• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 03-28/21-2013

Номер дела: 03-28/21-2013
Дата публикации: 20 июня 2014, 08:30

Резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 18 июня 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/21-2013, возбужденное в отношении ОАО «Стройкерамика» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с взиманием платы за оказание услуг по опломбировке приборов учета горячего водоснабжения, в присутствии представителя общества, действующего на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

Ответчик - Открытое акционерное общество «Стройкерамика» (далее — ОАО «Стройкерамика») .

Заинтересованное лицо — ООО «Домоуправление-18»

Марийским УФАС России в рамках контрольных мероприятий по соблюдению ресурсоснабжающими организациями Республики Марий Эл Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ОАО «Стройкерамика» был направлен запрос от 21.10.2013 исх. № 03-34/5345 относительно стоимости услуг по опломбировке приборов учета горячего водоснабжения.

Из представленного ОАО «Стройкерамика» письма от 30.10.2013 исх. № 1032 следует, что обществом рассматриваемая услуга в 2012 году оказывалась на платной основе в связи с чем Марийским УФАС России в действиях ОАО «Стройкерамика» выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

Приказом № 114 от 20.08.2010 ОАО «Стройкерамика» установлена плата за опломбирование приборов учета горячей воды, согласно которому стоимость опломбировки прибора учета составляла 200 рублей.

Также представлена калькуляция на услуги по изготовлению технической документации и опломбированию счетчиков учета горячего водопотребления, утвержденная генеральным директором общества, акты допуска в эксплуатацию узла учета горячего водоснабжения (ГВС) потребителя, отражающие опломбирование приборов учета и перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбировке приборов учета, которые подтверждают факт взимания ОАО «Стройкерамика» сумм по опломбировке приборов учета.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам —потребителям об оплате услуг водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия общества навязывают физическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета воды.

Также ООО «Домоуправление-18» письмом от 30.05.2014 исх. № 119 представлен перечень граждан, которым установлены приборы учета горячего водоснабжения в жилых домах обеспечение горячим водоснабжением которых осуществляет ОАО «Стройкерамика».

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В рамках рассмотрения дела ОАО «Стройкерамика» представлены договоры о снабжении горячей водой, заключенных обществом с гражданами, что подтверждает факт осуществления ОАО «Стройкерамика» деятельности по оказанию услуг горячего водоснабжения. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Правила № 307) и Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила № 354) предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления.

При этом Правила № 307 и Правила № 354 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную горячую воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

В рамках рассмотрения дела ОАО «Стройкерамика» представило письменные пояснения в которых указывает, что Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вступившим в законную силу лишь с 01.01.2013 приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонентами, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В связи с чем в 2013 году ОАО «Стройкерамика» плату за опломбирование приборов учета не взимает.

Вместе с тем действия ОАО «Стройкерамика» по взиманию с потребителей – физических лиц в 2012 году платы за опломбировку приборов учета горячей воды ущемили права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку поставили перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307 и Правилами № 354, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ОАО «Стройкерамика» в 2012 году незаконно получило за опломбировку приборов учета потребляемой горячей воды с 20 граждан-потребителей 4 000 рублей, в связи с чем данная сумма подлежит перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

  1. На момент рассмотрения дела рассматриваемый Комиссией Марийского УФАС России приказ ОАО «Стройкерамика» от 20.08.2010 № 114 и калькуляция об утверждении платы за оказание услуг по опломбированию приборов учета горячего водоснабжения действуют, в связи с чем Комиссия Марийского УФАС России принимает решение выдать обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

    1. На основании имеющихся в материалах дела доказательств и объяснений ОАО «Стройкерамика» Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что ОАО «Стройкерамика» не только не проявило должной осмотрительности, но и занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг горячего водоснабжения в границах расположения сетей водоснабжения ОАО «Стройкерамика» на территории ГО «Город Йошкар-Ола», допустило злоупотребление своим положением, взимая плату за опломбирование приборов учета горячего водоснабжения в 2012 году, которые не предусмотрены положениями Правил № 307 и Правил № 354, результатом которого стало ущемление прав и интересов определенного количества физических лиц.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ОАО «Стройкерамика» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за оказание услуг по опломбировке приборов учета горячего водоснабжения.

  2. Выдать ОАО «Стройкерамика» обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

  3. Выдать ОАО «Стройкерамика» обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Предписание № 03-28/21-2013

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

18 июня 2014 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Фадеевой М.В., членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.06.2014 по делу № 03-28/21-2013 о нарушении ОАО «Стройкерамика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

предписывает:

 

  1. ОАО «Стройкерамика» в десятидневнй срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем отмены приказа ОАО «Стройкерамика» № 114 от 20.08.2010 и калькуляции затрат, устанавливающих стоимость услуг по изготовлению технической документации и опломбированию счетчиков горячего водоснабжения.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии 

 

Предписание № 03-28/21-2013

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

18 июня 2014 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.06.2014 по делу № 03-28/21-2013 о нарушении ОАО «Стройкерамика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

предписывает:

  1. ОАО «Стройкерамика» перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России до 21 июля 2014.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России (ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000)

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, БИК банка 048860001

счет получателя: 40101810100000010001,

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

Председатель Комиссии

Члены Комиссии 

stdClass Object ( [vid] => 14061 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 03-28/21-2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14061 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404966872 [changed] => 1404967733 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404967733 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 18 июня 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/21-2013, возбужденное в отношении ОАО «Стройкерамика» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с взиманием платы за оказание услуг по опломбировке приборов учета горячего водоснабжения, в присутствии представителя общества, действующего на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

Ответчик - Открытое акционерное общество «Стройкерамика» (далее — ОАО «Стройкерамика») .

Заинтересованное лицо — ООО «Домоуправление-18»

Марийским УФАС России в рамках контрольных мероприятий по соблюдению ресурсоснабжающими организациями Республики Марий Эл Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ОАО «Стройкерамика» был направлен запрос от 21.10.2013 исх. № 03-34/5345 относительно стоимости услуг по опломбировке приборов учета горячего водоснабжения.

Из представленного ОАО «Стройкерамика» письма от 30.10.2013 исх. № 1032 следует, что обществом рассматриваемая услуга в 2012 году оказывалась на платной основе в связи с чем Марийским УФАС России в действиях ОАО «Стройкерамика» выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

Приказом № 114 от 20.08.2010 ОАО «Стройкерамика» установлена плата за опломбирование приборов учета горячей воды, согласно которому стоимость опломбировки прибора учета составляла 200 рублей.

Также представлена калькуляция на услуги по изготовлению технической документации и опломбированию счетчиков учета горячего водопотребления, утвержденная генеральным директором общества, акты допуска в эксплуатацию узла учета горячего водоснабжения (ГВС) потребителя, отражающие опломбирование приборов учета и перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбировке приборов учета, которые подтверждают факт взимания ОАО «Стройкерамика» сумм по опломбировке приборов учета.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам —потребителям об оплате услуг водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия общества навязывают физическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета воды.

Также ООО «Домоуправление-18» письмом от 30.05.2014 исх. № 119 представлен перечень граждан, которым установлены приборы учета горячего водоснабжения в жилых домах обеспечение горячим водоснабжением которых осуществляет ОАО «Стройкерамика».

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В рамках рассмотрения дела ОАО «Стройкерамика» представлены договоры о снабжении горячей водой, заключенных обществом с гражданами, что подтверждает факт осуществления ОАО «Стройкерамика» деятельности по оказанию услуг горячего водоснабжения. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Правила № 307) и Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила № 354) предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления.

При этом Правила № 307 и Правила № 354 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную горячую воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

В рамках рассмотрения дела ОАО «Стройкерамика» представило письменные пояснения в которых указывает, что Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вступившим в законную силу лишь с 01.01.2013 приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонентами, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В связи с чем в 2013 году ОАО «Стройкерамика» плату за опломбирование приборов учета не взимает.

Вместе с тем действия ОАО «Стройкерамика» по взиманию с потребителей – физических лиц в 2012 году платы за опломбировку приборов учета горячей воды ущемили права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку поставили перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307 и Правилами № 354, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ОАО «Стройкерамика» в 2012 году незаконно получило за опломбировку приборов учета потребляемой горячей воды с 20 граждан-потребителей 4 000 рублей, в связи с чем данная сумма подлежит перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

  1. На момент рассмотрения дела рассматриваемый Комиссией Марийского УФАС России приказ ОАО «Стройкерамика» от 20.08.2010 № 114 и калькуляция об утверждении платы за оказание услуг по опломбированию приборов учета горячего водоснабжения действуют, в связи с чем Комиссия Марийского УФАС России принимает решение выдать обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

    1. На основании имеющихся в материалах дела доказательств и объяснений ОАО «Стройкерамика» Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что ОАО «Стройкерамика» не только не проявило должной осмотрительности, но и занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг горячего водоснабжения в границах расположения сетей водоснабжения ОАО «Стройкерамика» на территории ГО «Город Йошкар-Ола», допустило злоупотребление своим положением, взимая плату за опломбирование приборов учета горячего водоснабжения в 2012 году, которые не предусмотрены положениями Правил № 307 и Правил № 354, результатом которого стало ущемление прав и интересов определенного количества физических лиц.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ОАО «Стройкерамика» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за оказание услуг по опломбировке приборов учета горячего водоснабжения.

  2. Выдать ОАО «Стройкерамика» обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

  3. Выдать ОАО «Стройкерамика» обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Предписание № 03-28/21-2013

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

18 июня 2014 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Фадеевой М.В., членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.06.2014 по делу № 03-28/21-2013 о нарушении ОАО «Стройкерамика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

предписывает:

 

  1. ОАО «Стройкерамика» в десятидневнй срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем отмены приказа ОАО «Стройкерамика» № 114 от 20.08.2010 и калькуляции затрат, устанавливающих стоимость услуг по изготовлению технической документации и опломбированию счетчиков горячего водоснабжения.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии 

 

Предписание № 03-28/21-2013

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

18 июня 2014 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.06.2014 по делу № 03-28/21-2013 о нарушении ОАО «Стройкерамика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

предписывает:

  1. ОАО «Стройкерамика» перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России до 21 июля 2014.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России (ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000)

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, БИК банка 048860001

счет получателя: 40101810100000010001,

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

Председатель Комиссии

Члены Комиссии 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 18 июня 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/21-2013, возбужденное в отношении ОАО «Стройкерамика» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с взиманием платы за оказание услуг по опломбировке приборов учета горячего водоснабжения, в присутствии представителя общества, действующего на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

Ответчик - Открытое акционерное общество «Стройкерамика» (далее — ОАО «Стройкерамика») .

Заинтересованное лицо — ООО «Домоуправление-18»

Марийским УФАС России в рамках контрольных мероприятий по соблюдению ресурсоснабжающими организациями Республики Марий Эл Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ОАО «Стройкерамика» был направлен запрос от 21.10.2013 исх. № 03-34/5345 относительно стоимости услуг по опломбировке приборов учета горячего водоснабжения.

Из представленного ОАО «Стройкерамика» письма от 30.10.2013 исх. № 1032 следует, что обществом рассматриваемая услуга в 2012 году оказывалась на платной основе в связи с чем Марийским УФАС России в действиях ОАО «Стройкерамика» выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

Приказом № 114 от 20.08.2010 ОАО «Стройкерамика» установлена плата за опломбирование приборов учета горячей воды, согласно которому стоимость опломбировки прибора учета составляла 200 рублей.

Также представлена калькуляция на услуги по изготовлению технической документации и опломбированию счетчиков учета горячего водопотребления, утвержденная генеральным директором общества, акты допуска в эксплуатацию узла учета горячего водоснабжения (ГВС) потребителя, отражающие опломбирование приборов учета и перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбировке приборов учета, которые подтверждают факт взимания ОАО «Стройкерамика» сумм по опломбировке приборов учета.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам —потребителям об оплате услуг водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия общества навязывают физическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета воды.

Также ООО «Домоуправление-18» письмом от 30.05.2014 исх. № 119 представлен перечень граждан, которым установлены приборы учета горячего водоснабжения в жилых домах обеспечение горячим водоснабжением которых осуществляет ОАО «Стройкерамика».

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В рамках рассмотрения дела ОАО «Стройкерамика» представлены договоры о снабжении горячей водой, заключенных обществом с гражданами, что подтверждает факт осуществления ОАО «Стройкерамика» деятельности по оказанию услуг горячего водоснабжения. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Правила № 307) и Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила № 354) предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления.

При этом Правила № 307 и Правила № 354 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную горячую воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

В рамках рассмотрения дела ОАО «Стройкерамика» представило письменные пояснения в которых указывает, что Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вступившим в законную силу лишь с 01.01.2013 приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонентами, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В связи с чем в 2013 году ОАО «Стройкерамика» плату за опломбирование приборов учета не взимает.

Вместе с тем действия ОАО «Стройкерамика» по взиманию с потребителей – физических лиц в 2012 году платы за опломбировку приборов учета горячей воды ущемили права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку поставили перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307 и Правилами № 354, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ОАО «Стройкерамика» в 2012 году незаконно получило за опломбировку приборов учета потребляемой горячей воды с 20 граждан-потребителей 4 000 рублей, в связи с чем данная сумма подлежит перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

  1. На момент рассмотрения дела рассматриваемый Комиссией Марийского УФАС России приказ ОАО «Стройкерамика» от 20.08.2010 № 114 и калькуляция об утверждении платы за оказание услуг по опломбированию приборов учета горячего водоснабжения действуют, в связи с чем Комиссия Марийского УФАС России принимает решение выдать обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

    1. На основании имеющихся в материалах дела доказательств и объяснений ОАО «Стройкерамика» Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что ОАО «Стройкерамика» не только не проявило должной осмотрительности, но и занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг горячего водоснабжения в границах расположения сетей водоснабжения ОАО «Стройкерамика» на территории ГО «Город Йошкар-Ола», допустило злоупотребление своим положением, взимая плату за опломбирование приборов учета горячего водоснабжения в 2012 году, которые не предусмотрены положениями Правил № 307 и Правил № 354, результатом которого стало ущемление прав и интересов определенного количества физических лиц.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ОАО «Стройкерамика» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за оказание услуг по опломбировке приборов учета горячего водоснабжения.

  2. Выдать ОАО «Стройкерамика» обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

  3. Выдать ОАО «Стройкерамика» обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Предписание № 03-28/21-2013

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

18 июня 2014 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Фадеевой М.В., членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.06.2014 по делу № 03-28/21-2013 о нарушении ОАО «Стройкерамика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

предписывает:

 

  1. ОАО «Стройкерамика» в десятидневнй срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем отмены приказа ОАО «Стройкерамика» № 114 от 20.08.2010 и калькуляции затрат, устанавливающих стоимость услуг по изготовлению технической документации и опломбированию счетчиков горячего водоснабжения.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии 

 

Предписание № 03-28/21-2013

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

18 июня 2014 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.06.2014 по делу № 03-28/21-2013 о нарушении ОАО «Стройкерамика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

предписывает:

  1. ОАО «Стройкерамика» перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России до 21 июля 2014.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России (ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000)

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, БИК банка 048860001

счет получателя: 40101810100000010001,

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

Председатель Комиссии

Члены Комиссии 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-28/21-2013 [format] => [safe_value] => 03-28/21-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 43 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 43 [vid] => 6 [name] => Контроль хозяйствующих субъектов [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-20 04:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-18 10:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404966872 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )