• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

РЕШЕНИЕ о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 03-28/16-2013

Номер дела: 03-28/16-2013
Дата публикации: 28 февраля 2014, 08:18

Резолютивная часть решения оглашена 13 февраля 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 27 февраля 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/16-2013, возбужденное в отношении ООО «Еласовское водоснабжение» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи со взиманием платы за опломбировку приборов учета холодного водоснабжения, в отсутствии законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Ответчик по делу: Общество с ограниченной ответственностью «Еласовское водоснабжение» (далее – ООО « Еласовское водоснабжение», ответчик).

ООО «Еласовское водоснабжение» является юридическим лицом, коммерческой организацией, созданной для удовлетворения общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получении прибыли.

Основным видом деятельности общества является сбор, очистка и очистка воды (ОКВЭД 41.00.1); дополнительным — распределение воды (ОКВЭД 41.00.2), удаление и обработка сточных вод (ОКВЭД 90.00.1).

Марийским УФАС России в рамках контрольных мероприятий по соблюдению ресурсоснабжающими организациями Республики Марий Эл Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ООО «Еласовское водоснабжение» был направлен запрос от 14.08.2013 исх. № 03-34/4131 относительно стоимости услуг по опломбировке приборов учета холодного водоснабжения.

Из представленных ООО «Еласовское водоснабжение» письмом от 02.09.2013 вх. № 4823 следует, что обществом рассматриваемые услуги оказывались на платной основе в связи с чем Марийским УФАС России в действиях ООО «Еласовское водоснабжение» выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

1. Приказом № 29 от 26.12.2011 ООО «Еласовское водоснабжение» установлена плата за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения, согласно которому стоимость опломбировки прибора учета составляла 100 рублей.

Также представлен журнал проводок 50, 90.1 за 2012-2013, и перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбировке приборов учета, которые подтверждают факт взимания ООО «Еласовское водоснабжение» сумм по опломбировке приборов учета.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам —потребителям об оплате услуг водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия общества навязывают физическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета воды.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В связи с тем, что ООО «Еласновское водоснабжение» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, то данное предприятие занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

ООО «Еласовское водоснабжение» в материалы дела представлены копии договоров на отпуск воды гражданам (Егоровой З.А., Афанасьевой С.А., Васильевым А.Н.,Сусаниной М.П., Ведруковой Н.Е., Андреевой А.В., Осиповой Е.Г., Кузнецова С.Ю., Денисова А.Н., Шубаковой С.И.,Артюшкина В.М.), которым оказаны на платной основе услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами № 307 и Правилами № 354 предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления.

При этом Правила № 307 и Правила № 354 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

Действия ООО «Еласовское водоснабжение» по взиманию с потребителей – физических лиц платы за опломбировку приборов учета холодной воды ущемляют права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307 и Правилами № 354, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ООО «Еласовское водоснабжение» в 2012 году незаконно получило за опломбировку приборов учета потребляемой холодной воды с физических лиц 7 400 рублей, в 2013 году — 4 300 рублей, в связи с чем сумма в размере 11 700 рублей подлежит перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

  1. На момент рассмотрения дела рассматриваемый Комиссией Марийского УФАС России приказ ООО «Еласовское водоснабжение» от 2012 года № 29 от 26.12.2011 и приложение № 2 к указанному приказу действует в связи с чем ООО «Еласовское водоснабжение» продолжает взимать плату за опломбировку приборов учета холодного водоснабжения. Таким образом, ООО «Еласовское водоснабжение» продолжает нарушать антимонопольное законодательстви и Комиссия Марийского УФАС России принимает решение выдать обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

На основании имеющихся в материалах дела доказательств и объяснений ООО «Еласовское водоснабжение» Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Еласовское водоснабжение» не только не проявило должной осмотрительности, но и занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах расположения сетей водоснабжения ООО «Еласовское водоснабжение» на территории муниципального образования Горномарийский муниципальный район, допустило злоупотребление своим положением, взимая плату за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения, результатом которого стало ущемление прав и интересов определенного количества физических лиц.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Признать в действиях ООО «Еласовское водоснабжение» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения.

  1. Выдать ООО «Еласовское водоснабжение» обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

  2. Выдать ООО «Еласовское водоснабжение» обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 11 700 рублей.

  3. Передать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии 

 

Предписание № 03-28/16-2013

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 27.02.2014 по делу № 03-28/16-2013 о нарушении ООО «Еласовское водоснабжение» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

предписывает:

  1. ООО «Еласовское водоснабжение» в десятидневнй срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем отмены приказа ООО «Еласовское водоснабжение» № 29 от 26.12.2011 и калькуляции затрат, устанавливающих стоимость услуг по опломбировке приборов учета, оформленных приложением № 2 к указанному приказу.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Предписание № 03-28/16-2013

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 27.02.2014 по делу № 03-28/16-2013 о нарушении ООО «Еласовское водоснабжение» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

предписывает:

  1. ООО «Еласовское водоснабжение» перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 11 700 (одиннадцать тысяч семьсот) рублей.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России до 27 марта 2014 г.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России (ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000)

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, БИК банка 048860001

счет получателя: 40101810100000010001,

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

 

stdClass Object ( [vid] => 14057 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 03-28/16-2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14057 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404966102 [changed] => 1404966102 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404966102 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 13 февраля 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 27 февраля 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/16-2013, возбужденное в отношении ООО «Еласовское водоснабжение» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи со взиманием платы за опломбировку приборов учета холодного водоснабжения, в отсутствии законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Ответчик по делу: Общество с ограниченной ответственностью «Еласовское водоснабжение» (далее – ООО « Еласовское водоснабжение», ответчик).

ООО «Еласовское водоснабжение» является юридическим лицом, коммерческой организацией, созданной для удовлетворения общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получении прибыли.

Основным видом деятельности общества является сбор, очистка и очистка воды (ОКВЭД 41.00.1); дополнительным — распределение воды (ОКВЭД 41.00.2), удаление и обработка сточных вод (ОКВЭД 90.00.1).

Марийским УФАС России в рамках контрольных мероприятий по соблюдению ресурсоснабжающими организациями Республики Марий Эл Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ООО «Еласовское водоснабжение» был направлен запрос от 14.08.2013 исх. № 03-34/4131 относительно стоимости услуг по опломбировке приборов учета холодного водоснабжения.

Из представленных ООО «Еласовское водоснабжение» письмом от 02.09.2013 вх. № 4823 следует, что обществом рассматриваемые услуги оказывались на платной основе в связи с чем Марийским УФАС России в действиях ООО «Еласовское водоснабжение» выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

1. Приказом № 29 от 26.12.2011 ООО «Еласовское водоснабжение» установлена плата за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения, согласно которому стоимость опломбировки прибора учета составляла 100 рублей.

Также представлен журнал проводок 50, 90.1 за 2012-2013, и перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбировке приборов учета, которые подтверждают факт взимания ООО «Еласовское водоснабжение» сумм по опломбировке приборов учета.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам —потребителям об оплате услуг водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия общества навязывают физическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета воды.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В связи с тем, что ООО «Еласновское водоснабжение» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, то данное предприятие занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

ООО «Еласовское водоснабжение» в материалы дела представлены копии договоров на отпуск воды гражданам (Егоровой З.А., Афанасьевой С.А., Васильевым А.Н.,Сусаниной М.П., Ведруковой Н.Е., Андреевой А.В., Осиповой Е.Г., Кузнецова С.Ю., Денисова А.Н., Шубаковой С.И.,Артюшкина В.М.), которым оказаны на платной основе услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами № 307 и Правилами № 354 предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления.

При этом Правила № 307 и Правила № 354 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

Действия ООО «Еласовское водоснабжение» по взиманию с потребителей – физических лиц платы за опломбировку приборов учета холодной воды ущемляют права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307 и Правилами № 354, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ООО «Еласовское водоснабжение» в 2012 году незаконно получило за опломбировку приборов учета потребляемой холодной воды с физических лиц 7 400 рублей, в 2013 году — 4 300 рублей, в связи с чем сумма в размере 11 700 рублей подлежит перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

  1. На момент рассмотрения дела рассматриваемый Комиссией Марийского УФАС России приказ ООО «Еласовское водоснабжение» от 2012 года № 29 от 26.12.2011 и приложение № 2 к указанному приказу действует в связи с чем ООО «Еласовское водоснабжение» продолжает взимать плату за опломбировку приборов учета холодного водоснабжения. Таким образом, ООО «Еласовское водоснабжение» продолжает нарушать антимонопольное законодательстви и Комиссия Марийского УФАС России принимает решение выдать обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

На основании имеющихся в материалах дела доказательств и объяснений ООО «Еласовское водоснабжение» Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Еласовское водоснабжение» не только не проявило должной осмотрительности, но и занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах расположения сетей водоснабжения ООО «Еласовское водоснабжение» на территории муниципального образования Горномарийский муниципальный район, допустило злоупотребление своим положением, взимая плату за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения, результатом которого стало ущемление прав и интересов определенного количества физических лиц.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Признать в действиях ООО «Еласовское водоснабжение» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения.

  1. Выдать ООО «Еласовское водоснабжение» обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

  2. Выдать ООО «Еласовское водоснабжение» обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 11 700 рублей.

  3. Передать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии 

 

Предписание № 03-28/16-2013

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 27.02.2014 по делу № 03-28/16-2013 о нарушении ООО «Еласовское водоснабжение» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

предписывает:

  1. ООО «Еласовское водоснабжение» в десятидневнй срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем отмены приказа ООО «Еласовское водоснабжение» № 29 от 26.12.2011 и калькуляции затрат, устанавливающих стоимость услуг по опломбировке приборов учета, оформленных приложением № 2 к указанному приказу.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Предписание № 03-28/16-2013

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 27.02.2014 по делу № 03-28/16-2013 о нарушении ООО «Еласовское водоснабжение» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

предписывает:

  1. ООО «Еласовское водоснабжение» перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 11 700 (одиннадцать тысяч семьсот) рублей.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России до 27 марта 2014 г.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России (ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000)

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, БИК банка 048860001

счет получателя: 40101810100000010001,

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 13 февраля 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 27 февраля 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/16-2013, возбужденное в отношении ООО «Еласовское водоснабжение» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи со взиманием платы за опломбировку приборов учета холодного водоснабжения, в отсутствии законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Ответчик по делу: Общество с ограниченной ответственностью «Еласовское водоснабжение» (далее – ООО « Еласовское водоснабжение», ответчик).

ООО «Еласовское водоснабжение» является юридическим лицом, коммерческой организацией, созданной для удовлетворения общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получении прибыли.

Основным видом деятельности общества является сбор, очистка и очистка воды (ОКВЭД 41.00.1); дополнительным — распределение воды (ОКВЭД 41.00.2), удаление и обработка сточных вод (ОКВЭД 90.00.1).

Марийским УФАС России в рамках контрольных мероприятий по соблюдению ресурсоснабжающими организациями Республики Марий Эл Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ООО «Еласовское водоснабжение» был направлен запрос от 14.08.2013 исх. № 03-34/4131 относительно стоимости услуг по опломбировке приборов учета холодного водоснабжения.

Из представленных ООО «Еласовское водоснабжение» письмом от 02.09.2013 вх. № 4823 следует, что обществом рассматриваемые услуги оказывались на платной основе в связи с чем Марийским УФАС России в действиях ООО «Еласовское водоснабжение» выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем.

1. Приказом № 29 от 26.12.2011 ООО «Еласовское водоснабжение» установлена плата за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения, согласно которому стоимость опломбировки прибора учета составляла 100 рублей.

Также представлен журнал проводок 50, 90.1 за 2012-2013, и перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбировке приборов учета, которые подтверждают факт взимания ООО «Еласовское водоснабжение» сумм по опломбировке приборов учета.

Вместе с тем, законодательно установленных требований к гражданам —потребителям об оплате услуг водоснабжающих организаций по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды не предусмотрено и действия общества навязывают физическим лицам дополнительные платные услуги по опломбированию прибора учета воды.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В связи с тем, что ООО «Еласновское водоснабжение» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, то данное предприятие занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а опломбирование приборов учета не образует отдельного товарного рынка в силу взаимозаменяемости обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами и установки приборов учета.

ООО «Еласовское водоснабжение» в материалы дела представлены копии договоров на отпуск воды гражданам (Егоровой З.А., Афанасьевой С.А., Васильевым А.Н.,Сусаниной М.П., Ведруковой Н.Е., Андреевой А.В., Осиповой Е.Г., Кузнецова С.Ю., Денисова А.Н., Шубаковой С.И.,Артюшкина В.М.), которым оказаны на платной основе услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения

Часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами № 307 и Правилами № 354 предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления.

При этом Правила № 307 и Правила № 354 не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную воду.

Ввод в эксплуатацию приборов учета - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

Таким образом, при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета.

Вместе с тем указания на обязательность опломбировки места установки прибора учета как на условие принятия показаний данного прибора для определения объемов коммунальных услуг; на необходимость произведения такого действия как условия заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, в нормативных актах, в том числе в приказе Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», не содержится.

Следовательно, процедура по опломбировке мест установки приборов учета не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующие нормы права не возлагают на собственников помещений обязанность по возмездному приобретению у соответствующей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета.

Действия ООО «Еласовское водоснабжение» по взиманию с потребителей – физических лиц платы за опломбировку приборов учета холодной воды ущемляют права и законные интересы собственников и пользователей указанных жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Правилами № 307 и Правилами № 354, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ООО «Еласовское водоснабжение» в 2012 году незаконно получило за опломбировку приборов учета потребляемой холодной воды с физических лиц 7 400 рублей, в 2013 году — 4 300 рублей, в связи с чем сумма в размере 11 700 рублей подлежит перечислению в федеральный бюджет как незаконно полученный доход и на основании указанного Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

  1. На момент рассмотрения дела рассматриваемый Комиссией Марийского УФАС России приказ ООО «Еласовское водоснабжение» от 2012 года № 29 от 26.12.2011 и приложение № 2 к указанному приказу действует в связи с чем ООО «Еласовское водоснабжение» продолжает взимать плату за опломбировку приборов учета холодного водоснабжения. Таким образом, ООО «Еласовское водоснабжение» продолжает нарушать антимонопольное законодательстви и Комиссия Марийского УФАС России принимает решение выдать обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

На основании имеющихся в материалах дела доказательств и объяснений ООО «Еласовское водоснабжение» Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Еласовское водоснабжение» не только не проявило должной осмотрительности, но и занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах расположения сетей водоснабжения ООО «Еласовское водоснабжение» на территории муниципального образования Горномарийский муниципальный район, допустило злоупотребление своим положением, взимая плату за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения, результатом которого стало ущемление прав и интересов определенного количества физических лиц.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Признать в действиях ООО «Еласовское водоснабжение» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части взимания платы за опломбирование приборов учета холодного водоснабжения.

  1. Выдать ООО «Еласовское водоснабжение» обязательное для исполнения предписание по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

  2. Выдать ООО «Еласовское водоснабжение» обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 11 700 рублей.

  3. Передать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии 

 

Предписание № 03-28/16-2013

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 27.02.2014 по делу № 03-28/16-2013 о нарушении ООО «Еласовское водоснабжение» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

предписывает:

  1. ООО «Еласовское водоснабжение» в десятидневнй срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем отмены приказа ООО «Еласовское водоснабжение» № 29 от 26.12.2011 и калькуляции затрат, устанавливающих стоимость услуг по опломбировке приборов учета, оформленных приложением № 2 к указанному приказу.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Предписание № 03-28/16-2013

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии, членов Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 27.02.2014 по делу № 03-28/16-2013 о нарушении ООО «Еласовское водоснабжение» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

предписывает:

  1. ООО «Еласовское водоснабжение» перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 11 700 (одиннадцать тысяч семьсот) рублей.

  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России до 27 марта 2014 г.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России (ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000)

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, БИК банка 048860001

счет получателя: 40101810100000010001,

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-28/16-2013 [format] => [safe_value] => 03-28/16-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 43 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 43 [vid] => 6 [name] => Контроль хозяйствующих субъектов [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-28 04:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-27 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404966102 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )