Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/06-10

Дата публикации: 25 октября 2010, 17:33

18 октября 2010 года                                                                            г. Йошкар-Ола

 

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России 04.10.2010 г., решение в полном объеме изготовлено 18.10.2010 г.

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Зубарев В.В. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; Агапитова Ю.И. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; Денисов С.Н. – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; Хромихина Н.С. – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии, в присутствии представителей:

ответчика:

Администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» (далее по тексту – администрация МО «Советский муниципальный район») (Республика Марий Эл, пгт. Советский, ул. ул. Свердлова, д. 20)

заинтересованного лица:

Общества с ограниченной ответственностью «СоветскКоммунКомплект» (далее по тексту – ООО «СоветскКоммунКомплект») (Республика Марий Эл, пгт. Советский, ул. Садовая, д. 12)

Советский филиал Медведевского дорожного ремонтно-строительного государственного унитарного предприятия (далее по тексту – Советское ДРСГУП) (Республика Марий Эл, пгт. Советский, ул. Чапаева, д. 1) – надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, представители Советского ДРСГУП на заседание комиссии Марийского УФАС России не явились; запрашиваемые Марийским УФАС материалы и сведения представлены в полном объёме;

рассмотрев дело № 02-11/06-10, возбужденное в отношении администрация МО «Советский муниципальный район» по признакам нарушения п. 4, 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) в части дачи хозяйствующему субъекту указаний о заключении в приоритетном порядке договоров, а также установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары,

 

установила:

 

Дело рассмотрено по собственной инициативе Марийского УФАС России в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции.

 

Ответчик по делу:

Администрация МО «Советский муниципальный район»

Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Советский муниципальный район» и осуществляет свою деятельность на основании Положения, утверждённого решением Собрания депутатов муниципального образования «Советский муниципальный район» от 28 декабря 2005 г. № 135.

Администрацией района руководит глава администрации, назначается на должность по контракту Собранием депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (ч. 1-3 ст. 20 Положения).

Администрация муниципального района обладает правами юридического лица, действует на основании Устава муниципального образования и Положения о ней.

Согласно ст. 3 Положения к полномочиям администрации МО «Советский муниципальный район» относятся, в том числе, следующие вопросы:

·      формирование, утверждение, исполнение бюджета Советского муниципального района;

·      установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

·      содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населёнными пунктами;

·      принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

·      формирование и размещение муниципального заказа;

Советское ДРСГУП:

Является обособленным подразделением – филиалом Медведевского дорожного ремонтно-строительного государственного унитарного предприятия (далее по тексту – Медведевского ДРСГУП), действующим на основании Положения.

Филиал не является юридическим лицом, осуществляет деятельность от имени создавшего его предприятия, производит продукцию, выполняет работы, оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Для выполнения указанных целей филиал осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности:

·      строительство, ремонт, содержание и реконструкция автомобильных дорог и дорожных сооружений на территории Российской Федерации и Республики Марий Эл;

·      выполнение ремонтных работ;

·      торгово-закупочная деятельность;

·      оказание автотранспортных услуг, услуг механизмами и дорожно-строительной техникой;

В соответствии с п. 5.4 Положения филиал вправе заключать хозяйственные договоры и совершать иные сделки.

Руководитель филиала действует на основании генеральной доверенности.

ООО «СоветскКоммунКомплект»:

Общество является юридическим лицом, действующим на основании Устава.

Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве своей деятельности извлечение прибыли.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества.

Основными видами деятельности общества согласно уставу являются, в том числе, следующие:

·      строительство и ремонт объектов благоустройства;

·      строительство и ремонт улично-дорожной сети;

·      строительство дорог и инженерных коммуникаций;

·      эксплуатация подъёмных механизмов и сооружений.

При проведении Марийским УФАС России планового мероприятия по контролю соблюдения Администрацией МО «Советский муниципальный район» антимонопольного законодательства выявлено распоряжение главы администрации № 247-р от 03.11.2009 г. «О содержании в проезжем состоянии автомобильных дорог общего и местного пользования в зимний период 2009-2010 годов».

Пунктом 2 указанного распоряжения Администрацией МО «Советский муниципальный район» хозяйствующему субъекту – ООО «СоветскКоммунКомплект» – предписано заключить договор с Советским ДРСГУП на поставку песко-соляной смеси. Одновременно п. 1 распоряжения       № 247-р от 03.11.2009 г. предусматривает поставку Советским ДРСГУП песко-соляной смеси для нужд ООО «СоветскКоммунКомплект».

30.03.2010 г. Администрацией МО «Советский муниципальный район» принято аналогичное постановление № 174, в соответствии с которым ООО «СоветскКоммунКомплект» рекомендовано заключить договор с Советским ДРСГУП на поставку песко-соляной смеси.

По признакам нарушения п. 4, 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № 02-11/06-10 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО «Советский муниципальный район».

Ответчик по делу в письменном объяснении и на заседании Комиссии Марийского УФАС России пояснил, что распоряжение № 247-р от 03.11.2009 г. было отменено 25.02.2010 г. в связи с поступившим представлением прокурора Советского района.

Постановление Администрации МО «Советский муниципальный район» от 30.03.2010 г. № 174 согласно объяснениям ответчика носило временный характер, так как на момент проведения контрольного мероприятия Марийским УФАС России срок действия данного постановления истёк в связи с окончанием зимнего периода 2009-2010 г.

Кроме того, постановление от 30.03.2010 г. № 174 носит рекомендательный характер, не обязывает хозяйствующих субъектов к каким-либо конкретным действиям, договоры на поставку песко-соляной смеси во исполнение постановления от 30.03.2010 г. № 174 не заключались.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы и доказательства, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В силу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признаётся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

ООО «СоветскКоммунКомплект» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о местном самоуправлении муниципальный правовой акт представляет собой решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

С учётом вышеизложенного п. 2 постановления от 30.03.2010 г. № 174, согласно которому администрация рекомендует ООО «СоветскКоммунКомплект» заключить договор с Советским ДРСГУП на поставку песко-соляной смеси, фактически содержит указание органа местного самоуправления на совершение строго определённых действий по заключению договора поставки с унитарным предприятием.

Кроме того, указание в распоряжении и постановлении администрации МО «Советский муниципальный район» конкретной организации-поставщика песко-соляной смеси  – Советское ДРСГУП – устанавливает ограничение для ООО «СоветскКоммунКомплект» выбора хозяйствующих субъектов, которые могут предоставить Обществу данный товар.

Распоряжение № 247-р от 03.11.2009 г. отменено Администрацией МО «Советский муниципальный район» во исполнение представления Прокуратуры Советского района от № 02-05-2010 от 11.01.2010 г. (распоряжение № 35-р от 25.02.2010 г.).

Вместе с тем, постановление от 30.03.2010 г. № 174 продолжает действие на момент рассмотрения дела; актов, свидетельствующих о его отмене, не имеется. Срок действия постановления не ограничен.

Таким образом, являясь органом местного самоуправления, осуществляя исполнительно-распорядительные функции, Администрация МО «Советский муниципальный район» дала ООО «СоветскКоммунКомплект», хозяйствующему субъекту, указание о заключении в приоритетном порядке договора, а также установила для приобретателя товара ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такой товар, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Пунктами 4, 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 и  ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

решила:

 

1.    Признать Администрацию МО «Советский муниципальный район» нарушившей п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части дачи хозяйствующему субъекту указаний о заключении в приоритетном порядке договоров, а также установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

2.    Выдать Администрации МО «Советский муниципальный район»   предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

3.    Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Администрации МО «Советский муниципальный район» к административной ответственности за нарушение п. 4, 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                         В. В. Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                  Ю.И. Агапитова

 

          С.Н.Денисов

 

Н.С.Хромихина

stdClass Object ( [vid] => 7292 [uid] => 1 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/06-10 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7292 [type] => solution [language] => ru [created] => 1287999223 [changed] => 1370519072 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519072 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

18 октября 2010 года                                                                            г. Йошкар-Ола

 

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России 04.10.2010 г., решение в полном объеме изготовлено 18.10.2010 г.

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Зубарев В.В. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; Агапитова Ю.И. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; Денисов С.Н. – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; Хромихина Н.С. – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии, в присутствии представителей:

ответчика:

Администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» (далее по тексту – администрация МО «Советский муниципальный район») (Республика Марий Эл, пгт. Советский, ул. ул. Свердлова, д. 20)

заинтересованного лица:

Общества с ограниченной ответственностью «СоветскКоммунКомплект» (далее по тексту – ООО «СоветскКоммунКомплект») (Республика Марий Эл, пгт. Советский, ул. Садовая, д. 12)

Советский филиал Медведевского дорожного ремонтно-строительного государственного унитарного предприятия (далее по тексту – Советское ДРСГУП) (Республика Марий Эл, пгт. Советский, ул. Чапаева, д. 1) – надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, представители Советского ДРСГУП на заседание комиссии Марийского УФАС России не явились; запрашиваемые Марийским УФАС материалы и сведения представлены в полном объёме;

рассмотрев дело № 02-11/06-10, возбужденное в отношении администрация МО «Советский муниципальный район» по признакам нарушения п. 4, 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) в части дачи хозяйствующему субъекту указаний о заключении в приоритетном порядке договоров, а также установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары,

 

установила:

 

Дело рассмотрено по собственной инициативе Марийского УФАС России в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции.

 

Ответчик по делу:

Администрация МО «Советский муниципальный район»

Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Советский муниципальный район» и осуществляет свою деятельность на основании Положения, утверждённого решением Собрания депутатов муниципального образования «Советский муниципальный район» от 28 декабря 2005 г. № 135.

Администрацией района руководит глава администрации, назначается на должность по контракту Собранием депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (ч. 1-3 ст. 20 Положения).

Администрация муниципального района обладает правами юридического лица, действует на основании Устава муниципального образования и Положения о ней.

Согласно ст. 3 Положения к полномочиям администрации МО «Советский муниципальный район» относятся, в том числе, следующие вопросы:

·      формирование, утверждение, исполнение бюджета Советского муниципального района;

·      установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

·      содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населёнными пунктами;

·      принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

·      формирование и размещение муниципального заказа;

Советское ДРСГУП:

Является обособленным подразделением – филиалом Медведевского дорожного ремонтно-строительного государственного унитарного предприятия (далее по тексту – Медведевского ДРСГУП), действующим на основании Положения.

Филиал не является юридическим лицом, осуществляет деятельность от имени создавшего его предприятия, производит продукцию, выполняет работы, оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Для выполнения указанных целей филиал осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности:

·      строительство, ремонт, содержание и реконструкция автомобильных дорог и дорожных сооружений на территории Российской Федерации и Республики Марий Эл;

·      выполнение ремонтных работ;

·      торгово-закупочная деятельность;

·      оказание автотранспортных услуг, услуг механизмами и дорожно-строительной техникой;

В соответствии с п. 5.4 Положения филиал вправе заключать хозяйственные договоры и совершать иные сделки.

Руководитель филиала действует на основании генеральной доверенности.

ООО «СоветскКоммунКомплект»:

Общество является юридическим лицом, действующим на основании Устава.

Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве своей деятельности извлечение прибыли.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества.

Основными видами деятельности общества согласно уставу являются, в том числе, следующие:

·      строительство и ремонт объектов благоустройства;

·      строительство и ремонт улично-дорожной сети;

·      строительство дорог и инженерных коммуникаций;

·      эксплуатация подъёмных механизмов и сооружений.

При проведении Марийским УФАС России планового мероприятия по контролю соблюдения Администрацией МО «Советский муниципальный район» антимонопольного законодательства выявлено распоряжение главы администрации № 247-р от 03.11.2009 г. «О содержании в проезжем состоянии автомобильных дорог общего и местного пользования в зимний период 2009-2010 годов».

Пунктом 2 указанного распоряжения Администрацией МО «Советский муниципальный район» хозяйствующему субъекту – ООО «СоветскКоммунКомплект» – предписано заключить договор с Советским ДРСГУП на поставку песко-соляной смеси. Одновременно п. 1 распоряжения       № 247-р от 03.11.2009 г. предусматривает поставку Советским ДРСГУП песко-соляной смеси для нужд ООО «СоветскКоммунКомплект».

30.03.2010 г. Администрацией МО «Советский муниципальный район» принято аналогичное постановление № 174, в соответствии с которым ООО «СоветскКоммунКомплект» рекомендовано заключить договор с Советским ДРСГУП на поставку песко-соляной смеси.

По признакам нарушения п. 4, 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № 02-11/06-10 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО «Советский муниципальный район».

Ответчик по делу в письменном объяснении и на заседании Комиссии Марийского УФАС России пояснил, что распоряжение № 247-р от 03.11.2009 г. было отменено 25.02.2010 г. в связи с поступившим представлением прокурора Советского района.

Постановление Администрации МО «Советский муниципальный район» от 30.03.2010 г. № 174 согласно объяснениям ответчика носило временный характер, так как на момент проведения контрольного мероприятия Марийским УФАС России срок действия данного постановления истёк в связи с окончанием зимнего периода 2009-2010 г.

Кроме того, постановление от 30.03.2010 г. № 174 носит рекомендательный характер, не обязывает хозяйствующих субъектов к каким-либо конкретным действиям, договоры на поставку песко-соляной смеси во исполнение постановления от 30.03.2010 г. № 174 не заключались.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы и доказательства, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В силу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признаётся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

ООО «СоветскКоммунКомплект» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о местном самоуправлении муниципальный правовой акт представляет собой решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

С учётом вышеизложенного п. 2 постановления от 30.03.2010 г. № 174, согласно которому администрация рекомендует ООО «СоветскКоммунКомплект» заключить договор с Советским ДРСГУП на поставку песко-соляной смеси, фактически содержит указание органа местного самоуправления на совершение строго определённых действий по заключению договора поставки с унитарным предприятием.

Кроме того, указание в распоряжении и постановлении администрации МО «Советский муниципальный район» конкретной организации-поставщика песко-соляной смеси  – Советское ДРСГУП – устанавливает ограничение для ООО «СоветскКоммунКомплект» выбора хозяйствующих субъектов, которые могут предоставить Обществу данный товар.

Распоряжение № 247-р от 03.11.2009 г. отменено Администрацией МО «Советский муниципальный район» во исполнение представления Прокуратуры Советского района от № 02-05-2010 от 11.01.2010 г. (распоряжение № 35-р от 25.02.2010 г.).

Вместе с тем, постановление от 30.03.2010 г. № 174 продолжает действие на момент рассмотрения дела; актов, свидетельствующих о его отмене, не имеется. Срок действия постановления не ограничен.

Таким образом, являясь органом местного самоуправления, осуществляя исполнительно-распорядительные функции, Администрация МО «Советский муниципальный район» дала ООО «СоветскКоммунКомплект», хозяйствующему субъекту, указание о заключении в приоритетном порядке договора, а также установила для приобретателя товара ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такой товар, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Пунктами 4, 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 и  ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

решила:

 

1.    Признать Администрацию МО «Советский муниципальный район» нарушившей п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части дачи хозяйствующему субъекту указаний о заключении в приоритетном порядке договоров, а также установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

2.    Выдать Администрации МО «Советский муниципальный район»   предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

3.    Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Администрации МО «Советский муниципальный район» к административной ответственности за нарушение п. 4, 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                         В. В. Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                  Ю.И. Агапитова

 

          С.Н.Денисов

 

Н.С.Хромихина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

18 октября 2010 года                                                                            г. Йошкар-Ола

 

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России 04.10.2010 г., решение в полном объеме изготовлено 18.10.2010 г.

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Зубарев В.В. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; Агапитова Ю.И. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; Денисов С.Н. – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; Хромихина Н.С. – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии, в присутствии представителей:

ответчика:

Администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» (далее по тексту – администрация МО «Советский муниципальный район») (Республика Марий Эл, пгт. Советский, ул. ул. Свердлова, д. 20)

заинтересованного лица:

Общества с ограниченной ответственностью «СоветскКоммунКомплект» (далее по тексту – ООО «СоветскКоммунКомплект») (Республика Марий Эл, пгт. Советский, ул. Садовая, д. 12)

Советский филиал Медведевского дорожного ремонтно-строительного государственного унитарного предприятия (далее по тексту – Советское ДРСГУП) (Республика Марий Эл, пгт. Советский, ул. Чапаева, д. 1) – надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, представители Советского ДРСГУП на заседание комиссии Марийского УФАС России не явились; запрашиваемые Марийским УФАС материалы и сведения представлены в полном объёме;

рассмотрев дело № 02-11/06-10, возбужденное в отношении администрация МО «Советский муниципальный район» по признакам нарушения п. 4, 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) в части дачи хозяйствующему субъекту указаний о заключении в приоритетном порядке договоров, а также установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары,

 

установила:

 

Дело рассмотрено по собственной инициативе Марийского УФАС России в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции.

 

Ответчик по делу:

Администрация МО «Советский муниципальный район»

Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Советский муниципальный район» и осуществляет свою деятельность на основании Положения, утверждённого решением Собрания депутатов муниципального образования «Советский муниципальный район» от 28 декабря 2005 г. № 135.

Администрацией района руководит глава администрации, назначается на должность по контракту Собранием депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (ч. 1-3 ст. 20 Положения).

Администрация муниципального района обладает правами юридического лица, действует на основании Устава муниципального образования и Положения о ней.

Согласно ст. 3 Положения к полномочиям администрации МО «Советский муниципальный район» относятся, в том числе, следующие вопросы:

·      формирование, утверждение, исполнение бюджета Советского муниципального района;

·      установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

·      содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населёнными пунктами;

·      принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

·      формирование и размещение муниципального заказа;

Советское ДРСГУП:

Является обособленным подразделением – филиалом Медведевского дорожного ремонтно-строительного государственного унитарного предприятия (далее по тексту – Медведевского ДРСГУП), действующим на основании Положения.

Филиал не является юридическим лицом, осуществляет деятельность от имени создавшего его предприятия, производит продукцию, выполняет работы, оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Для выполнения указанных целей филиал осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности:

·      строительство, ремонт, содержание и реконструкция автомобильных дорог и дорожных сооружений на территории Российской Федерации и Республики Марий Эл;

·      выполнение ремонтных работ;

·      торгово-закупочная деятельность;

·      оказание автотранспортных услуг, услуг механизмами и дорожно-строительной техникой;

В соответствии с п. 5.4 Положения филиал вправе заключать хозяйственные договоры и совершать иные сделки.

Руководитель филиала действует на основании генеральной доверенности.

ООО «СоветскКоммунКомплект»:

Общество является юридическим лицом, действующим на основании Устава.

Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве своей деятельности извлечение прибыли.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества.

Основными видами деятельности общества согласно уставу являются, в том числе, следующие:

·      строительство и ремонт объектов благоустройства;

·      строительство и ремонт улично-дорожной сети;

·      строительство дорог и инженерных коммуникаций;

·      эксплуатация подъёмных механизмов и сооружений.

При проведении Марийским УФАС России планового мероприятия по контролю соблюдения Администрацией МО «Советский муниципальный район» антимонопольного законодательства выявлено распоряжение главы администрации № 247-р от 03.11.2009 г. «О содержании в проезжем состоянии автомобильных дорог общего и местного пользования в зимний период 2009-2010 годов».

Пунктом 2 указанного распоряжения Администрацией МО «Советский муниципальный район» хозяйствующему субъекту – ООО «СоветскКоммунКомплект» – предписано заключить договор с Советским ДРСГУП на поставку песко-соляной смеси. Одновременно п. 1 распоряжения       № 247-р от 03.11.2009 г. предусматривает поставку Советским ДРСГУП песко-соляной смеси для нужд ООО «СоветскКоммунКомплект».

30.03.2010 г. Администрацией МО «Советский муниципальный район» принято аналогичное постановление № 174, в соответствии с которым ООО «СоветскКоммунКомплект» рекомендовано заключить договор с Советским ДРСГУП на поставку песко-соляной смеси.

По признакам нарушения п. 4, 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № 02-11/06-10 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО «Советский муниципальный район».

Ответчик по делу в письменном объяснении и на заседании Комиссии Марийского УФАС России пояснил, что распоряжение № 247-р от 03.11.2009 г. было отменено 25.02.2010 г. в связи с поступившим представлением прокурора Советского района.

Постановление Администрации МО «Советский муниципальный район» от 30.03.2010 г. № 174 согласно объяснениям ответчика носило временный характер, так как на момент проведения контрольного мероприятия Марийским УФАС России срок действия данного постановления истёк в связи с окончанием зимнего периода 2009-2010 г.

Кроме того, постановление от 30.03.2010 г. № 174 носит рекомендательный характер, не обязывает хозяйствующих субъектов к каким-либо конкретным действиям, договоры на поставку песко-соляной смеси во исполнение постановления от 30.03.2010 г. № 174 не заключались.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы и доказательства, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В силу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признаётся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

ООО «СоветскКоммунКомплект» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о местном самоуправлении муниципальный правовой акт представляет собой решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

С учётом вышеизложенного п. 2 постановления от 30.03.2010 г. № 174, согласно которому администрация рекомендует ООО «СоветскКоммунКомплект» заключить договор с Советским ДРСГУП на поставку песко-соляной смеси, фактически содержит указание органа местного самоуправления на совершение строго определённых действий по заключению договора поставки с унитарным предприятием.

Кроме того, указание в распоряжении и постановлении администрации МО «Советский муниципальный район» конкретной организации-поставщика песко-соляной смеси  – Советское ДРСГУП – устанавливает ограничение для ООО «СоветскКоммунКомплект» выбора хозяйствующих субъектов, которые могут предоставить Обществу данный товар.

Распоряжение № 247-р от 03.11.2009 г. отменено Администрацией МО «Советский муниципальный район» во исполнение представления Прокуратуры Советского района от № 02-05-2010 от 11.01.2010 г. (распоряжение № 35-р от 25.02.2010 г.).

Вместе с тем, постановление от 30.03.2010 г. № 174 продолжает действие на момент рассмотрения дела; актов, свидетельствующих о его отмене, не имеется. Срок действия постановления не ограничен.

Таким образом, являясь органом местного самоуправления, осуществляя исполнительно-распорядительные функции, Администрация МО «Советский муниципальный район» дала ООО «СоветскКоммунКомплект», хозяйствующему субъекту, указание о заключении в приоритетном порядке договора, а также установила для приобретателя товара ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такой товар, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Пунктами 4, 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 и  ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

решила:

 

1.    Признать Администрацию МО «Советский муниципальный район» нарушившей п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части дачи хозяйствующему субъекту указаний о заключении в приоритетном порядке договоров, а также установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

2.    Выдать Администрации МО «Советский муниципальный район»   предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

3.    Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Администрации МО «Советский муниципальный район» к административной ответственности за нарушение п. 4, 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                         В. В. Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                  Ю.И. Агапитова

 

          С.Н.Денисов

 

Н.С.Хромихина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-25 13:33:43 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-25 13:33:43 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322136059 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )