• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение и предписание по делу № 02-28/20-14 в отношении Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 02-28/20-14
Дата публикации: 7 июля 2014, 17:19

РЕШЕНИЕ

по делу №02-28/20-14 о нарушении процедуры проведения закупки

 

 30 июня 2014 года                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов в составе:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>;

 

в присутствии представителей:

организатора закупки: Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» (далее - ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский») -  <…>;

заявителя:  Общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ИНН 1215152125) <…>,<…>,<…>;

рассмотрев  жалобу ООО «Энергоресурс»  на действия организатора закупки ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» при проведении запроса котировок на право заключения договора на ремонт труб отопления и водоснабжения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступила жалоба (вх. №4994 от 19.06.2014г.)  ООО <…> (далее по тексту – Заявитель)  на действия организатора закупки - Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» при проведении запроса котировок №31401206050 на право заключить договор на ремонт труб отопления и водоснабжения. 

Заявитель в своей жалобе указал, что  котировочная комиссия отклонила заявку ООО <…> как несоответствующую требованиям,  установленным в извещении о проведении запроса котировок и подпункту «а» и «б» пункта 16.5.2 Положения о закупках, поскольку ООО <…>  для подтверждения опыта выполнения аналогичных работ представил копии договоров стоимостью менее 50%, тогда как заказчик требовал копии договоров стоимостью не менее 50 % от начальной максимальной цены договора, установленной в документации о закупке.  Вместе с тем, в Положении о закупках и в документации о проведении запроса котировок, в формулировке требования о наличии  за последние 2 года опыта выполнения не менее двух аналогичных работ, стоимостью не менее 50% начальной максимальной цены договора, не указано, что каждый из представленных договоров должен составлять такую стоимость.

Антимонопольный орган по правилам статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) рассматривает жалобы на действие (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии  или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Федеральный закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 

На заседании Комиссии представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе поддержал. Кроме того, указал, что установление в Положении о закупках требования о  наличии  за последние 2 года опыта выполнения не менее двух аналогичных работ, стоимостью не менее 50% начальной максимальной цены договора нарушает нормы пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части установления ограничения  по отношению к участникам закупки, что препятствует осуществлению конкуренции между ними.

Представители ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» в возражении на жалобу указали следующее. 

ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» действительно было инициировано проведение запроса котировок, предмет которого определен как ремонт труб отопления и водоотведения. Котировочной комиссией рассмотрены поступившие в этой связи заявки. В результате рассмотрения поступивших котировочных заявок выявлен победитель, которым оказалось ООО <…>. Котировочная заявка ООО «Энергоресурс» отклонена как не соответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, а также пп. а, б п. 16.5.2. Положения о закупках.

Участник запроса котировок ООО (Заявитель) <…> не предоставил копии договоров, подтверждающих наличие опыта выполнения аналогичных предмету закупки  работ, стоимость каждой из которых должна превышать половину начальной максимальной цены договора, установленной документации о закупке. Вместо этого были переданы копии договоров, подтверждающих наличие у участника запроса котировок опыта выполнения работ, совокупная цена которых составила сумму, превышающую половину начальной максимальной цены. Так, имеется договор от 22.06.2013, цена которого составляет 69 500, 0 рублей, договор от 23.07.2012, цена которого составляет 170 000, 0 рублей, договор от 30.09.2013, цена которого составляет 190 000, 0 рублей, договор от 01.11.2013, цена которого составляет 132 000, 0 рублей, договор от 15.09.2012, цена которого составляет 24 926, 0 рублей, договор от 01.04.2013, цена которого составляет 27 035, 0 рублей, договор от 20.08.2013, цена которого составляет 69 516, 49 рублей, договор от 30.07.2012, цена которого составляет 71 591, 0 рублей. Для сравнения ООО <…> предоставлен договор от 19.12.2012, ценой 1 150 000, 0 рублей, договор от 09.01.2014, ценой 585 300, 0 рублей, договор от 29.08.2013, ценой 4 500 000, 0 рублей.

Указанный факт послужил основанием для отклонения котировочной заявки ООО <…> в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок, а также пп. а, б п. 16.5.2. Положения о закупках. Предъявленные требования установлены согласно пп. 9, п. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и считаются законными.

Исследовав представленные доказательства сторон, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Заказчик создает свое Положение о закупке, который регламентирует его закупочную деятельность и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения,  порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки Положения не противоречащие Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также принятыми в соответствии  с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной  статьи правовым актам, регламентирующими правила закупки.

 Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

 

1)   информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)   целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Согласно части 5 статьи 3  Федерального закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам (ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).

Положение о закупках Утверждено Протоколом Наблюдательного совета  ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» от 10.02.2014 г. №10.

Настоящее Положение регулирует отношения по закупкам товаров, работ, услуг для нужд  ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», определяет порядок подготовки и проведения процедур закупок, в том числе содержание, последовательность, сроки исполнения процедур, условия их применения.

Как установлено в пункте 6.5 «Деловая репутация участника размещения заказа» Главы I Положения о закупке  при размещении заказа для нужд ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  в соответствии с порядком применения требований по правоспособности, квалификации и репутации участников размещения заказа, определенном в пункте 7 настоящего Положения, устанавливаются следующие обязательные требования к репутации участника размещения заказа:

а) наличие за последние два года опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не  менее пятидесяти процентов начальной цены контракта, установленной документацией о размещении заказа.   При этом, в документации о размещении заказа должно быть указано, какие товары, работы, услуги будут считаться аналогичными закупаемым товарам, работам, услугам. Заказчик при установлении указанного требования, вправе увеличить размер стоимости аналогичных поставок товаров, работ, услуг до ста процентов начальной цены контракта, установленной  документацией о размещении заказа;

б) регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем за один год до даты размещения извещения о закупке на официальном сайте.

В пункте 7.1 части 7  «Порядок применения требований по правоспособности, квалификации и репутации участников размещения заказа» Положения о закупках установлено, что  требования по правоспособности, квалификации и репутации участников размещения заказа устанавливаются в соответствии со спецификой закупаемых товаров, работ, услуг.

В  пункте 7.3 Положения о закупках установлено  применение требований по репутации участника размещения заказа, а именно,  требования пункта 6.5 настоящего Положения могут применяться в случае размещения заказов на выполнение научно-исследовательских работ и должны применяться в случае размещения заказов на следующие группы товаров, работ, услуг:

а) работы, связанные  с охраной и пожарной безопасностью;

б) работы по разработке специального информационного обеспечения и баз данных;

в) работы по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства, временных построек;

г) услуги по разработке проектной документации;

 

На основании Распоряжения от 29.05.2014 г. №18 «О выборе способа размещения заказа» принято решение осуществить закупку на выполнение работ по ремонту труб отопления способом запроса котировок  с начальной (максимальной ценой) ценой договора 993 053,00 рублей.

30.05.2014 г. в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок (код закупки 31401206050) на право заключить контракт на ремонт труб отопления и водоснабжения.

Дата и время окончания подачи заявок 05.06.2014 в 16:00.

Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок 06.06.2014 в 09:00 (МСК)       .

Место рассмотрения и оценки котировочных заявок: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей 44А, каб. 201.           

Форма котировочной заявки - в  письменной форме.

В  извещении о проведении запроса котировок и в пункте 9 Документации о закупке предусмотрено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать в том числе копии договоров, подтверждающих наличие за последние два года, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не  менее пятидесяти процентов начальной цены контракта, установленной документацией.

Пунктом 16.5.2 Документации о закупках предусмотрено, что участнику размещения заказа будет отказано в участии в проведении запроса котировок в случаях:

а) непредставления  оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено извещением о проведении запроса котировок либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание, которых размещается заказ;

б) несоответствия участника размещения заказа требованиям к участникам размещения заказа, установленным извещением о проведении запроса котировок;

в) несоответствия котировочной заявки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в таком извещении, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа (пункт 16.5.5 Документации о закупке).

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 06.06.2014 г.  котировочная заявка ООО <…> была отклонена как несоответствующая требованиям, установленным  извещением о проведении запроса котировок и подпункту «а» и «б» пункта 16.5.2 Положения о закупках, поскольку подрядчик представил копии договоров опыта выполнения аналогичных работ, стоимостью менее 50% от начальной максимальной цены, тогда как Заказчик требует копии договоров стоимостью не менее 50% от начальной максимальной цены договора, установленной документацией о закупке.   

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующему выводу.

Установление Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок и  в документации о закупке  такого требования к участникам как наличие за последний год, предшествующий размещению заказа, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора, а также регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем за один год до даты размещения извещения о закупке на официальном сайте, ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить работу, указанные требования также не являются измеряемыми; не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В части 17 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" прямо предусмотрено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции" (ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции").

При изложенных выше обстоятельствах Комиссия Марийского УФАС России признает доводы, изложенные в жалобе ООО <…> обоснованными в части неправомерного требования о наличии опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Положение о закупке не отвечает принципам равноправия,  справедливости,  отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки,  установленным в  пункте  2  части  1  статьи  3  Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия Заказчика согласно пункту 16.5.1 Положения о закупках рассматривает заявки на формальное соответствие требованиям документации, установленным Заказчиком, следовательно в действиях закупочной комиссии ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  по отклонению котировочной заявки ООО «Энергоресурс»  нарушений норм Закона о закупках не имеется.

В  связи с установлением в действиях ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках,  в целях недопущения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц,  Комиссия Марийского  УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»» предписания о внесения изменений в Положение о закупке.

Руководствуясь статьями 18.1,  23  Федерального закона от 26.07.2006  г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  статьями 1-4  Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров,  работ,  услуг отдельными видами юридических лиц»,  Приказом ФАС России от 18.01.2013  года № 17/13  «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие)  заказчика при закупке товаров,  работ,  услуг»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать жалобу ООО <…>  обоснованной.

2.                  Признать в действиях  Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров,  работ,  услуг отдельными видами юридических лиц». 

3.                  Выдать организатору закупки Государственному автономному общеобразовательного учреждению Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  предписание о внесении изменений в Положение о закупках.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 <…>

 

Члены Комиссии                                                                                         <…>

 

 

                                                                                                                         <…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №02-28/20-14 о нарушении процедуры проведения закупки

 

30 июня 2014 года                                                                           г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов в составе:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>,

на основании своего решения №02-28/20-14, принятого по результатам рассмотрения  жалобы ООО <…> на действия Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» при проведении закупки путем запроса котировок №31401206050 на право заключить договор на ремонт труб отопления и водоснабжения. 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Организатору закупки Государственному автономному общеобразовательному  учреждению Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  в срок до 01 августа 2014 года устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в установлении в пункте 6.5  Положения  требования к репутации участника закупки, что создает необоснованное ограничение конкуренции, для чего:

1. Привести  Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» от 10 февраля 2014 года в соответствие с действующим законодательством с учетом выявленных нарушений.

2. Уведомить антимонопольный орган об исполнении настоящего предписания в течение трех рабочих дней со дня его исполнения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          <…>

Члены Комиссии                                                                                       <…>

                                                                                                                 <…>

stdClass Object ( [vid] => 14133 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 02-28/20-14 в отношении Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14133 [type] => solution [language] => ru [created] => 1405171836 [changed] => 1405171836 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1405171836 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №02-28/20-14 о нарушении процедуры проведения закупки

 

 30 июня 2014 года                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов в составе:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>;

 

в присутствии представителей:

организатора закупки: Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» (далее - ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский») -  <…>;

заявителя:  Общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ИНН 1215152125) <…>,<…>,<…>;

рассмотрев  жалобу ООО «Энергоресурс»  на действия организатора закупки ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» при проведении запроса котировок на право заключения договора на ремонт труб отопления и водоснабжения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступила жалоба (вх. №4994 от 19.06.2014г.)  ООО <…> (далее по тексту – Заявитель)  на действия организатора закупки - Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» при проведении запроса котировок №31401206050 на право заключить договор на ремонт труб отопления и водоснабжения. 

Заявитель в своей жалобе указал, что  котировочная комиссия отклонила заявку ООО <…> как несоответствующую требованиям,  установленным в извещении о проведении запроса котировок и подпункту «а» и «б» пункта 16.5.2 Положения о закупках, поскольку ООО <…>  для подтверждения опыта выполнения аналогичных работ представил копии договоров стоимостью менее 50%, тогда как заказчик требовал копии договоров стоимостью не менее 50 % от начальной максимальной цены договора, установленной в документации о закупке.  Вместе с тем, в Положении о закупках и в документации о проведении запроса котировок, в формулировке требования о наличии  за последние 2 года опыта выполнения не менее двух аналогичных работ, стоимостью не менее 50% начальной максимальной цены договора, не указано, что каждый из представленных договоров должен составлять такую стоимость.

Антимонопольный орган по правилам статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) рассматривает жалобы на действие (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии  или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Федеральный закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 

На заседании Комиссии представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе поддержал. Кроме того, указал, что установление в Положении о закупках требования о  наличии  за последние 2 года опыта выполнения не менее двух аналогичных работ, стоимостью не менее 50% начальной максимальной цены договора нарушает нормы пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части установления ограничения  по отношению к участникам закупки, что препятствует осуществлению конкуренции между ними.

Представители ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» в возражении на жалобу указали следующее. 

ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» действительно было инициировано проведение запроса котировок, предмет которого определен как ремонт труб отопления и водоотведения. Котировочной комиссией рассмотрены поступившие в этой связи заявки. В результате рассмотрения поступивших котировочных заявок выявлен победитель, которым оказалось ООО <…>. Котировочная заявка ООО «Энергоресурс» отклонена как не соответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, а также пп. а, б п. 16.5.2. Положения о закупках.

Участник запроса котировок ООО (Заявитель) <…> не предоставил копии договоров, подтверждающих наличие опыта выполнения аналогичных предмету закупки  работ, стоимость каждой из которых должна превышать половину начальной максимальной цены договора, установленной документации о закупке. Вместо этого были переданы копии договоров, подтверждающих наличие у участника запроса котировок опыта выполнения работ, совокупная цена которых составила сумму, превышающую половину начальной максимальной цены. Так, имеется договор от 22.06.2013, цена которого составляет 69 500, 0 рублей, договор от 23.07.2012, цена которого составляет 170 000, 0 рублей, договор от 30.09.2013, цена которого составляет 190 000, 0 рублей, договор от 01.11.2013, цена которого составляет 132 000, 0 рублей, договор от 15.09.2012, цена которого составляет 24 926, 0 рублей, договор от 01.04.2013, цена которого составляет 27 035, 0 рублей, договор от 20.08.2013, цена которого составляет 69 516, 49 рублей, договор от 30.07.2012, цена которого составляет 71 591, 0 рублей. Для сравнения ООО <…> предоставлен договор от 19.12.2012, ценой 1 150 000, 0 рублей, договор от 09.01.2014, ценой 585 300, 0 рублей, договор от 29.08.2013, ценой 4 500 000, 0 рублей.

Указанный факт послужил основанием для отклонения котировочной заявки ООО <…> в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок, а также пп. а, б п. 16.5.2. Положения о закупках. Предъявленные требования установлены согласно пп. 9, п. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и считаются законными.

Исследовав представленные доказательства сторон, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Заказчик создает свое Положение о закупке, который регламентирует его закупочную деятельность и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения,  порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки Положения не противоречащие Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также принятыми в соответствии  с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной  статьи правовым актам, регламентирующими правила закупки.

 Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

 

1)   информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)   целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Согласно части 5 статьи 3  Федерального закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам (ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).

Положение о закупках Утверждено Протоколом Наблюдательного совета  ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» от 10.02.2014 г. №10.

Настоящее Положение регулирует отношения по закупкам товаров, работ, услуг для нужд  ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», определяет порядок подготовки и проведения процедур закупок, в том числе содержание, последовательность, сроки исполнения процедур, условия их применения.

Как установлено в пункте 6.5 «Деловая репутация участника размещения заказа» Главы I Положения о закупке  при размещении заказа для нужд ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  в соответствии с порядком применения требований по правоспособности, квалификации и репутации участников размещения заказа, определенном в пункте 7 настоящего Положения, устанавливаются следующие обязательные требования к репутации участника размещения заказа:

а) наличие за последние два года опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не  менее пятидесяти процентов начальной цены контракта, установленной документацией о размещении заказа.   При этом, в документации о размещении заказа должно быть указано, какие товары, работы, услуги будут считаться аналогичными закупаемым товарам, работам, услугам. Заказчик при установлении указанного требования, вправе увеличить размер стоимости аналогичных поставок товаров, работ, услуг до ста процентов начальной цены контракта, установленной  документацией о размещении заказа;

б) регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем за один год до даты размещения извещения о закупке на официальном сайте.

В пункте 7.1 части 7  «Порядок применения требований по правоспособности, квалификации и репутации участников размещения заказа» Положения о закупках установлено, что  требования по правоспособности, квалификации и репутации участников размещения заказа устанавливаются в соответствии со спецификой закупаемых товаров, работ, услуг.

В  пункте 7.3 Положения о закупках установлено  применение требований по репутации участника размещения заказа, а именно,  требования пункта 6.5 настоящего Положения могут применяться в случае размещения заказов на выполнение научно-исследовательских работ и должны применяться в случае размещения заказов на следующие группы товаров, работ, услуг:

а) работы, связанные  с охраной и пожарной безопасностью;

б) работы по разработке специального информационного обеспечения и баз данных;

в) работы по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства, временных построек;

г) услуги по разработке проектной документации;

 

На основании Распоряжения от 29.05.2014 г. №18 «О выборе способа размещения заказа» принято решение осуществить закупку на выполнение работ по ремонту труб отопления способом запроса котировок  с начальной (максимальной ценой) ценой договора 993 053,00 рублей.

30.05.2014 г. в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок (код закупки 31401206050) на право заключить контракт на ремонт труб отопления и водоснабжения.

Дата и время окончания подачи заявок 05.06.2014 в 16:00.

Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок 06.06.2014 в 09:00 (МСК)       .

Место рассмотрения и оценки котировочных заявок: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей 44А, каб. 201.           

Форма котировочной заявки - в  письменной форме.

В  извещении о проведении запроса котировок и в пункте 9 Документации о закупке предусмотрено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать в том числе копии договоров, подтверждающих наличие за последние два года, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не  менее пятидесяти процентов начальной цены контракта, установленной документацией.

Пунктом 16.5.2 Документации о закупках предусмотрено, что участнику размещения заказа будет отказано в участии в проведении запроса котировок в случаях:

а) непредставления  оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено извещением о проведении запроса котировок либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание, которых размещается заказ;

б) несоответствия участника размещения заказа требованиям к участникам размещения заказа, установленным извещением о проведении запроса котировок;

в) несоответствия котировочной заявки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в таком извещении, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа (пункт 16.5.5 Документации о закупке).

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 06.06.2014 г.  котировочная заявка ООО <…> была отклонена как несоответствующая требованиям, установленным  извещением о проведении запроса котировок и подпункту «а» и «б» пункта 16.5.2 Положения о закупках, поскольку подрядчик представил копии договоров опыта выполнения аналогичных работ, стоимостью менее 50% от начальной максимальной цены, тогда как Заказчик требует копии договоров стоимостью не менее 50% от начальной максимальной цены договора, установленной документацией о закупке.   

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующему выводу.

Установление Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок и  в документации о закупке  такого требования к участникам как наличие за последний год, предшествующий размещению заказа, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора, а также регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем за один год до даты размещения извещения о закупке на официальном сайте, ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить работу, указанные требования также не являются измеряемыми; не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В части 17 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" прямо предусмотрено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции" (ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции").

При изложенных выше обстоятельствах Комиссия Марийского УФАС России признает доводы, изложенные в жалобе ООО <…> обоснованными в части неправомерного требования о наличии опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Положение о закупке не отвечает принципам равноправия,  справедливости,  отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки,  установленным в  пункте  2  части  1  статьи  3  Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия Заказчика согласно пункту 16.5.1 Положения о закупках рассматривает заявки на формальное соответствие требованиям документации, установленным Заказчиком, следовательно в действиях закупочной комиссии ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  по отклонению котировочной заявки ООО «Энергоресурс»  нарушений норм Закона о закупках не имеется.

В  связи с установлением в действиях ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках,  в целях недопущения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц,  Комиссия Марийского  УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»» предписания о внесения изменений в Положение о закупке.

Руководствуясь статьями 18.1,  23  Федерального закона от 26.07.2006  г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  статьями 1-4  Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров,  работ,  услуг отдельными видами юридических лиц»,  Приказом ФАС России от 18.01.2013  года № 17/13  «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие)  заказчика при закупке товаров,  работ,  услуг»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать жалобу ООО <…>  обоснованной.

2.                  Признать в действиях  Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров,  работ,  услуг отдельными видами юридических лиц». 

3.                  Выдать организатору закупки Государственному автономному общеобразовательного учреждению Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  предписание о внесении изменений в Положение о закупках.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 <…>

 

Члены Комиссии                                                                                         <…>

 

 

                                                                                                                         <…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №02-28/20-14 о нарушении процедуры проведения закупки

 

30 июня 2014 года                                                                           г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов в составе:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>,

на основании своего решения №02-28/20-14, принятого по результатам рассмотрения  жалобы ООО <…> на действия Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» при проведении закупки путем запроса котировок №31401206050 на право заключить договор на ремонт труб отопления и водоснабжения. 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Организатору закупки Государственному автономному общеобразовательному  учреждению Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  в срок до 01 августа 2014 года устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в установлении в пункте 6.5  Положения  требования к репутации участника закупки, что создает необоснованное ограничение конкуренции, для чего:

1. Привести  Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» от 10 февраля 2014 года в соответствие с действующим законодательством с учетом выявленных нарушений.

2. Уведомить антимонопольный орган об исполнении настоящего предписания в течение трех рабочих дней со дня его исполнения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          <…>

Члены Комиссии                                                                                       <…>

                                                                                                                 <…>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №02-28/20-14 о нарушении процедуры проведения закупки

 

 30 июня 2014 года                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов в составе:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>;

 

в присутствии представителей:

организатора закупки: Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» (далее - ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский») -  <…>;

заявителя:  Общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ИНН 1215152125) <…>,<…>,<…>;

рассмотрев  жалобу ООО «Энергоресурс»  на действия организатора закупки ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» при проведении запроса котировок на право заключения договора на ремонт труб отопления и водоснабжения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступила жалоба (вх. №4994 от 19.06.2014г.)  ООО <…> (далее по тексту – Заявитель)  на действия организатора закупки - Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» при проведении запроса котировок №31401206050 на право заключить договор на ремонт труб отопления и водоснабжения. 

Заявитель в своей жалобе указал, что  котировочная комиссия отклонила заявку ООО <…> как несоответствующую требованиям,  установленным в извещении о проведении запроса котировок и подпункту «а» и «б» пункта 16.5.2 Положения о закупках, поскольку ООО <…>  для подтверждения опыта выполнения аналогичных работ представил копии договоров стоимостью менее 50%, тогда как заказчик требовал копии договоров стоимостью не менее 50 % от начальной максимальной цены договора, установленной в документации о закупке.  Вместе с тем, в Положении о закупках и в документации о проведении запроса котировок, в формулировке требования о наличии  за последние 2 года опыта выполнения не менее двух аналогичных работ, стоимостью не менее 50% начальной максимальной цены договора, не указано, что каждый из представленных договоров должен составлять такую стоимость.

Антимонопольный орган по правилам статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) рассматривает жалобы на действие (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии  или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Федеральный закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 

На заседании Комиссии представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе поддержал. Кроме того, указал, что установление в Положении о закупках требования о  наличии  за последние 2 года опыта выполнения не менее двух аналогичных работ, стоимостью не менее 50% начальной максимальной цены договора нарушает нормы пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части установления ограничения  по отношению к участникам закупки, что препятствует осуществлению конкуренции между ними.

Представители ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» в возражении на жалобу указали следующее. 

ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» действительно было инициировано проведение запроса котировок, предмет которого определен как ремонт труб отопления и водоотведения. Котировочной комиссией рассмотрены поступившие в этой связи заявки. В результате рассмотрения поступивших котировочных заявок выявлен победитель, которым оказалось ООО <…>. Котировочная заявка ООО «Энергоресурс» отклонена как не соответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, а также пп. а, б п. 16.5.2. Положения о закупках.

Участник запроса котировок ООО (Заявитель) <…> не предоставил копии договоров, подтверждающих наличие опыта выполнения аналогичных предмету закупки  работ, стоимость каждой из которых должна превышать половину начальной максимальной цены договора, установленной документации о закупке. Вместо этого были переданы копии договоров, подтверждающих наличие у участника запроса котировок опыта выполнения работ, совокупная цена которых составила сумму, превышающую половину начальной максимальной цены. Так, имеется договор от 22.06.2013, цена которого составляет 69 500, 0 рублей, договор от 23.07.2012, цена которого составляет 170 000, 0 рублей, договор от 30.09.2013, цена которого составляет 190 000, 0 рублей, договор от 01.11.2013, цена которого составляет 132 000, 0 рублей, договор от 15.09.2012, цена которого составляет 24 926, 0 рублей, договор от 01.04.2013, цена которого составляет 27 035, 0 рублей, договор от 20.08.2013, цена которого составляет 69 516, 49 рублей, договор от 30.07.2012, цена которого составляет 71 591, 0 рублей. Для сравнения ООО <…> предоставлен договор от 19.12.2012, ценой 1 150 000, 0 рублей, договор от 09.01.2014, ценой 585 300, 0 рублей, договор от 29.08.2013, ценой 4 500 000, 0 рублей.

Указанный факт послужил основанием для отклонения котировочной заявки ООО <…> в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок, а также пп. а, б п. 16.5.2. Положения о закупках. Предъявленные требования установлены согласно пп. 9, п. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и считаются законными.

Исследовав представленные доказательства сторон, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Заказчик создает свое Положение о закупке, который регламентирует его закупочную деятельность и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения,  порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки Положения не противоречащие Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также принятыми в соответствии  с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной  статьи правовым актам, регламентирующими правила закупки.

 Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

 

1)   информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)   целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Согласно части 5 статьи 3  Федерального закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам (ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).

Положение о закупках Утверждено Протоколом Наблюдательного совета  ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» от 10.02.2014 г. №10.

Настоящее Положение регулирует отношения по закупкам товаров, работ, услуг для нужд  ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», определяет порядок подготовки и проведения процедур закупок, в том числе содержание, последовательность, сроки исполнения процедур, условия их применения.

Как установлено в пункте 6.5 «Деловая репутация участника размещения заказа» Главы I Положения о закупке  при размещении заказа для нужд ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  в соответствии с порядком применения требований по правоспособности, квалификации и репутации участников размещения заказа, определенном в пункте 7 настоящего Положения, устанавливаются следующие обязательные требования к репутации участника размещения заказа:

а) наличие за последние два года опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не  менее пятидесяти процентов начальной цены контракта, установленной документацией о размещении заказа.   При этом, в документации о размещении заказа должно быть указано, какие товары, работы, услуги будут считаться аналогичными закупаемым товарам, работам, услугам. Заказчик при установлении указанного требования, вправе увеличить размер стоимости аналогичных поставок товаров, работ, услуг до ста процентов начальной цены контракта, установленной  документацией о размещении заказа;

б) регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем за один год до даты размещения извещения о закупке на официальном сайте.

В пункте 7.1 части 7  «Порядок применения требований по правоспособности, квалификации и репутации участников размещения заказа» Положения о закупках установлено, что  требования по правоспособности, квалификации и репутации участников размещения заказа устанавливаются в соответствии со спецификой закупаемых товаров, работ, услуг.

В  пункте 7.3 Положения о закупках установлено  применение требований по репутации участника размещения заказа, а именно,  требования пункта 6.5 настоящего Положения могут применяться в случае размещения заказов на выполнение научно-исследовательских работ и должны применяться в случае размещения заказов на следующие группы товаров, работ, услуг:

а) работы, связанные  с охраной и пожарной безопасностью;

б) работы по разработке специального информационного обеспечения и баз данных;

в) работы по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства, временных построек;

г) услуги по разработке проектной документации;

 

На основании Распоряжения от 29.05.2014 г. №18 «О выборе способа размещения заказа» принято решение осуществить закупку на выполнение работ по ремонту труб отопления способом запроса котировок  с начальной (максимальной ценой) ценой договора 993 053,00 рублей.

30.05.2014 г. в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок (код закупки 31401206050) на право заключить контракт на ремонт труб отопления и водоснабжения.

Дата и время окончания подачи заявок 05.06.2014 в 16:00.

Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок 06.06.2014 в 09:00 (МСК)       .

Место рассмотрения и оценки котировочных заявок: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей 44А, каб. 201.           

Форма котировочной заявки - в  письменной форме.

В  извещении о проведении запроса котировок и в пункте 9 Документации о закупке предусмотрено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать в том числе копии договоров, подтверждающих наличие за последние два года, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не  менее пятидесяти процентов начальной цены контракта, установленной документацией.

Пунктом 16.5.2 Документации о закупках предусмотрено, что участнику размещения заказа будет отказано в участии в проведении запроса котировок в случаях:

а) непредставления  оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено извещением о проведении запроса котировок либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание, которых размещается заказ;

б) несоответствия участника размещения заказа требованиям к участникам размещения заказа, установленным извещением о проведении запроса котировок;

в) несоответствия котировочной заявки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в таком извещении, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа (пункт 16.5.5 Документации о закупке).

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 06.06.2014 г.  котировочная заявка ООО <…> была отклонена как несоответствующая требованиям, установленным  извещением о проведении запроса котировок и подпункту «а» и «б» пункта 16.5.2 Положения о закупках, поскольку подрядчик представил копии договоров опыта выполнения аналогичных работ, стоимостью менее 50% от начальной максимальной цены, тогда как Заказчик требует копии договоров стоимостью не менее 50% от начальной максимальной цены договора, установленной документацией о закупке.   

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующему выводу.

Установление Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок и  в документации о закупке  такого требования к участникам как наличие за последний год, предшествующий размещению заказа, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора, а также регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем за один год до даты размещения извещения о закупке на официальном сайте, ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить работу, указанные требования также не являются измеряемыми; не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В части 17 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" прямо предусмотрено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции" (ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции").

При изложенных выше обстоятельствах Комиссия Марийского УФАС России признает доводы, изложенные в жалобе ООО <…> обоснованными в части неправомерного требования о наличии опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Положение о закупке не отвечает принципам равноправия,  справедливости,  отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки,  установленным в  пункте  2  части  1  статьи  3  Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия Заказчика согласно пункту 16.5.1 Положения о закупках рассматривает заявки на формальное соответствие требованиям документации, установленным Заказчиком, следовательно в действиях закупочной комиссии ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  по отклонению котировочной заявки ООО «Энергоресурс»  нарушений норм Закона о закупках не имеется.

В  связи с установлением в действиях ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках,  в целях недопущения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц,  Комиссия Марийского  УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»» предписания о внесения изменений в Положение о закупке.

Руководствуясь статьями 18.1,  23  Федерального закона от 26.07.2006  г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  статьями 1-4  Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров,  работ,  услуг отдельными видами юридических лиц»,  Приказом ФАС России от 18.01.2013  года № 17/13  «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие)  заказчика при закупке товаров,  работ,  услуг»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать жалобу ООО <…>  обоснованной.

2.                  Признать в действиях  Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров,  работ,  услуг отдельными видами юридических лиц». 

3.                  Выдать организатору закупки Государственному автономному общеобразовательного учреждению Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  предписание о внесении изменений в Положение о закупках.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 <…>

 

Члены Комиссии                                                                                         <…>

 

 

                                                                                                                         <…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №02-28/20-14 о нарушении процедуры проведения закупки

 

30 июня 2014 года                                                                           г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов в составе:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>,

на основании своего решения №02-28/20-14, принятого по результатам рассмотрения  жалобы ООО <…> на действия Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» при проведении закупки путем запроса котировок №31401206050 на право заключить договор на ремонт труб отопления и водоснабжения. 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Организатору закупки Государственному автономному общеобразовательному  учреждению Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»  в срок до 01 августа 2014 года устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в установлении в пункте 6.5  Положения  требования к репутации участника закупки, что создает необоснованное ограничение конкуренции, для чего:

1. Привести  Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» от 10 февраля 2014 года в соответствие с действующим законодательством с учетом выявленных нарушений.

2. Уведомить антимонопольный орган об исполнении настоящего предписания в течение трех рабочих дней со дня его исполнения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          <…>

Члены Комиссии                                                                                       <…>

                                                                                                                 <…>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-28/20-14 [format] => [safe_value] => 02-28/20-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-07 13:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-07 13:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1405171836 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )