Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

5.    Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» к административной ответственности за нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-01-20 11:48:42 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-01-20 11:48:42 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322136059 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )