• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 03-28/17-2013

Номер дела: 03-28/17-2013
Дата публикации: 11 июня 2014, 16:00

Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 11 июня 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/17-2013, возбужденное в отношении Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» муниципального образования Волжский район по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с взиманием платы за опломбировку приборов учета тепловой энергии,

в присутствии:

представителя МУП «Тепловые сети» МО Волжский район, действующего на основании доверенности,

УСТАНОВИЛА:

Ответчик по делу: Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» Муниципального образования Волжский район (далее — МУП «Тепловые сети» МО Волжский район).

МУП «Тепловые сети» МО Волжский район является юридическим лицом, коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.3), дополнительным — производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30).

Согласно п. 2.2 уставу МУП «Тепловые сети» МО Волжский район осуществляет обеспечение тепловой энергией население, объекты соцкультбыта и прочие предприятия; осуществляет бесперебойную подачу тепла потребителям; обеспечивает содержание тепловых сетей, котельных в исправном состоянии; своевременно проводит профилактические и аварийно-восстановительные работы на линиях теплотрассы жилого фонда.

Марийским УФАС России в рамках контрольных мероприятий по соблюдению ресурсоснабжающими организациями Республики Марий Эл Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес МУП «Тепловые сети» МО Волжский райн был направлен запрос от 23.08.2013 исх. № 03-34/4312 относительно стоимости услуг по опломбировке приборов учета тепловой энергии в 2012 и 2013 годах.

Из представленных МУП «Тепловые сети» МО Волжский МР письмом от 02.09.2013 исх. № 352 следует, что предприятием рассматриваемые услуги оказывались на платной основе в связи с чем Марийским УФАС России в действиях МУП «Тепловые сети» МО Волжский район выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

  1. Калькуляцией от 01.01.2010, утвержденной директором МУП «Тепловые сети» МО Волжский район утверждена стоимость допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета горячего водоснабжения с опломбированием в размере 450 рублей. Представлены копии актов ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета ГВС за 2012-2013 года, копии приходных кассовых ордеров за 2012-2013 года, отражающие взимание платы в размере 450 рублей с граждан за допуск в эксплуатацию коммерческого узла учета ГВС с опломбированием и платежные документы, свидетельствующие об оказании услуг горячего водоснабжения данным гражданам. Согласно представленным реестрам МУП «Тепловые сети» МО Волжский район оказало услугу по опломбированию индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения в 2012 году — 216 гражданам, а в 2013 году — 135 гражданам.

    Таким образом, МУП «Тепловые сети» МО Волжский район согласно представленным документам и сведениям оказывало на платной основе гражданам услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам — потребителям об оплате услуг горячего водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия предприятия навязывают физическим и юридическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В связи с тем, что МУП «Тепловые сети» МО Волжский район осуществляет деятельность по горячему водоснабжению, то данное предприятие занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами № 307 и Правилами № 354 предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления.

При этом Правила № 307 и Правила № 354 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступившему в силу 01.01.2013 приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение без взимания платы с абонента, кроме случаев, когда опломбирование прибора учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьего лица.

Таким образом, действия МУП «Тепловые сети» МО Волжский район по взиманию с потребителей – физических лиц в 2012 и 2013 годах платы за опломбировку приборов учета горячего водоснабжения ущемляют права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307, Правилами № 354, Федеральным законом № 416-ФЗ, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. МУП «Тепловые сети» МО Волжский район в рамках рассмотрения дела указывало, что на возмездной основе оказывало услуги по предоставлению технических условий на установку приборов учета горячего водоснабжения ввиду того, что у предприятия не было финансовых возможностей для осуществления данной процедуры.

Однако материалами дела не подтверждается факт выдачи технических условий на установку приборов учета, так как калькуляция МУП «Тепловые сети» МО Волжский район утверждена на установку и опломбирование приборов учета, представленные приходные кассовые ордеры указывают, что денежные средства в размере 450 рублей взимались за опломбирование приборов учета ГВС, а выписка карточки счета 50 подтверждает, что предприятием в период 2012-2013 год гражданам оказана одна услуга в размере 450 рублей. Также в материалах дела имеются пояснения граждан, которым МУП «Тепловые сети» МО Волжский район оказаны услуги в размере 450 рублей в период 2012-2013 года. Из данных пояснений следует, что предприятием оказана услуга по опломбированию индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения.

Кроме того, письмом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 10.04.2014 исх. № 5903-МС/04 указано, что выдача технических условий ресурсоснабжающей организацией для проектирования приборов учета правомерна только при установке общедомовых приборов учета. Для установки индивидуальных приборов учета технические условия и разработка проектной документации не требуется.

3. В процессе рассмотрения дела МУП «Тепловые сети» МО Волжский район указало, что добровольно прекратило нарушение антимонопольного законодательства, о чем представило копии платежных документов за октябрь 2013 года, которые отражают, что сумма в размере 450 рублей возвращена предприятием 351 гражданину и общая сумма возврата составила 157950 рублей.

Вместе с тем в данных платежных документах указано, что возврат суммы осуществлен за технические условия по ГВС. Однако представители МУП «Тепловые сети» МО Волжский район, в рамках дела пояснили, что в данном случае произошла опечатка, а денежные средства возвращены за опломбирование приборов учета ГВС. Данные обстоятельства подтверждаются тем, что согласно приходным кассовым ордерам в которых указано, что денежные средства взимались за опломбирование приборов учета и платежным поручениям денежные среджства возвращены аналогичным гражданам.

Кроме того МУП «Тепловые сети» МО Волжский район представлен приказ № 54-П от 26.05.2014, которым отменена калькуляция на допуск в эксплуатацию коммерческого узла учета горячего водоснабжения с опломбированием.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение Комиссия прекращает рассмотрение дела о наршении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях МУП «Тепловые сети» МО Волжский район факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за опломбировку приборов учета горячего водоснабжения.

2.Рассмотрение дела № 03-28/17-2013 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий МУП «Тепловые сети» МО Волжский район.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 14058 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 03-28/17-2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14058 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404966404 [changed] => 1404967764 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404967764 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 11 июня 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/17-2013, возбужденное в отношении Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» муниципального образования Волжский район по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с взиманием платы за опломбировку приборов учета тепловой энергии,

в присутствии:

представителя МУП «Тепловые сети» МО Волжский район, действующего на основании доверенности,

УСТАНОВИЛА:

Ответчик по делу: Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» Муниципального образования Волжский район (далее — МУП «Тепловые сети» МО Волжский район).

МУП «Тепловые сети» МО Волжский район является юридическим лицом, коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.3), дополнительным — производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30).

Согласно п. 2.2 уставу МУП «Тепловые сети» МО Волжский район осуществляет обеспечение тепловой энергией население, объекты соцкультбыта и прочие предприятия; осуществляет бесперебойную подачу тепла потребителям; обеспечивает содержание тепловых сетей, котельных в исправном состоянии; своевременно проводит профилактические и аварийно-восстановительные работы на линиях теплотрассы жилого фонда.

Марийским УФАС России в рамках контрольных мероприятий по соблюдению ресурсоснабжающими организациями Республики Марий Эл Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес МУП «Тепловые сети» МО Волжский райн был направлен запрос от 23.08.2013 исх. № 03-34/4312 относительно стоимости услуг по опломбировке приборов учета тепловой энергии в 2012 и 2013 годах.

Из представленных МУП «Тепловые сети» МО Волжский МР письмом от 02.09.2013 исх. № 352 следует, что предприятием рассматриваемые услуги оказывались на платной основе в связи с чем Марийским УФАС России в действиях МУП «Тепловые сети» МО Волжский район выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

  1. Калькуляцией от 01.01.2010, утвержденной директором МУП «Тепловые сети» МО Волжский район утверждена стоимость допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета горячего водоснабжения с опломбированием в размере 450 рублей. Представлены копии актов ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета ГВС за 2012-2013 года, копии приходных кассовых ордеров за 2012-2013 года, отражающие взимание платы в размере 450 рублей с граждан за допуск в эксплуатацию коммерческого узла учета ГВС с опломбированием и платежные документы, свидетельствующие об оказании услуг горячего водоснабжения данным гражданам. Согласно представленным реестрам МУП «Тепловые сети» МО Волжский район оказало услугу по опломбированию индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения в 2012 году — 216 гражданам, а в 2013 году — 135 гражданам.

    Таким образом, МУП «Тепловые сети» МО Волжский район согласно представленным документам и сведениям оказывало на платной основе гражданам услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам — потребителям об оплате услуг горячего водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия предприятия навязывают физическим и юридическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В связи с тем, что МУП «Тепловые сети» МО Волжский район осуществляет деятельность по горячему водоснабжению, то данное предприятие занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами № 307 и Правилами № 354 предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления.

При этом Правила № 307 и Правила № 354 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступившему в силу 01.01.2013 приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение без взимания платы с абонента, кроме случаев, когда опломбирование прибора учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьего лица.

Таким образом, действия МУП «Тепловые сети» МО Волжский район по взиманию с потребителей – физических лиц в 2012 и 2013 годах платы за опломбировку приборов учета горячего водоснабжения ущемляют права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307, Правилами № 354, Федеральным законом № 416-ФЗ, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. МУП «Тепловые сети» МО Волжский район в рамках рассмотрения дела указывало, что на возмездной основе оказывало услуги по предоставлению технических условий на установку приборов учета горячего водоснабжения ввиду того, что у предприятия не было финансовых возможностей для осуществления данной процедуры.

Однако материалами дела не подтверждается факт выдачи технических условий на установку приборов учета, так как калькуляция МУП «Тепловые сети» МО Волжский район утверждена на установку и опломбирование приборов учета, представленные приходные кассовые ордеры указывают, что денежные средства в размере 450 рублей взимались за опломбирование приборов учета ГВС, а выписка карточки счета 50 подтверждает, что предприятием в период 2012-2013 год гражданам оказана одна услуга в размере 450 рублей. Также в материалах дела имеются пояснения граждан, которым МУП «Тепловые сети» МО Волжский район оказаны услуги в размере 450 рублей в период 2012-2013 года. Из данных пояснений следует, что предприятием оказана услуга по опломбированию индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения.

Кроме того, письмом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 10.04.2014 исх. № 5903-МС/04 указано, что выдача технических условий ресурсоснабжающей организацией для проектирования приборов учета правомерна только при установке общедомовых приборов учета. Для установки индивидуальных приборов учета технические условия и разработка проектной документации не требуется.

3. В процессе рассмотрения дела МУП «Тепловые сети» МО Волжский район указало, что добровольно прекратило нарушение антимонопольного законодательства, о чем представило копии платежных документов за октябрь 2013 года, которые отражают, что сумма в размере 450 рублей возвращена предприятием 351 гражданину и общая сумма возврата составила 157950 рублей.

Вместе с тем в данных платежных документах указано, что возврат суммы осуществлен за технические условия по ГВС. Однако представители МУП «Тепловые сети» МО Волжский район, в рамках дела пояснили, что в данном случае произошла опечатка, а денежные средства возвращены за опломбирование приборов учета ГВС. Данные обстоятельства подтверждаются тем, что согласно приходным кассовым ордерам в которых указано, что денежные средства взимались за опломбирование приборов учета и платежным поручениям денежные среджства возвращены аналогичным гражданам.

Кроме того МУП «Тепловые сети» МО Волжский район представлен приказ № 54-П от 26.05.2014, которым отменена калькуляция на допуск в эксплуатацию коммерческого узла учета горячего водоснабжения с опломбированием.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение Комиссия прекращает рассмотрение дела о наршении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях МУП «Тепловые сети» МО Волжский район факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за опломбировку приборов учета горячего водоснабжения.

2.Рассмотрение дела № 03-28/17-2013 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий МУП «Тепловые сети» МО Волжский район.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 11 июня 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/17-2013, возбужденное в отношении Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» муниципального образования Волжский район по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с взиманием платы за опломбировку приборов учета тепловой энергии,

в присутствии:

представителя МУП «Тепловые сети» МО Волжский район, действующего на основании доверенности,

УСТАНОВИЛА:

Ответчик по делу: Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» Муниципального образования Волжский район (далее — МУП «Тепловые сети» МО Волжский район).

МУП «Тепловые сети» МО Волжский район является юридическим лицом, коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.3), дополнительным — производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30).

Согласно п. 2.2 уставу МУП «Тепловые сети» МО Волжский район осуществляет обеспечение тепловой энергией население, объекты соцкультбыта и прочие предприятия; осуществляет бесперебойную подачу тепла потребителям; обеспечивает содержание тепловых сетей, котельных в исправном состоянии; своевременно проводит профилактические и аварийно-восстановительные работы на линиях теплотрассы жилого фонда.

Марийским УФАС России в рамках контрольных мероприятий по соблюдению ресурсоснабжающими организациями Республики Марий Эл Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес МУП «Тепловые сети» МО Волжский райн был направлен запрос от 23.08.2013 исх. № 03-34/4312 относительно стоимости услуг по опломбировке приборов учета тепловой энергии в 2012 и 2013 годах.

Из представленных МУП «Тепловые сети» МО Волжский МР письмом от 02.09.2013 исх. № 352 следует, что предприятием рассматриваемые услуги оказывались на платной основе в связи с чем Марийским УФАС России в действиях МУП «Тепловые сети» МО Волжский район выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

  1. Калькуляцией от 01.01.2010, утвержденной директором МУП «Тепловые сети» МО Волжский район утверждена стоимость допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета горячего водоснабжения с опломбированием в размере 450 рублей. Представлены копии актов ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета ГВС за 2012-2013 года, копии приходных кассовых ордеров за 2012-2013 года, отражающие взимание платы в размере 450 рублей с граждан за допуск в эксплуатацию коммерческого узла учета ГВС с опломбированием и платежные документы, свидетельствующие об оказании услуг горячего водоснабжения данным гражданам. Согласно представленным реестрам МУП «Тепловые сети» МО Волжский район оказало услугу по опломбированию индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения в 2012 году — 216 гражданам, а в 2013 году — 135 гражданам.

    Таким образом, МУП «Тепловые сети» МО Волжский район согласно представленным документам и сведениям оказывало на платной основе гражданам услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам — потребителям об оплате услуг горячего водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия предприятия навязывают физическим и юридическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В связи с тем, что МУП «Тепловые сети» МО Волжский район осуществляет деятельность по горячему водоснабжению, то данное предприятие занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами № 307 и Правилами № 354 предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления.

При этом Правила № 307 и Правила № 354 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступившему в силу 01.01.2013 приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение без взимания платы с абонента, кроме случаев, когда опломбирование прибора учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьего лица.

Таким образом, действия МУП «Тепловые сети» МО Волжский район по взиманию с потребителей – физических лиц в 2012 и 2013 годах платы за опломбировку приборов учета горячего водоснабжения ущемляют права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307, Правилами № 354, Федеральным законом № 416-ФЗ, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. МУП «Тепловые сети» МО Волжский район в рамках рассмотрения дела указывало, что на возмездной основе оказывало услуги по предоставлению технических условий на установку приборов учета горячего водоснабжения ввиду того, что у предприятия не было финансовых возможностей для осуществления данной процедуры.

Однако материалами дела не подтверждается факт выдачи технических условий на установку приборов учета, так как калькуляция МУП «Тепловые сети» МО Волжский район утверждена на установку и опломбирование приборов учета, представленные приходные кассовые ордеры указывают, что денежные средства в размере 450 рублей взимались за опломбирование приборов учета ГВС, а выписка карточки счета 50 подтверждает, что предприятием в период 2012-2013 год гражданам оказана одна услуга в размере 450 рублей. Также в материалах дела имеются пояснения граждан, которым МУП «Тепловые сети» МО Волжский район оказаны услуги в размере 450 рублей в период 2012-2013 года. Из данных пояснений следует, что предприятием оказана услуга по опломбированию индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения.

Кроме того, письмом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 10.04.2014 исх. № 5903-МС/04 указано, что выдача технических условий ресурсоснабжающей организацией для проектирования приборов учета правомерна только при установке общедомовых приборов учета. Для установки индивидуальных приборов учета технические условия и разработка проектной документации не требуется.

3. В процессе рассмотрения дела МУП «Тепловые сети» МО Волжский район указало, что добровольно прекратило нарушение антимонопольного законодательства, о чем представило копии платежных документов за октябрь 2013 года, которые отражают, что сумма в размере 450 рублей возвращена предприятием 351 гражданину и общая сумма возврата составила 157950 рублей.

Вместе с тем в данных платежных документах указано, что возврат суммы осуществлен за технические условия по ГВС. Однако представители МУП «Тепловые сети» МО Волжский район, в рамках дела пояснили, что в данном случае произошла опечатка, а денежные средства возвращены за опломбирование приборов учета ГВС. Данные обстоятельства подтверждаются тем, что согласно приходным кассовым ордерам в которых указано, что денежные средства взимались за опломбирование приборов учета и платежным поручениям денежные среджства возвращены аналогичным гражданам.

Кроме того МУП «Тепловые сети» МО Волжский район представлен приказ № 54-П от 26.05.2014, которым отменена калькуляция на допуск в эксплуатацию коммерческого узла учета горячего водоснабжения с опломбированием.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение Комиссия прекращает рассмотрение дела о наршении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях МУП «Тепловые сети» МО Волжский район факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за опломбировку приборов учета горячего водоснабжения.

2.Рассмотрение дела № 03-28/17-2013 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий МУП «Тепловые сети» МО Волжский район.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-28/17-2013 [format] => [safe_value] => 03-28/17-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 43 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 43 [vid] => 6 [name] => Контроль хозяйствующих субъектов [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-11 12:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-11 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404966404 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )