Решение по делу № 03-16/7 о нарушении законодательства о рекламе в отношении ОАО «Порт Козьмодемьянск».

Дата публикации: 5 июня 2009, 04:00

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2009 года.

                                                                                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Зубарев В. В. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Жарикова Е.Б. – специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы;

Мингазов Р.Ш. - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы,

рассмотрев дело № 03-16/7 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении отбора ОАО «Порт Козьмодемьянск» финансовой организации для кассового обслуживания юридического лица (пересчета проинкассированной денежной наличности) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона

в присутствии представителей ответчика и заинтересованного лица:

ОАО «Порт Козьмодемьянск» - Ларькова Анатолия Алексеевича (доверенность  от 13 февраля 2009 года);

Филиал Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Волго-Вятский банк – Перова Сергея Николаевича, старшего юрисконсульта отделения Марий Эл № 8614 (доверенность № 1890 от 03 июля 2008 года)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на основании Приказа № 10 от 22 января 2009 года по собственной инициативе возбудило дело № 03-16/7 в отношении ОАО «Порт Козьмодемьянск» (425350, ул. Ленина, д. 84,  г. Козьмодемьянск) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

На рассмотрение дела ОАО «Порт Козьмодемьянск» (далее - ответчик) представило письменное объяснение, согласно которому ответчик не является субъектом естественной монополии и не обязан соблюдать требования статьи 18 Закона о  защите конкуренции по отбору финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. При этом, ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 года № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», в котором определен перечень услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Услуги перечисленные в вышеназванном перечне ответчик приобретает у специализированных государственных учреждений.

Представитель Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) (далее – заинтересованное лицо) Перов С.Н. на заседании Комиссии Марийского УФАС России заявил об отсутствии в действиях ответчика  нарушения антимонопольного законодательства, пояснил, что договор на пересчет проинкассированной денежной наличности № 62 от 27 апреля 2005 года, заключенный между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации и ОАО «Порт Козьмодемьянск» заключен на один год и пролонгирован на неопределенный срок. Дополнительные соглашения № 1 от 22 марта 2007 года и № 2 от 01 июня 2008 года к договору от 27 апреля 2005 года на пересчет проинкассированной денежной наличности, заключенные в связи с изменением тарифов за услуги не изменяют существенных условий договора № 62 от 27 апреля 2005 года.

Заслушав объяснения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл возбуждено дело № 03-16/7 в отношении ответчика по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении отбора финансовой организации для инкассации денежных средств без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 18 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания  финансовой услуги: инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц.

Согласно статье 3 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 года (далее - Закон о естественных монополиях), субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 10 Закона о естественных монополиях определено, что органы регулирования естественных монополий,  формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, установленные данным законодательством.

Антимонопольное регулирование в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции осуществляется в отношении субъектов естественных монополий, отнесенных к данной категории субъектов в соответствии с Законом о естественных монополиях, в том числе включенных в реестр субъектов естественных монополий.

Часть 1 статьи 4 Закона о естественных  монополиях определяет сферы деятельности субъектов естественных монополий, в том числе услуги в транспортных терминалах портах и аэропортах.

Решением Правления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства № 19/11-1-р от 25 апреля 2001 года, ответчик включен в реестр субъектов естественных монополий. В настоящее время полномочия по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, возложены на Федеральную службу по тарифам (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам»). На сегодняшний день ответчик находится в Реестре субъектов естественных монополий (Раздел  3.  Услуги портов и (или) транспортных терминалов).

Таким образом, ответчику необходимо осуществлять отбор финансовой организации для пересчета проинкассированной денежной наличности путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Ответчик 27 апреля 2005 года заключил договор на пересчет проинкассированной денежной наличности № 62 с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации.

На сегодняшний день договор № 62 от 27 апреля 2005 года (далее – Договор) действует.

Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения обязательства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Следовательно, при наличии у субъекта естественной монополии на момент вступления в силу Закона о защите конкуренции, договора на оказание финансовых услуг, заключенного ранее, в том числе пролонгированного, такой договор признается действующим  до определенного в нем срока.

По истечении срока действия договора при наличии необходимости субъект естественной монополии должен осуществлять отбор финансовой организации путем проведения открытого конкурса/аукциона.

Договор заключен на 12 месяцев с момента его подписания. На основании  пункта 7.1 Договора, стороны  пролонгировали указанный Договор на неопределенный срок.

С момента вступления в силу Закона о защите конкуренции продление ранее заключенных договоров, заключение дополнительных соглашений, расширяющих предмет договора, изменяющих существенные условия договора (определяющих новый предмет договора), а также заключение новых договоров без предшествующего этому отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о защите конкуренции рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства.

Ответчиком были заключены дополнительные соглашения  № 1 от 22.03.2007 года и   № 2 от 01.06.2008 года  к Договору № 62 от 27 апреля 2005 года на пересчет проинкассированной денежной наличности, согласно которым были изменены тарифы. Согласно пункту 1 Дополнительного соглашения № 1 от 22 марта 2007 года пункт 3.1 Договора был изложен в следующей редакции: «За услуги указанные в п. 1.1 настоящего Договора, клиент производит оплату Банку в размере 0,2% от проинкассированной суммы».

Согласно пункту 1 Дополнительного соглашения № 2 от 01 июня 2008 года Раздел 3 Договора был изложен в следующей редакции: «3.1.1. За прием денежной наличности – 0,45 (Ноль целых сорок пять сотых) процента min 150 рублей за операцию; 3.1.2. За повторный пересчет денежной наличности – 0,15 (Ноль целых пятнадцать сотых) процента».

Таким образом, дополнительными соглашениями № 1 от 22 марта 2007 года и № 2 от 01.06.2008 года  была изменена стоимость услуг по Договору.

 Согласно статье 30 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», стоимость банковских услуг является существенным условием договора.

Следовательно, дополнительные соглашения № 1 от 22 марта 2007 года и № 2 от 01.06.2008 года изменяют существенные условия Договора .

          Таким образом, заключив дополнительные соглашения № 1 от 22.03.2007 года и № 2 от 01.06.2008 года  к Договору № 62 от 27 апреля 2005 года на пересчет проинкассированной денежной наличности, ответчик нарушил пункт 4 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

           Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.         Признать  ОАО «Порт Козьмодемьянск» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» в части отбора финансовой организации (Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации) для кассового обслуживания юридического лица (пересчета проинкассированной денежной наличности) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

2.         Выдать  ОАО «Порт Козьмодемьянск» обязательное для исполнения предписание о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий направленных, на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 В.В. Зубарев

 

Члены Комиссии:                                                                                                         Е.Б. Жарикова

 

Р.Ш. Мингазов

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 7244 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 03-16/7 о нарушении законодательства о рекламе в отношении ОАО «Порт Козьмодемьянск». [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7244 [type] => solution [language] => ru [created] => 1244145600 [changed] => 1370519072 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519072 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2009 года.

                                                                                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Зубарев В. В. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Жарикова Е.Б. – специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы;

Мингазов Р.Ш. - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы,

рассмотрев дело № 03-16/7 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении отбора ОАО «Порт Козьмодемьянск» финансовой организации для кассового обслуживания юридического лица (пересчета проинкассированной денежной наличности) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона

в присутствии представителей ответчика и заинтересованного лица:

ОАО «Порт Козьмодемьянск» - Ларькова Анатолия Алексеевича (доверенность  от 13 февраля 2009 года);

Филиал Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Волго-Вятский банк – Перова Сергея Николаевича, старшего юрисконсульта отделения Марий Эл № 8614 (доверенность № 1890 от 03 июля 2008 года)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на основании Приказа № 10 от 22 января 2009 года по собственной инициативе возбудило дело № 03-16/7 в отношении ОАО «Порт Козьмодемьянск» (425350, ул. Ленина, д. 84,  г. Козьмодемьянск) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

На рассмотрение дела ОАО «Порт Козьмодемьянск» (далее - ответчик) представило письменное объяснение, согласно которому ответчик не является субъектом естественной монополии и не обязан соблюдать требования статьи 18 Закона о  защите конкуренции по отбору финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. При этом, ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 года № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», в котором определен перечень услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Услуги перечисленные в вышеназванном перечне ответчик приобретает у специализированных государственных учреждений.

Представитель Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) (далее – заинтересованное лицо) Перов С.Н. на заседании Комиссии Марийского УФАС России заявил об отсутствии в действиях ответчика  нарушения антимонопольного законодательства, пояснил, что договор на пересчет проинкассированной денежной наличности № 62 от 27 апреля 2005 года, заключенный между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации и ОАО «Порт Козьмодемьянск» заключен на один год и пролонгирован на неопределенный срок. Дополнительные соглашения № 1 от 22 марта 2007 года и № 2 от 01 июня 2008 года к договору от 27 апреля 2005 года на пересчет проинкассированной денежной наличности, заключенные в связи с изменением тарифов за услуги не изменяют существенных условий договора № 62 от 27 апреля 2005 года.

Заслушав объяснения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл возбуждено дело № 03-16/7 в отношении ответчика по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении отбора финансовой организации для инкассации денежных средств без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 18 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания  финансовой услуги: инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц.

Согласно статье 3 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 года (далее - Закон о естественных монополиях), субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 10 Закона о естественных монополиях определено, что органы регулирования естественных монополий,  формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, установленные данным законодательством.

Антимонопольное регулирование в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции осуществляется в отношении субъектов естественных монополий, отнесенных к данной категории субъектов в соответствии с Законом о естественных монополиях, в том числе включенных в реестр субъектов естественных монополий.

Часть 1 статьи 4 Закона о естественных  монополиях определяет сферы деятельности субъектов естественных монополий, в том числе услуги в транспортных терминалах портах и аэропортах.

Решением Правления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства № 19/11-1-р от 25 апреля 2001 года, ответчик включен в реестр субъектов естественных монополий. В настоящее время полномочия по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, возложены на Федеральную службу по тарифам (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам»). На сегодняшний день ответчик находится в Реестре субъектов естественных монополий (Раздел  3.  Услуги портов и (или) транспортных терминалов).

Таким образом, ответчику необходимо осуществлять отбор финансовой организации для пересчета проинкассированной денежной наличности путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Ответчик 27 апреля 2005 года заключил договор на пересчет проинкассированной денежной наличности № 62 с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации.

На сегодняшний день договор № 62 от 27 апреля 2005 года (далее – Договор) действует.

Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения обязательства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Следовательно, при наличии у субъекта естественной монополии на момент вступления в силу Закона о защите конкуренции, договора на оказание финансовых услуг, заключенного ранее, в том числе пролонгированного, такой договор признается действующим  до определенного в нем срока.

По истечении срока действия договора при наличии необходимости субъект естественной монополии должен осуществлять отбор финансовой организации путем проведения открытого конкурса/аукциона.

Договор заключен на 12 месяцев с момента его подписания. На основании  пункта 7.1 Договора, стороны  пролонгировали указанный Договор на неопределенный срок.

С момента вступления в силу Закона о защите конкуренции продление ранее заключенных договоров, заключение дополнительных соглашений, расширяющих предмет договора, изменяющих существенные условия договора (определяющих новый предмет договора), а также заключение новых договоров без предшествующего этому отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о защите конкуренции рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства.

Ответчиком были заключены дополнительные соглашения  № 1 от 22.03.2007 года и   № 2 от 01.06.2008 года  к Договору № 62 от 27 апреля 2005 года на пересчет проинкассированной денежной наличности, согласно которым были изменены тарифы. Согласно пункту 1 Дополнительного соглашения № 1 от 22 марта 2007 года пункт 3.1 Договора был изложен в следующей редакции: «За услуги указанные в п. 1.1 настоящего Договора, клиент производит оплату Банку в размере 0,2% от проинкассированной суммы».

Согласно пункту 1 Дополнительного соглашения № 2 от 01 июня 2008 года Раздел 3 Договора был изложен в следующей редакции: «3.1.1. За прием денежной наличности – 0,45 (Ноль целых сорок пять сотых) процента min 150 рублей за операцию; 3.1.2. За повторный пересчет денежной наличности – 0,15 (Ноль целых пятнадцать сотых) процента».

Таким образом, дополнительными соглашениями № 1 от 22 марта 2007 года и № 2 от 01.06.2008 года  была изменена стоимость услуг по Договору.

 Согласно статье 30 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», стоимость банковских услуг является существенным условием договора.

Следовательно, дополнительные соглашения № 1 от 22 марта 2007 года и № 2 от 01.06.2008 года изменяют существенные условия Договора .

          Таким образом, заключив дополнительные соглашения № 1 от 22.03.2007 года и № 2 от 01.06.2008 года  к Договору № 62 от 27 апреля 2005 года на пересчет проинкассированной денежной наличности, ответчик нарушил пункт 4 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

           Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.         Признать  ОАО «Порт Козьмодемьянск» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» в части отбора финансовой организации (Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации) для кассового обслуживания юридического лица (пересчета проинкассированной денежной наличности) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

2.         Выдать  ОАО «Порт Козьмодемьянск» обязательное для исполнения предписание о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий направленных, на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 В.В. Зубарев

 

Члены Комиссии:                                                                                                         Е.Б. Жарикова

 

Р.Ш. Мингазов

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2009 года.

                                                                                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Зубарев В. В. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Жарикова Е.Б. – специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы;

Мингазов Р.Ш. - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы,

рассмотрев дело № 03-16/7 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении отбора ОАО «Порт Козьмодемьянск» финансовой организации для кассового обслуживания юридического лица (пересчета проинкассированной денежной наличности) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона

в присутствии представителей ответчика и заинтересованного лица:

ОАО «Порт Козьмодемьянск» - Ларькова Анатолия Алексеевича (доверенность  от 13 февраля 2009 года);

Филиал Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Волго-Вятский банк – Перова Сергея Николаевича, старшего юрисконсульта отделения Марий Эл № 8614 (доверенность № 1890 от 03 июля 2008 года)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на основании Приказа № 10 от 22 января 2009 года по собственной инициативе возбудило дело № 03-16/7 в отношении ОАО «Порт Козьмодемьянск» (425350, ул. Ленина, д. 84,  г. Козьмодемьянск) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

На рассмотрение дела ОАО «Порт Козьмодемьянск» (далее - ответчик) представило письменное объяснение, согласно которому ответчик не является субъектом естественной монополии и не обязан соблюдать требования статьи 18 Закона о  защите конкуренции по отбору финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. При этом, ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 года № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», в котором определен перечень услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Услуги перечисленные в вышеназванном перечне ответчик приобретает у специализированных государственных учреждений.

Представитель Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) (далее – заинтересованное лицо) Перов С.Н. на заседании Комиссии Марийского УФАС России заявил об отсутствии в действиях ответчика  нарушения антимонопольного законодательства, пояснил, что договор на пересчет проинкассированной денежной наличности № 62 от 27 апреля 2005 года, заключенный между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации и ОАО «Порт Козьмодемьянск» заключен на один год и пролонгирован на неопределенный срок. Дополнительные соглашения № 1 от 22 марта 2007 года и № 2 от 01 июня 2008 года к договору от 27 апреля 2005 года на пересчет проинкассированной денежной наличности, заключенные в связи с изменением тарифов за услуги не изменяют существенных условий договора № 62 от 27 апреля 2005 года.

Заслушав объяснения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл возбуждено дело № 03-16/7 в отношении ответчика по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении отбора финансовой организации для инкассации денежных средств без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 18 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания  финансовой услуги: инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц.

Согласно статье 3 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 года (далее - Закон о естественных монополиях), субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 10 Закона о естественных монополиях определено, что органы регулирования естественных монополий,  формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, установленные данным законодательством.

Антимонопольное регулирование в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции осуществляется в отношении субъектов естественных монополий, отнесенных к данной категории субъектов в соответствии с Законом о естественных монополиях, в том числе включенных в реестр субъектов естественных монополий.

Часть 1 статьи 4 Закона о естественных  монополиях определяет сферы деятельности субъектов естественных монополий, в том числе услуги в транспортных терминалах портах и аэропортах.

Решением Правления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства № 19/11-1-р от 25 апреля 2001 года, ответчик включен в реестр субъектов естественных монополий. В настоящее время полномочия по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, возложены на Федеральную службу по тарифам (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам»). На сегодняшний день ответчик находится в Реестре субъектов естественных монополий (Раздел  3.  Услуги портов и (или) транспортных терминалов).

Таким образом, ответчику необходимо осуществлять отбор финансовой организации для пересчета проинкассированной денежной наличности путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Ответчик 27 апреля 2005 года заключил договор на пересчет проинкассированной денежной наличности № 62 с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации.

На сегодняшний день договор № 62 от 27 апреля 2005 года (далее – Договор) действует.

Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения обязательства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Следовательно, при наличии у субъекта естественной монополии на момент вступления в силу Закона о защите конкуренции, договора на оказание финансовых услуг, заключенного ранее, в том числе пролонгированного, такой договор признается действующим  до определенного в нем срока.

По истечении срока действия договора при наличии необходимости субъект естественной монополии должен осуществлять отбор финансовой организации путем проведения открытого конкурса/аукциона.

Договор заключен на 12 месяцев с момента его подписания. На основании  пункта 7.1 Договора, стороны  пролонгировали указанный Договор на неопределенный срок.

С момента вступления в силу Закона о защите конкуренции продление ранее заключенных договоров, заключение дополнительных соглашений, расширяющих предмет договора, изменяющих существенные условия договора (определяющих новый предмет договора), а также заключение новых договоров без предшествующего этому отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о защите конкуренции рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства.

Ответчиком были заключены дополнительные соглашения  № 1 от 22.03.2007 года и   № 2 от 01.06.2008 года  к Договору № 62 от 27 апреля 2005 года на пересчет проинкассированной денежной наличности, согласно которым были изменены тарифы. Согласно пункту 1 Дополнительного соглашения № 1 от 22 марта 2007 года пункт 3.1 Договора был изложен в следующей редакции: «За услуги указанные в п. 1.1 настоящего Договора, клиент производит оплату Банку в размере 0,2% от проинкассированной суммы».

Согласно пункту 1 Дополнительного соглашения № 2 от 01 июня 2008 года Раздел 3 Договора был изложен в следующей редакции: «3.1.1. За прием денежной наличности – 0,45 (Ноль целых сорок пять сотых) процента min 150 рублей за операцию; 3.1.2. За повторный пересчет денежной наличности – 0,15 (Ноль целых пятнадцать сотых) процента».

Таким образом, дополнительными соглашениями № 1 от 22 марта 2007 года и № 2 от 01.06.2008 года  была изменена стоимость услуг по Договору.

 Согласно статье 30 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», стоимость банковских услуг является существенным условием договора.

Следовательно, дополнительные соглашения № 1 от 22 марта 2007 года и № 2 от 01.06.2008 года изменяют существенные условия Договора .

          Таким образом, заключив дополнительные соглашения № 1 от 22.03.2007 года и № 2 от 01.06.2008 года  к Договору № 62 от 27 апреля 2005 года на пересчет проинкассированной денежной наличности, ответчик нарушил пункт 4 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

           Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.         Признать  ОАО «Порт Козьмодемьянск» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» в части отбора финансовой организации (Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации) для кассового обслуживания юридического лица (пересчета проинкассированной денежной наличности) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

2.         Выдать  ОАО «Порт Козьмодемьянск» обязательное для исполнения предписание о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий направленных, на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 В.В. Зубарев

 

Члены Комиссии:                                                                                                         Е.Б. Жарикова

 

Р.Ш. Мингазов

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-05 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-05 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322136059 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )