РЕШЕНИЕ о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 03-28/23-2013

Номер дела: 03-28/23-2013
Дата публикации: 29 января 2014, 16:00

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 29 января 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/23-2013, возбужденное в отношении МУП «Сернурводоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с взиманием платы по выдаче технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и взимания платы за опломбировку приборов учета холодного водоснабжения,

в присутствии

УСТАНОВИЛА:

 

Ответчик по делу: Муниципальное унитарное предприятие «Сернурводоканал» (далее – МУП «Сернурводоканал», ответчик).

МУП «Сернурводоканал» является юридическим лицом, коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является распределение воды (ОКВЭД 41.00.2).

Согласно уставу МУП «Сернурводоканал» целью деятельности предприятия является эксплуатация и ремонт объектов теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, инженерных коммуникаций, выпуска промышленной продукции коммунального назначения; водоснабжение населения, промышленных предприятий и предприятий социальной сферы, других потребителей; водоотведение; эксплуатация котельных на твердом и газообразном топливе.

Марийским УФАС России в рамках исполнения поручения Президента РФ В.В. Путина от 31.05.2013 г. № Пр-1479 была проведена проверка МУП «Сернурводоканал».

В рамках контрольных мероприятий в отношении указанного лица, Марийским УФАС России выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

1. Приказом № 1.10 от 10.01.2012 МУП «Сернурводоканал» установлена плата за пломбирование счетчиков и оформление документов, согласно которому пломбирование 1 счетчика составляло 50 рублей, 2 счетчиков — 55 рублей, для организаций — 100 рублей.

09.01.2013 г. МУП «Сернурводоканал» был издан приказ № 1.13 «Об опломбировке водяных счетчиков», согласно которому приказано взимать плату за оформление документов и пломбирование счетчиков. Стоимость указанных работ составила: 1 счетчик — 55 рублей, 2 счетчика — 60 рублей, для организаций 110 рублей.

Также представлены акты выполненных работ по пломбированию счетчиков, приходные кассовые ордеры за пломбирование счетчиков и счета на пломбирование счетчиков за 2012-2013 года, которые подтверждают факт взимания установленных приказами МУП «Сернурводоканал» сумм по опломбировке приборов учета как с физических, так и с юридических лиц.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам — потребителям об оплате услуг водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия предприятия навязывают физическим и юридическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета воды.

  1. МУП «Сернурводоканал» приказом № 1.11 от 10.01.2012 «О разработке технических условий» установлена плата за разработку технических условий по водоснабжению и водоотведению для населения 280 рублей, для предприятий — 580 рублей.

    09.01.2013 г. был издан приказ № 1.5 «О разработке технических условий», согласно которому приказано взимать плату за разработку технических условий по водоснабжению и водоотведению с физических и юридических лиц. Для населения плата составила 300 рублей, для предприятий — 500 рублей.

МУП «Сернурводоканал» представлены заявления граждан и юридических лиц за 2012-2013 на выдачу технических условий по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — ТУ), копии выданных ТУ, акты выполненных работ по разработке ТУ, приходные кассовые ордера за разработку ТУ, которыми подтверждается, что ТУ физическим и юридическим лицам выдавались на возмездной основе.

Однако пунктом 9 Правил определения и предоставления ТУ, утвержденного постановлением ПравительстваРФ № 83 от 13.02.2006 г., определено, что выдача ТУ или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Вместе с тем, приказом № 26 от 06.06.2013 приказ № 1.5 и приказ № 1.13 отменены и с указанной даты МУП «Сернурводоканал» опломбировка приборов учета и разработка технических условий осуществляется на безвозмездной основе.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В связи с тем, что МУП «Сернурводоканал» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению (распределение воды), то данное предприятие занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами № 307 предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления (пункты 7, 16, 19, 21, 23).

При этом Правила № 307 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

Действия МУП «Сернурводоканал» по взиманию с потребителей – физических и юридических лиц платы за опломбировку приборов учета холодной воды ущемляют права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что МУП «Сернурводоканал» в 2012 году незаконно получило за опломбировку приборов учета потребляемой холодной воды с физических лиц 24 860 рублей и 1 800 рублей с юридических лиц, в 2013 году — 8 650 рублей и 550 рублей соответственно, в связи с чем сумма в размере 35 860 рублей подлежит перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

  1. Согласование подключения к сетям инженерно-технического обеспечения также не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и выдаче технических условий на присоединение к водопроводным/канализационным сетям, обеспечивающим возможность приобретения соответствующих коммунальных услуг по поставке и передаче холодной воды и отводу сточных вод по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Данная услуга также как и пломбирование приборов учета является составной частью услуг по водоснабжению и водоотведению, на рынке которых МУП «Сернурводоканал» занимает доминирующее положение.

    В соответствии с ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила).

Названные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (п. 1).

В соответствии с п. 2 Правил подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

Предоставление технических условий и последующее подключение потребителя является технологическим процессом и не может иметь своей целью извлечение экономической выгоды энергоснабжающей организации вследствие взимания платы за подключение.

На основании п. 6 Правил в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта капитального строительства, для получения технических условий.

В соответствии с пунктом 9 Правил, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Пунктом 11 Правил, для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в том числе водопроводным сетям) осуществляется на основании публичного договора о подключении.

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, выдает технические условия на подключение с указанием критериев определения возможности подключения, в рассматриваемом случае водопровода, с указанием координат точки подключения - к водопроводному колодцу (ВК) на определенном водопроводе, проходящему по определенной улице в определенном районе населенного пункта, с указанием размера (диаметра) водопровода, материала труб и гарантируемого напора в точке подключения, наличии либо отсутствии водоотведения, исходя из технической возможности организации. Данные условия выдаются с тем, чтобы заказчик, зная технические требования для возможного подключения к водопроводу на условиях, предусмотренных ТУ, произвел строительство и монтаж водопроводных сетей на своей границе балансовой принадлежности с таким расчетом, чтобы у него, с учетом длины, диаметра труб, их качества, имелась техническая возможность санкционированной врезки в сети инженерно-технического обеспечения питьевой водой в целях дальнейшего обеспечения гарантированного водоснабжения и надлежащего получения услуг водоснабжения.

Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Действующим законодательством Российской Федерации взимание платы за выдачу технических условий не предусмотрено, не зависимо от того кем выдается технические условие.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что МУП «Сернурводоканал» в 2012-2013 годах выдало ТУ на платной основе 23 гражданам, проживающим в Сернурском муниципальном районе и 4 юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Сернурского муниципального района.

  1. Вместе с тем, МУП «Сернурводоканал» прекратило взимать плату за опломбировку приборов учета и разработку технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в 2013 году, издав приказ № 26 от 06.06.2013 г., в связи с чем МУП «Сернурводоканал» самостоятельно прекратило нарушение антимонопольного законодательства и у Комиссии Марийского УФАС России отсутствуют основания выдать предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

    1. Таким образом, МУП «Сернурводоканал» незаконно в 2012-2013 годах получило сумму в размере 9 420 рублей, в связи с чем данная сумма подлежит также перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

На основании имеющихся в материалах дела доказательств и объяснений МУП «Сернурводоканал» Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что МУП «Сернурводоканал» не только не проявило должной осмотрительности, но и занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования «Сернурский район», допустило злоупотребление своим положением, взимая плату за опломбирование приборов учета и за разработку технических условий по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, результатом которого стало ущемление прав и интересов некоторого количества физических и юридических лиц.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях МУП «Сернурводоканал» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения и взимания платы за разработку технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

2. Выдать МУП «Сернурводоканал» обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 45 280 рублей.

3.Передать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Предписание № 03-28/23-2013

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

29 января 2014 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 29.01.2014 по делу № 03-28/23-2013 о нарушении МУП «Сернурводоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

предписывает:

  1. МУП «Сернурводоканал» перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 45 280 (сорок пять тысяч двести восемьдесят) рублей.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России до 28 февраля 2014 г.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России (ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000)

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, БИК банка 048860001

счет получателя: 40101810100000010001,

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

Председатель Комиссии

Члены Комиссии 

stdClass Object ( [vid] => 14059 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 03-28/23-2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14059 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404966633 [changed] => 1404966633 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404966633 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 29 января 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/23-2013, возбужденное в отношении МУП «Сернурводоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с взиманием платы по выдаче технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и взимания платы за опломбировку приборов учета холодного водоснабжения,

в присутствии

УСТАНОВИЛА:

 

Ответчик по делу: Муниципальное унитарное предприятие «Сернурводоканал» (далее – МУП «Сернурводоканал», ответчик).

МУП «Сернурводоканал» является юридическим лицом, коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является распределение воды (ОКВЭД 41.00.2).

Согласно уставу МУП «Сернурводоканал» целью деятельности предприятия является эксплуатация и ремонт объектов теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, инженерных коммуникаций, выпуска промышленной продукции коммунального назначения; водоснабжение населения, промышленных предприятий и предприятий социальной сферы, других потребителей; водоотведение; эксплуатация котельных на твердом и газообразном топливе.

Марийским УФАС России в рамках исполнения поручения Президента РФ В.В. Путина от 31.05.2013 г. № Пр-1479 была проведена проверка МУП «Сернурводоканал».

В рамках контрольных мероприятий в отношении указанного лица, Марийским УФАС России выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

1. Приказом № 1.10 от 10.01.2012 МУП «Сернурводоканал» установлена плата за пломбирование счетчиков и оформление документов, согласно которому пломбирование 1 счетчика составляло 50 рублей, 2 счетчиков — 55 рублей, для организаций — 100 рублей.

09.01.2013 г. МУП «Сернурводоканал» был издан приказ № 1.13 «Об опломбировке водяных счетчиков», согласно которому приказано взимать плату за оформление документов и пломбирование счетчиков. Стоимость указанных работ составила: 1 счетчик — 55 рублей, 2 счетчика — 60 рублей, для организаций 110 рублей.

Также представлены акты выполненных работ по пломбированию счетчиков, приходные кассовые ордеры за пломбирование счетчиков и счета на пломбирование счетчиков за 2012-2013 года, которые подтверждают факт взимания установленных приказами МУП «Сернурводоканал» сумм по опломбировке приборов учета как с физических, так и с юридических лиц.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам — потребителям об оплате услуг водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия предприятия навязывают физическим и юридическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета воды.

  1. МУП «Сернурводоканал» приказом № 1.11 от 10.01.2012 «О разработке технических условий» установлена плата за разработку технических условий по водоснабжению и водоотведению для населения 280 рублей, для предприятий — 580 рублей.

    09.01.2013 г. был издан приказ № 1.5 «О разработке технических условий», согласно которому приказано взимать плату за разработку технических условий по водоснабжению и водоотведению с физических и юридических лиц. Для населения плата составила 300 рублей, для предприятий — 500 рублей.

МУП «Сернурводоканал» представлены заявления граждан и юридических лиц за 2012-2013 на выдачу технических условий по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — ТУ), копии выданных ТУ, акты выполненных работ по разработке ТУ, приходные кассовые ордера за разработку ТУ, которыми подтверждается, что ТУ физическим и юридическим лицам выдавались на возмездной основе.

Однако пунктом 9 Правил определения и предоставления ТУ, утвержденного постановлением ПравительстваРФ № 83 от 13.02.2006 г., определено, что выдача ТУ или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Вместе с тем, приказом № 26 от 06.06.2013 приказ № 1.5 и приказ № 1.13 отменены и с указанной даты МУП «Сернурводоканал» опломбировка приборов учета и разработка технических условий осуществляется на безвозмездной основе.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В связи с тем, что МУП «Сернурводоканал» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению (распределение воды), то данное предприятие занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами № 307 предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления (пункты 7, 16, 19, 21, 23).

При этом Правила № 307 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

Действия МУП «Сернурводоканал» по взиманию с потребителей – физических и юридических лиц платы за опломбировку приборов учета холодной воды ущемляют права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что МУП «Сернурводоканал» в 2012 году незаконно получило за опломбировку приборов учета потребляемой холодной воды с физических лиц 24 860 рублей и 1 800 рублей с юридических лиц, в 2013 году — 8 650 рублей и 550 рублей соответственно, в связи с чем сумма в размере 35 860 рублей подлежит перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

  1. Согласование подключения к сетям инженерно-технического обеспечения также не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и выдаче технических условий на присоединение к водопроводным/канализационным сетям, обеспечивающим возможность приобретения соответствующих коммунальных услуг по поставке и передаче холодной воды и отводу сточных вод по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Данная услуга также как и пломбирование приборов учета является составной частью услуг по водоснабжению и водоотведению, на рынке которых МУП «Сернурводоканал» занимает доминирующее положение.

    В соответствии с ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила).

Названные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (п. 1).

В соответствии с п. 2 Правил подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

Предоставление технических условий и последующее подключение потребителя является технологическим процессом и не может иметь своей целью извлечение экономической выгоды энергоснабжающей организации вследствие взимания платы за подключение.

На основании п. 6 Правил в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта капитального строительства, для получения технических условий.

В соответствии с пунктом 9 Правил, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Пунктом 11 Правил, для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в том числе водопроводным сетям) осуществляется на основании публичного договора о подключении.

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, выдает технические условия на подключение с указанием критериев определения возможности подключения, в рассматриваемом случае водопровода, с указанием координат точки подключения - к водопроводному колодцу (ВК) на определенном водопроводе, проходящему по определенной улице в определенном районе населенного пункта, с указанием размера (диаметра) водопровода, материала труб и гарантируемого напора в точке подключения, наличии либо отсутствии водоотведения, исходя из технической возможности организации. Данные условия выдаются с тем, чтобы заказчик, зная технические требования для возможного подключения к водопроводу на условиях, предусмотренных ТУ, произвел строительство и монтаж водопроводных сетей на своей границе балансовой принадлежности с таким расчетом, чтобы у него, с учетом длины, диаметра труб, их качества, имелась техническая возможность санкционированной врезки в сети инженерно-технического обеспечения питьевой водой в целях дальнейшего обеспечения гарантированного водоснабжения и надлежащего получения услуг водоснабжения.

Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Действующим законодательством Российской Федерации взимание платы за выдачу технических условий не предусмотрено, не зависимо от того кем выдается технические условие.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что МУП «Сернурводоканал» в 2012-2013 годах выдало ТУ на платной основе 23 гражданам, проживающим в Сернурском муниципальном районе и 4 юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Сернурского муниципального района.

  1. Вместе с тем, МУП «Сернурводоканал» прекратило взимать плату за опломбировку приборов учета и разработку технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в 2013 году, издав приказ № 26 от 06.06.2013 г., в связи с чем МУП «Сернурводоканал» самостоятельно прекратило нарушение антимонопольного законодательства и у Комиссии Марийского УФАС России отсутствуют основания выдать предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

    1. Таким образом, МУП «Сернурводоканал» незаконно в 2012-2013 годах получило сумму в размере 9 420 рублей, в связи с чем данная сумма подлежит также перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

На основании имеющихся в материалах дела доказательств и объяснений МУП «Сернурводоканал» Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что МУП «Сернурводоканал» не только не проявило должной осмотрительности, но и занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования «Сернурский район», допустило злоупотребление своим положением, взимая плату за опломбирование приборов учета и за разработку технических условий по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, результатом которого стало ущемление прав и интересов некоторого количества физических и юридических лиц.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях МУП «Сернурводоканал» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения и взимания платы за разработку технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

2. Выдать МУП «Сернурводоканал» обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 45 280 рублей.

3.Передать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Предписание № 03-28/23-2013

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

29 января 2014 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 29.01.2014 по делу № 03-28/23-2013 о нарушении МУП «Сернурводоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

предписывает:

  1. МУП «Сернурводоканал» перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 45 280 (сорок пять тысяч двести восемьдесят) рублей.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России до 28 февраля 2014 г.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России (ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000)

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, БИК банка 048860001

счет получателя: 40101810100000010001,

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

Председатель Комиссии

Члены Комиссии 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 29 января 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/23-2013, возбужденное в отношении МУП «Сернурводоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с взиманием платы по выдаче технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и взимания платы за опломбировку приборов учета холодного водоснабжения,

в присутствии

УСТАНОВИЛА:

 

Ответчик по делу: Муниципальное унитарное предприятие «Сернурводоканал» (далее – МУП «Сернурводоканал», ответчик).

МУП «Сернурводоканал» является юридическим лицом, коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является распределение воды (ОКВЭД 41.00.2).

Согласно уставу МУП «Сернурводоканал» целью деятельности предприятия является эксплуатация и ремонт объектов теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, инженерных коммуникаций, выпуска промышленной продукции коммунального назначения; водоснабжение населения, промышленных предприятий и предприятий социальной сферы, других потребителей; водоотведение; эксплуатация котельных на твердом и газообразном топливе.

Марийским УФАС России в рамках исполнения поручения Президента РФ В.В. Путина от 31.05.2013 г. № Пр-1479 была проведена проверка МУП «Сернурводоканал».

В рамках контрольных мероприятий в отношении указанного лица, Марийским УФАС России выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

1. Приказом № 1.10 от 10.01.2012 МУП «Сернурводоканал» установлена плата за пломбирование счетчиков и оформление документов, согласно которому пломбирование 1 счетчика составляло 50 рублей, 2 счетчиков — 55 рублей, для организаций — 100 рублей.

09.01.2013 г. МУП «Сернурводоканал» был издан приказ № 1.13 «Об опломбировке водяных счетчиков», согласно которому приказано взимать плату за оформление документов и пломбирование счетчиков. Стоимость указанных работ составила: 1 счетчик — 55 рублей, 2 счетчика — 60 рублей, для организаций 110 рублей.

Также представлены акты выполненных работ по пломбированию счетчиков, приходные кассовые ордеры за пломбирование счетчиков и счета на пломбирование счетчиков за 2012-2013 года, которые подтверждают факт взимания установленных приказами МУП «Сернурводоканал» сумм по опломбировке приборов учета как с физических, так и с юридических лиц.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам — потребителям об оплате услуг водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия предприятия навязывают физическим и юридическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета воды.

  1. МУП «Сернурводоканал» приказом № 1.11 от 10.01.2012 «О разработке технических условий» установлена плата за разработку технических условий по водоснабжению и водоотведению для населения 280 рублей, для предприятий — 580 рублей.

    09.01.2013 г. был издан приказ № 1.5 «О разработке технических условий», согласно которому приказано взимать плату за разработку технических условий по водоснабжению и водоотведению с физических и юридических лиц. Для населения плата составила 300 рублей, для предприятий — 500 рублей.

МУП «Сернурводоканал» представлены заявления граждан и юридических лиц за 2012-2013 на выдачу технических условий по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — ТУ), копии выданных ТУ, акты выполненных работ по разработке ТУ, приходные кассовые ордера за разработку ТУ, которыми подтверждается, что ТУ физическим и юридическим лицам выдавались на возмездной основе.

Однако пунктом 9 Правил определения и предоставления ТУ, утвержденного постановлением ПравительстваРФ № 83 от 13.02.2006 г., определено, что выдача ТУ или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Вместе с тем, приказом № 26 от 06.06.2013 приказ № 1.5 и приказ № 1.13 отменены и с указанной даты МУП «Сернурводоканал» опломбировка приборов учета и разработка технических условий осуществляется на безвозмездной основе.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В связи с тем, что МУП «Сернурводоканал» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению (распределение воды), то данное предприятие занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами № 307 предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления (пункты 7, 16, 19, 21, 23).

При этом Правила № 307 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

Действия МУП «Сернурводоканал» по взиманию с потребителей – физических и юридических лиц платы за опломбировку приборов учета холодной воды ущемляют права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что МУП «Сернурводоканал» в 2012 году незаконно получило за опломбировку приборов учета потребляемой холодной воды с физических лиц 24 860 рублей и 1 800 рублей с юридических лиц, в 2013 году — 8 650 рублей и 550 рублей соответственно, в связи с чем сумма в размере 35 860 рублей подлежит перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

  1. Согласование подключения к сетям инженерно-технического обеспечения также не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и выдаче технических условий на присоединение к водопроводным/канализационным сетям, обеспечивающим возможность приобретения соответствующих коммунальных услуг по поставке и передаче холодной воды и отводу сточных вод по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Данная услуга также как и пломбирование приборов учета является составной частью услуг по водоснабжению и водоотведению, на рынке которых МУП «Сернурводоканал» занимает доминирующее положение.

    В соответствии с ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила).

Названные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (п. 1).

В соответствии с п. 2 Правил подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

Предоставление технических условий и последующее подключение потребителя является технологическим процессом и не может иметь своей целью извлечение экономической выгоды энергоснабжающей организации вследствие взимания платы за подключение.

На основании п. 6 Правил в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта капитального строительства, для получения технических условий.

В соответствии с пунктом 9 Правил, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Пунктом 11 Правил, для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в том числе водопроводным сетям) осуществляется на основании публичного договора о подключении.

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, выдает технические условия на подключение с указанием критериев определения возможности подключения, в рассматриваемом случае водопровода, с указанием координат точки подключения - к водопроводному колодцу (ВК) на определенном водопроводе, проходящему по определенной улице в определенном районе населенного пункта, с указанием размера (диаметра) водопровода, материала труб и гарантируемого напора в точке подключения, наличии либо отсутствии водоотведения, исходя из технической возможности организации. Данные условия выдаются с тем, чтобы заказчик, зная технические требования для возможного подключения к водопроводу на условиях, предусмотренных ТУ, произвел строительство и монтаж водопроводных сетей на своей границе балансовой принадлежности с таким расчетом, чтобы у него, с учетом длины, диаметра труб, их качества, имелась техническая возможность санкционированной врезки в сети инженерно-технического обеспечения питьевой водой в целях дальнейшего обеспечения гарантированного водоснабжения и надлежащего получения услуг водоснабжения.

Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Действующим законодательством Российской Федерации взимание платы за выдачу технических условий не предусмотрено, не зависимо от того кем выдается технические условие.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что МУП «Сернурводоканал» в 2012-2013 годах выдало ТУ на платной основе 23 гражданам, проживающим в Сернурском муниципальном районе и 4 юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Сернурского муниципального района.

  1. Вместе с тем, МУП «Сернурводоканал» прекратило взимать плату за опломбировку приборов учета и разработку технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в 2013 году, издав приказ № 26 от 06.06.2013 г., в связи с чем МУП «Сернурводоканал» самостоятельно прекратило нарушение антимонопольного законодательства и у Комиссии Марийского УФАС России отсутствуют основания выдать предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

    1. Таким образом, МУП «Сернурводоканал» незаконно в 2012-2013 годах получило сумму в размере 9 420 рублей, в связи с чем данная сумма подлежит также перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

На основании имеющихся в материалах дела доказательств и объяснений МУП «Сернурводоканал» Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что МУП «Сернурводоканал» не только не проявило должной осмотрительности, но и занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования «Сернурский район», допустило злоупотребление своим положением, взимая плату за опломбирование приборов учета и за разработку технических условий по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, результатом которого стало ущемление прав и интересов некоторого количества физических и юридических лиц.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях МУП «Сернурводоканал» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения и взимания платы за разработку технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

2. Выдать МУП «Сернурводоканал» обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 45 280 рублей.

3.Передать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Предписание № 03-28/23-2013

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

29 января 2014 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 29.01.2014 по делу № 03-28/23-2013 о нарушении МУП «Сернурводоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

предписывает:

  1. МУП «Сернурводоканал» перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 45 280 (сорок пять тысяч двести восемьдесят) рублей.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России до 28 февраля 2014 г.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России (ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000)

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, БИК банка 048860001

счет получателя: 40101810100000010001,

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

Председатель Комиссии

Члены Комиссии 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-28/23-2013 [format] => [safe_value] => 03-28/23-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 43 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 43 [vid] => 6 [name] => Контроль хозяйствующих субъектов [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-29 12:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-29 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404966633 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )