02-11/21-13

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 02-11/21-13
Дата публикации: 9 сентября 2013, 17:38

РЕШЕНИЕ

о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/21-13

г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2013 года  

Текст решения в полном объеме изготовлен 06 сентября 2013 года                                                                                   

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Хасанов И.Р. – заместитель руководителя-начальник отдела, председатель комиссии;

Кутюкова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

Емельянова Д.М. – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии заявителя Гражданки., представителя ООО «Полигон»:, доверенность от 18 июля 2013 года б/н, представителей администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», доверенность от 22.08.2013 №01-17/905-и, доверенность от 22.08.2013 №01-17/906-и, рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» (425350, Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, бульвар Космонавтов, 14) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту предоставления ООО «Полигон» в аренду земельного участка с кадастровым номером 12:02:0000000:338 для размещения полигона бытовых и промышленных отходов в нарушение норм земельного законодательства без проведения торгов, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Марийское УФАС России 08.04.2013 года поступило заявление гражданки М. о нарушении антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» при предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» для размещения полигона бытовых и промышленных отходов путем предварительного согласования места размещения объекта в нарушение пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Заявитель полагает, что действия Администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Ответчиком по делу выступает администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» действует на основании Устава муниципального района и Положения о ней.

Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в соответствии со статьей 38 Устава муниципального района осуществляет в пределах своей компетенции управление и распоряжение собственностью муниципального района.

В мае 2006 года произведен выбор земельного участка, находящегося на территории муниципального образования  «Горномарийский муниципальный район» для строительства полигона твердых бытовых отходов и промышленных отходов, расположенный в 1,2 км в северо-восточном направлении от дома №1 деревни Кадышево муниципального образования Красноволжское сельское поселение.

07 июня 2010 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 12:02:0000000:338, местоположение: Республика Марий Эл, Горномарийский район, северо-западная часть кадастрового района, общей площадью 69891 кв.м.

19 августа 2010 года выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности Муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» на указанный земельный участок, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением главы  Правительства Республики Марий Эл от 04 октября 2010 года №601-р указанный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

28 февраля 2011 года Главе администрации Горномарийского муниципального района от общества с ограниченной ответственностью «Полигон» поступило заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства на участке, расположенном в северо-западной части кадастрового района для строительства полигона бытовых и промышленных отходов общей площадью 69891,00 кв.м.

25 февраля 2011 года составлен акт выбора земельного участка площадью 69891 кв.м. для строительства полигона твердо-бытовых и промышленных отходов, расположенного в 1,2 км в северо-восточном направлении от дома №1 деревни Кадышево муниципального образования Красноволжское сельское поселение.

04 марта 2011 года Администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в газете «Край Горномарийский» №8 (10181) и на официальном сайте администрации опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков, в том числе земельного участка, местонахождение: Республика Марий Эл, Горномарийский район, в 1,2 км в северо-восточном направлении от д.1 по ул. Кадышевская, д. Кадышево, общей площадью 69891 кв.м.

04 апреля 2011 года Постановлением администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» №364 утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.

31 октября 2011 года администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» вынесено постановление №1109 «О предварительном согласовании места размещения строительства объекта – полигона бытовых и промышленных отходов ООО «Полигон», пунктом 1 которого общество предварительно согласовано место размещения полигона бытовых и промышленных отходов на вышеуказанном земельном участке, утвержден акт выбора земельного участка.

07 ноября 2011 года Главе администрации Горномарийского муниципального района  от общества с ограниченной ответственностью «Полигон» поступило заявление о предоставлении указанного земельного участка во временное пользование на условиях аренды.

10 ноября 2011 года администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» вынесено постановление «О предоставлении земельного участка ООО «Полигон» №1143, которым участок с кадастровым номером 12:02:0000000:338 предоставлен обществу для размещения полигона бытовых и промышленных отходов.

22 декабря 2011 года ООО «Полигон» направило Главе администрации Горномарийского муниципального района , которым просило считать заявление о предоставлении земельного участка отозванным  и обязалось заключить договор аренды 02.04.2012 в связи с невозможностью проведения строительных работ.

Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в свою очередь письмом от 18 января 2012 года сообщила обществу о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка во временное пользование от 07 ноября 2011 года до 02 апреля 2012 года на основании заявления от 22 декабря 2011  года.

17 ноября 2011 года муниципальным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» и ООО «Полигон» заключен договор аренды №170 земельного участка с кадастровым номером 12:02:0000000:338. Согласно пункту 2.1 договора срок аренды составляет 2 года со 02 апреля 2012 года по 02 апреля 2014 года. Документов, подтверждающих поступление заявлений иных лиц о предоставлении земельного участка для размещения полигона бытовых и промышленных отходов не представлено, в письменных пояснениях администрация сообщила, что таких заявлений не поступало.

Решением III сессии Собрания депутатов муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" от 17 декабря 2009 года №22 утверждено Положение об аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Горномарийского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена" (далее – положение).

Положение устанавливает порядок принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в муниципальной собственности Горномарийского муниципального района (далее - земельный участок), порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков.

Земельные участки предоставляются в аренду после прохождения государственного кадастрового учета.

При предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности Горномарийского муниципального района, обеспечивается в случаях, установленных законодательством, условие предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в газете "Край Горномарийский" или "Жера" (пункт 3 Положения).

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1)      без предварительного согласования мест размещения объектов;

2)      с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 указанной статьи, если иной порядок не установлен Земельным кодексом РФ. Как подтверждается материалами, которыми располагает антимонопольный орган, земельный участок,   местоположение: Республика Марий Эл, Горномарийский район, северо-западная часть кадастрового района, общей площадью 69891 кв.м., сформирован, 07 июня 2010 года в государственный кадастр недвижимости о нем  внесены сведения, присвоен кадастровый номер 12:02:0000000:338.

При таких обстоятельствах у администрации отсутствовали основания для удовлетворения заявления ООО «Полигон» и организации процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и вынесения постановления №1109 «О предварительном согласовании места размещения строительства объекта – полигона бытовых и промышленных отходов ООО «Полигон», что свидетельствует несоответствии действий органа местного самоуправления пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ.

Наличие сформированного земельного участка исключает возможность проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта на этом же земельном участке, то есть проведения в отношении земельного участка мероприятий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; а также подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В своем заявлении гражданка М. указала, что спорный земельный участок мог быть предоставлен только путём проведения торгов, проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Также отметила, что подача нескольких заявок на предоставление одного и того же земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности представляет собой конкуренцию.

Комиссия Марийского УФАС России, оценив доводы заявителя пришла к выводу, что они не нашли своего подтверждения в материалах дела. Так, в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:02:0000000:338 поступило только одно заявление от ООО «Полигон», иных обращений, в том числе, после опубликования информации о наличии такого земельного участка для строительства полигона твердых бытовых отходов от лиц, заинтересованных в его предоставлении, не поступало, следовательно факта подачи нескольких заявок на предоставление одного и того же земельного участка для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности не было.

В рамках рассмотрения дела установлено, что целью обращения гражданки М. с заявлением явилось несогласие с размещением полигона твердых бытовых отходов на спорном земельном участке, при этом заинтересованностью в предоставлении такого участка она не обладала, сведений и доказательств, подтверждающих намерение каких-либо хозяйствующих субъектов претендовать на земельных участок и строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов, не представила.

Между тем, как указывалось ранее, передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Таким образом, земельным законодательством установлено обязательное проведение торгов в отношении сформированного земельного участка при предоставлении его в аренду для строительства, за исключением поступления одного заявления при заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.

Такая публикация направлена обеспечить справедливость, публичность, открытость, прозрачность процедуры предоставления земельного участка и привлечение возможно большего количества заинтересованных лиц - участников рынка по захоронению твердых бытовых отходов.

При наличии заблаговременной публикации о наличии земельного участка для предоставления в аренду Администрация муниципального образования «Горномарийский район» могла предоставить земельный участок единственному хозяйствующему субъекту, проявившему заинтересованность в получении его в аренду.

Администрация муниципального образования «Горномарийский район» в письменных пояснениях от 29 апреля 2013 года и в рамках рассмотрения дела указала, что в течение месяца со дня опубликования сообщения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка в аренду для строительства полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, иных заявлений и возражений, кроме ранее поступившей заявки ООО «Полигон» не было, в связи с чем, после получения всех необходимых заключений, было принято решение о предоставлении обществу земельного участка, так как иных полигонов на ближайшей к городу Козьмодемьянск  территории не имеется, при этом размещение такого полигона необходимо для решения вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на нарушение которой ссылается заявитель, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При квалификации действий органа местного самоуправления по части     1 статьи 15 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен установить два обстоятельства: несоответствие действий органа местного самоуправления законодательству и возможность ограничения, недопущения, устранения конкуренции. 

Материалами дела подтверждается, что действия Администрации муниципального образования «Горномарийский район» не соответствуют Земельному законодательству в части проведения процедуры предварительного согласования в отношении земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

Однако, нарушение земельного законодательства априори не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.

Так, согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Из материалов дела следует, что после постановки земельного участка на кадастровый учет, администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в газете «Край Горномарийский» №8 от 04 марта 2011 года, а также на официальном сайте администрации Горномарийского района сайте www.gornomari.ru опубликована информация о возможном или предстоящем предоставлении  земельных участков в аренду, в том числе земельного участка по адресу: Республика Марий Эл, Горномарийский район, с. Кузнецово, ул. Придорожная, площадью 2200 кв.м., использование для строительств полигона бытовых и промышленных отходов, площадью 69 891 кв.м.

Таким образом, у заинтересованных лиц имелась возможность претендовать на указанный земельный участок, однако заявлений о предоставлении земельного участка по адресу: Республика Марий Эл,Горномарийский район, в 1,2 км в северо-восточном направлении от д.1 по ул. Кадышевская, д. Кадышево, общей площадью 69891 кв.м., помимо общества с ограниченной ответственностью «Полигон» в администрацию не поступало.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом, признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Комиссия Марийского УФАС России, приходит к выводу, что действия администрации не образуют нарушения антимонопольного законодательства, ввиду осуществления Ответчиком заблаговременной публикации о наличии земельного участка для предоставления в аренду под строительство полигона твердых бытовых отходов, которая обеспечила информирование неопределенного круга лиц о наличии на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» земельного участка для предоставления в аренду под строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов.

Следовательно, иные хозяйствующие субъекты не лишены были возможности претендовать на получение спорного земельного участка, как следствие этому является отсутствие признаков ограничения конкуренции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьями 41, 48 Закона о защите конкуренции,  Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства  № 02-11/21-13, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых обстоятельствах.

 

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 11146 [uid] => 5 [title] => 02-11/21-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11146 [type] => solution [language] => ru [created] => 1378906979 [changed] => 1378906979 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1378906979 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/21-13

г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2013 года  

Текст решения в полном объеме изготовлен 06 сентября 2013 года                                                                                   

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Хасанов И.Р. – заместитель руководителя-начальник отдела, председатель комиссии;

Кутюкова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

Емельянова Д.М. – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии заявителя Гражданки., представителя ООО «Полигон»:, доверенность от 18 июля 2013 года б/н, представителей администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», доверенность от 22.08.2013 №01-17/905-и, доверенность от 22.08.2013 №01-17/906-и, рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» (425350, Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, бульвар Космонавтов, 14) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту предоставления ООО «Полигон» в аренду земельного участка с кадастровым номером 12:02:0000000:338 для размещения полигона бытовых и промышленных отходов в нарушение норм земельного законодательства без проведения торгов, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Марийское УФАС России 08.04.2013 года поступило заявление гражданки М. о нарушении антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» при предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» для размещения полигона бытовых и промышленных отходов путем предварительного согласования места размещения объекта в нарушение пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Заявитель полагает, что действия Администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Ответчиком по делу выступает администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» действует на основании Устава муниципального района и Положения о ней.

Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в соответствии со статьей 38 Устава муниципального района осуществляет в пределах своей компетенции управление и распоряжение собственностью муниципального района.

В мае 2006 года произведен выбор земельного участка, находящегося на территории муниципального образования  «Горномарийский муниципальный район» для строительства полигона твердых бытовых отходов и промышленных отходов, расположенный в 1,2 км в северо-восточном направлении от дома №1 деревни Кадышево муниципального образования Красноволжское сельское поселение.

07 июня 2010 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 12:02:0000000:338, местоположение: Республика Марий Эл, Горномарийский район, северо-западная часть кадастрового района, общей площадью 69891 кв.м.

19 августа 2010 года выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности Муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» на указанный земельный участок, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением главы  Правительства Республики Марий Эл от 04 октября 2010 года №601-р указанный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

28 февраля 2011 года Главе администрации Горномарийского муниципального района от общества с ограниченной ответственностью «Полигон» поступило заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства на участке, расположенном в северо-западной части кадастрового района для строительства полигона бытовых и промышленных отходов общей площадью 69891,00 кв.м.

25 февраля 2011 года составлен акт выбора земельного участка площадью 69891 кв.м. для строительства полигона твердо-бытовых и промышленных отходов, расположенного в 1,2 км в северо-восточном направлении от дома №1 деревни Кадышево муниципального образования Красноволжское сельское поселение.

04 марта 2011 года Администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в газете «Край Горномарийский» №8 (10181) и на официальном сайте администрации опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков, в том числе земельного участка, местонахождение: Республика Марий Эл, Горномарийский район, в 1,2 км в северо-восточном направлении от д.1 по ул. Кадышевская, д. Кадышево, общей площадью 69891 кв.м.

04 апреля 2011 года Постановлением администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» №364 утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.

31 октября 2011 года администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» вынесено постановление №1109 «О предварительном согласовании места размещения строительства объекта – полигона бытовых и промышленных отходов ООО «Полигон», пунктом 1 которого общество предварительно согласовано место размещения полигона бытовых и промышленных отходов на вышеуказанном земельном участке, утвержден акт выбора земельного участка.

07 ноября 2011 года Главе администрации Горномарийского муниципального района  от общества с ограниченной ответственностью «Полигон» поступило заявление о предоставлении указанного земельного участка во временное пользование на условиях аренды.

10 ноября 2011 года администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» вынесено постановление «О предоставлении земельного участка ООО «Полигон» №1143, которым участок с кадастровым номером 12:02:0000000:338 предоставлен обществу для размещения полигона бытовых и промышленных отходов.

22 декабря 2011 года ООО «Полигон» направило Главе администрации Горномарийского муниципального района , которым просило считать заявление о предоставлении земельного участка отозванным  и обязалось заключить договор аренды 02.04.2012 в связи с невозможностью проведения строительных работ.

Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в свою очередь письмом от 18 января 2012 года сообщила обществу о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка во временное пользование от 07 ноября 2011 года до 02 апреля 2012 года на основании заявления от 22 декабря 2011  года.

17 ноября 2011 года муниципальным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» и ООО «Полигон» заключен договор аренды №170 земельного участка с кадастровым номером 12:02:0000000:338. Согласно пункту 2.1 договора срок аренды составляет 2 года со 02 апреля 2012 года по 02 апреля 2014 года. Документов, подтверждающих поступление заявлений иных лиц о предоставлении земельного участка для размещения полигона бытовых и промышленных отходов не представлено, в письменных пояснениях администрация сообщила, что таких заявлений не поступало.

Решением III сессии Собрания депутатов муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" от 17 декабря 2009 года №22 утверждено Положение об аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Горномарийского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена" (далее – положение).

Положение устанавливает порядок принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в муниципальной собственности Горномарийского муниципального района (далее - земельный участок), порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков.

Земельные участки предоставляются в аренду после прохождения государственного кадастрового учета.

При предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности Горномарийского муниципального района, обеспечивается в случаях, установленных законодательством, условие предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в газете "Край Горномарийский" или "Жера" (пункт 3 Положения).

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1)      без предварительного согласования мест размещения объектов;

2)      с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 указанной статьи, если иной порядок не установлен Земельным кодексом РФ. Как подтверждается материалами, которыми располагает антимонопольный орган, земельный участок,   местоположение: Республика Марий Эл, Горномарийский район, северо-западная часть кадастрового района, общей площадью 69891 кв.м., сформирован, 07 июня 2010 года в государственный кадастр недвижимости о нем  внесены сведения, присвоен кадастровый номер 12:02:0000000:338.

При таких обстоятельствах у администрации отсутствовали основания для удовлетворения заявления ООО «Полигон» и организации процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и вынесения постановления №1109 «О предварительном согласовании места размещения строительства объекта – полигона бытовых и промышленных отходов ООО «Полигон», что свидетельствует несоответствии действий органа местного самоуправления пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ.

Наличие сформированного земельного участка исключает возможность проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта на этом же земельном участке, то есть проведения в отношении земельного участка мероприятий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; а также подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В своем заявлении гражданка М. указала, что спорный земельный участок мог быть предоставлен только путём проведения торгов, проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Также отметила, что подача нескольких заявок на предоставление одного и того же земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности представляет собой конкуренцию.

Комиссия Марийского УФАС России, оценив доводы заявителя пришла к выводу, что они не нашли своего подтверждения в материалах дела. Так, в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:02:0000000:338 поступило только одно заявление от ООО «Полигон», иных обращений, в том числе, после опубликования информации о наличии такого земельного участка для строительства полигона твердых бытовых отходов от лиц, заинтересованных в его предоставлении, не поступало, следовательно факта подачи нескольких заявок на предоставление одного и того же земельного участка для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности не было.

В рамках рассмотрения дела установлено, что целью обращения гражданки М. с заявлением явилось несогласие с размещением полигона твердых бытовых отходов на спорном земельном участке, при этом заинтересованностью в предоставлении такого участка она не обладала, сведений и доказательств, подтверждающих намерение каких-либо хозяйствующих субъектов претендовать на земельных участок и строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов, не представила.

Между тем, как указывалось ранее, передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Таким образом, земельным законодательством установлено обязательное проведение торгов в отношении сформированного земельного участка при предоставлении его в аренду для строительства, за исключением поступления одного заявления при заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.

Такая публикация направлена обеспечить справедливость, публичность, открытость, прозрачность процедуры предоставления земельного участка и привлечение возможно большего количества заинтересованных лиц - участников рынка по захоронению твердых бытовых отходов.

При наличии заблаговременной публикации о наличии земельного участка для предоставления в аренду Администрация муниципального образования «Горномарийский район» могла предоставить земельный участок единственному хозяйствующему субъекту, проявившему заинтересованность в получении его в аренду.

Администрация муниципального образования «Горномарийский район» в письменных пояснениях от 29 апреля 2013 года и в рамках рассмотрения дела указала, что в течение месяца со дня опубликования сообщения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка в аренду для строительства полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, иных заявлений и возражений, кроме ранее поступившей заявки ООО «Полигон» не было, в связи с чем, после получения всех необходимых заключений, было принято решение о предоставлении обществу земельного участка, так как иных полигонов на ближайшей к городу Козьмодемьянск  территории не имеется, при этом размещение такого полигона необходимо для решения вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на нарушение которой ссылается заявитель, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При квалификации действий органа местного самоуправления по части     1 статьи 15 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен установить два обстоятельства: несоответствие действий органа местного самоуправления законодательству и возможность ограничения, недопущения, устранения конкуренции. 

Материалами дела подтверждается, что действия Администрации муниципального образования «Горномарийский район» не соответствуют Земельному законодательству в части проведения процедуры предварительного согласования в отношении земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

Однако, нарушение земельного законодательства априори не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.

Так, согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Из материалов дела следует, что после постановки земельного участка на кадастровый учет, администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в газете «Край Горномарийский» №8 от 04 марта 2011 года, а также на официальном сайте администрации Горномарийского района сайте www.gornomari.ru опубликована информация о возможном или предстоящем предоставлении  земельных участков в аренду, в том числе земельного участка по адресу: Республика Марий Эл, Горномарийский район, с. Кузнецово, ул. Придорожная, площадью 2200 кв.м., использование для строительств полигона бытовых и промышленных отходов, площадью 69 891 кв.м.

Таким образом, у заинтересованных лиц имелась возможность претендовать на указанный земельный участок, однако заявлений о предоставлении земельного участка по адресу: Республика Марий Эл,Горномарийский район, в 1,2 км в северо-восточном направлении от д.1 по ул. Кадышевская, д. Кадышево, общей площадью 69891 кв.м., помимо общества с ограниченной ответственностью «Полигон» в администрацию не поступало.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом, признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Комиссия Марийского УФАС России, приходит к выводу, что действия администрации не образуют нарушения антимонопольного законодательства, ввиду осуществления Ответчиком заблаговременной публикации о наличии земельного участка для предоставления в аренду под строительство полигона твердых бытовых отходов, которая обеспечила информирование неопределенного круга лиц о наличии на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» земельного участка для предоставления в аренду под строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов.

Следовательно, иные хозяйствующие субъекты не лишены были возможности претендовать на получение спорного земельного участка, как следствие этому является отсутствие признаков ограничения конкуренции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьями 41, 48 Закона о защите конкуренции,  Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства  № 02-11/21-13, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых обстоятельствах.

 

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/21-13

г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2013 года  

Текст решения в полном объеме изготовлен 06 сентября 2013 года                                                                                   

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Хасанов И.Р. – заместитель руководителя-начальник отдела, председатель комиссии;

Кутюкова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

Емельянова Д.М. – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии заявителя Гражданки., представителя ООО «Полигон»:, доверенность от 18 июля 2013 года б/н, представителей администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», доверенность от 22.08.2013 №01-17/905-и, доверенность от 22.08.2013 №01-17/906-и, рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» (425350, Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, бульвар Космонавтов, 14) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту предоставления ООО «Полигон» в аренду земельного участка с кадастровым номером 12:02:0000000:338 для размещения полигона бытовых и промышленных отходов в нарушение норм земельного законодательства без проведения торгов, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Марийское УФАС России 08.04.2013 года поступило заявление гражданки М. о нарушении антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» при предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» для размещения полигона бытовых и промышленных отходов путем предварительного согласования места размещения объекта в нарушение пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Заявитель полагает, что действия Администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Ответчиком по делу выступает администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» действует на основании Устава муниципального района и Положения о ней.

Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в соответствии со статьей 38 Устава муниципального района осуществляет в пределах своей компетенции управление и распоряжение собственностью муниципального района.

В мае 2006 года произведен выбор земельного участка, находящегося на территории муниципального образования  «Горномарийский муниципальный район» для строительства полигона твердых бытовых отходов и промышленных отходов, расположенный в 1,2 км в северо-восточном направлении от дома №1 деревни Кадышево муниципального образования Красноволжское сельское поселение.

07 июня 2010 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 12:02:0000000:338, местоположение: Республика Марий Эл, Горномарийский район, северо-западная часть кадастрового района, общей площадью 69891 кв.м.

19 августа 2010 года выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности Муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» на указанный земельный участок, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением главы  Правительства Республики Марий Эл от 04 октября 2010 года №601-р указанный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

28 февраля 2011 года Главе администрации Горномарийского муниципального района от общества с ограниченной ответственностью «Полигон» поступило заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства на участке, расположенном в северо-западной части кадастрового района для строительства полигона бытовых и промышленных отходов общей площадью 69891,00 кв.м.

25 февраля 2011 года составлен акт выбора земельного участка площадью 69891 кв.м. для строительства полигона твердо-бытовых и промышленных отходов, расположенного в 1,2 км в северо-восточном направлении от дома №1 деревни Кадышево муниципального образования Красноволжское сельское поселение.

04 марта 2011 года Администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в газете «Край Горномарийский» №8 (10181) и на официальном сайте администрации опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков, в том числе земельного участка, местонахождение: Республика Марий Эл, Горномарийский район, в 1,2 км в северо-восточном направлении от д.1 по ул. Кадышевская, д. Кадышево, общей площадью 69891 кв.м.

04 апреля 2011 года Постановлением администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» №364 утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.

31 октября 2011 года администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» вынесено постановление №1109 «О предварительном согласовании места размещения строительства объекта – полигона бытовых и промышленных отходов ООО «Полигон», пунктом 1 которого общество предварительно согласовано место размещения полигона бытовых и промышленных отходов на вышеуказанном земельном участке, утвержден акт выбора земельного участка.

07 ноября 2011 года Главе администрации Горномарийского муниципального района  от общества с ограниченной ответственностью «Полигон» поступило заявление о предоставлении указанного земельного участка во временное пользование на условиях аренды.

10 ноября 2011 года администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» вынесено постановление «О предоставлении земельного участка ООО «Полигон» №1143, которым участок с кадастровым номером 12:02:0000000:338 предоставлен обществу для размещения полигона бытовых и промышленных отходов.

22 декабря 2011 года ООО «Полигон» направило Главе администрации Горномарийского муниципального района , которым просило считать заявление о предоставлении земельного участка отозванным  и обязалось заключить договор аренды 02.04.2012 в связи с невозможностью проведения строительных работ.

Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в свою очередь письмом от 18 января 2012 года сообщила обществу о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка во временное пользование от 07 ноября 2011 года до 02 апреля 2012 года на основании заявления от 22 декабря 2011  года.

17 ноября 2011 года муниципальным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» и ООО «Полигон» заключен договор аренды №170 земельного участка с кадастровым номером 12:02:0000000:338. Согласно пункту 2.1 договора срок аренды составляет 2 года со 02 апреля 2012 года по 02 апреля 2014 года. Документов, подтверждающих поступление заявлений иных лиц о предоставлении земельного участка для размещения полигона бытовых и промышленных отходов не представлено, в письменных пояснениях администрация сообщила, что таких заявлений не поступало.

Решением III сессии Собрания депутатов муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" от 17 декабря 2009 года №22 утверждено Положение об аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Горномарийского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена" (далее – положение).

Положение устанавливает порядок принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в муниципальной собственности Горномарийского муниципального района (далее - земельный участок), порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков.

Земельные участки предоставляются в аренду после прохождения государственного кадастрового учета.

При предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности Горномарийского муниципального района, обеспечивается в случаях, установленных законодательством, условие предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в газете "Край Горномарийский" или "Жера" (пункт 3 Положения).

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1)      без предварительного согласования мест размещения объектов;

2)      с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 указанной статьи, если иной порядок не установлен Земельным кодексом РФ. Как подтверждается материалами, которыми располагает антимонопольный орган, земельный участок,   местоположение: Республика Марий Эл, Горномарийский район, северо-западная часть кадастрового района, общей площадью 69891 кв.м., сформирован, 07 июня 2010 года в государственный кадастр недвижимости о нем  внесены сведения, присвоен кадастровый номер 12:02:0000000:338.

При таких обстоятельствах у администрации отсутствовали основания для удовлетворения заявления ООО «Полигон» и организации процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и вынесения постановления №1109 «О предварительном согласовании места размещения строительства объекта – полигона бытовых и промышленных отходов ООО «Полигон», что свидетельствует несоответствии действий органа местного самоуправления пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ.

Наличие сформированного земельного участка исключает возможность проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта на этом же земельном участке, то есть проведения в отношении земельного участка мероприятий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; а также подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В своем заявлении гражданка М. указала, что спорный земельный участок мог быть предоставлен только путём проведения торгов, проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Также отметила, что подача нескольких заявок на предоставление одного и того же земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности представляет собой конкуренцию.

Комиссия Марийского УФАС России, оценив доводы заявителя пришла к выводу, что они не нашли своего подтверждения в материалах дела. Так, в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:02:0000000:338 поступило только одно заявление от ООО «Полигон», иных обращений, в том числе, после опубликования информации о наличии такого земельного участка для строительства полигона твердых бытовых отходов от лиц, заинтересованных в его предоставлении, не поступало, следовательно факта подачи нескольких заявок на предоставление одного и того же земельного участка для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности не было.

В рамках рассмотрения дела установлено, что целью обращения гражданки М. с заявлением явилось несогласие с размещением полигона твердых бытовых отходов на спорном земельном участке, при этом заинтересованностью в предоставлении такого участка она не обладала, сведений и доказательств, подтверждающих намерение каких-либо хозяйствующих субъектов претендовать на земельных участок и строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов, не представила.

Между тем, как указывалось ранее, передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Таким образом, земельным законодательством установлено обязательное проведение торгов в отношении сформированного земельного участка при предоставлении его в аренду для строительства, за исключением поступления одного заявления при заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.

Такая публикация направлена обеспечить справедливость, публичность, открытость, прозрачность процедуры предоставления земельного участка и привлечение возможно большего количества заинтересованных лиц - участников рынка по захоронению твердых бытовых отходов.

При наличии заблаговременной публикации о наличии земельного участка для предоставления в аренду Администрация муниципального образования «Горномарийский район» могла предоставить земельный участок единственному хозяйствующему субъекту, проявившему заинтересованность в получении его в аренду.

Администрация муниципального образования «Горномарийский район» в письменных пояснениях от 29 апреля 2013 года и в рамках рассмотрения дела указала, что в течение месяца со дня опубликования сообщения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка в аренду для строительства полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, иных заявлений и возражений, кроме ранее поступившей заявки ООО «Полигон» не было, в связи с чем, после получения всех необходимых заключений, было принято решение о предоставлении обществу земельного участка, так как иных полигонов на ближайшей к городу Козьмодемьянск  территории не имеется, при этом размещение такого полигона необходимо для решения вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на нарушение которой ссылается заявитель, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При квалификации действий органа местного самоуправления по части     1 статьи 15 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен установить два обстоятельства: несоответствие действий органа местного самоуправления законодательству и возможность ограничения, недопущения, устранения конкуренции. 

Материалами дела подтверждается, что действия Администрации муниципального образования «Горномарийский район» не соответствуют Земельному законодательству в части проведения процедуры предварительного согласования в отношении земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

Однако, нарушение земельного законодательства априори не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.

Так, согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Из материалов дела следует, что после постановки земельного участка на кадастровый учет, администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в газете «Край Горномарийский» №8 от 04 марта 2011 года, а также на официальном сайте администрации Горномарийского района сайте www.gornomari.ru опубликована информация о возможном или предстоящем предоставлении  земельных участков в аренду, в том числе земельного участка по адресу: Республика Марий Эл, Горномарийский район, с. Кузнецово, ул. Придорожная, площадью 2200 кв.м., использование для строительств полигона бытовых и промышленных отходов, площадью 69 891 кв.м.

Таким образом, у заинтересованных лиц имелась возможность претендовать на указанный земельный участок, однако заявлений о предоставлении земельного участка по адресу: Республика Марий Эл,Горномарийский район, в 1,2 км в северо-восточном направлении от д.1 по ул. Кадышевская, д. Кадышево, общей площадью 69891 кв.м., помимо общества с ограниченной ответственностью «Полигон» в администрацию не поступало.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом, признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Комиссия Марийского УФАС России, приходит к выводу, что действия администрации не образуют нарушения антимонопольного законодательства, ввиду осуществления Ответчиком заблаговременной публикации о наличии земельного участка для предоставления в аренду под строительство полигона твердых бытовых отходов, которая обеспечила информирование неопределенного круга лиц о наличии на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» земельного участка для предоставления в аренду под строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов.

Следовательно, иные хозяйствующие субъекты не лишены были возможности претендовать на получение спорного земельного участка, как следствие этому является отсутствие признаков ограничения конкуренции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьями 41, 48 Закона о защите конкуренции,  Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства  № 02-11/21-13, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых обстоятельствах.

 

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-11/21-13 [format] => [safe_value] => 02-11/21-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-09 13:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-09 13:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1378906979 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Марийское УФАС России )