• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ФАС на рекламные SMS

Антимонопольная служба взялась за борьбу с навязчивыми SMS-сообщениями рекламного характера.

Назойливая реклама

 

В полку мобильных раздражителей прибыло. Помимо «партнеров», покушающихся на финансовое благополучие абонентов, активизировались не менее надоедливые рекламщики. SMS рекламного характера – явление сравнительно молодое, но быстро прогрессирующее. Особенно достают СМСки, предлагающие вызвать такси и взять кредит. При этом рекламируемые товары и услуги могут продаваться в соседнем городе или даже регионе.

 

Кто в ответе за рекламные сообщения, предстоит разобраться местному управлению Федеральной антимонопольной службы. В некоторых случаях виновны сами абоненты сотовых операторов, которые заполняют анкеты в магазинах, оставляют номер телефона и, вместе с тем, соглашаются на получение рекламных SMS. А вот сотовые операторы к незаконной рассылке отношения не имеют – уверены антимонопольщики. Все дело в том, что согласие на получение рекламы от сотового оператора абоненту приходится подписывать, заключая договор на пользование услугами мобильной связи. Отказаться от такой рекламы можно.  Для этого достаточно обратиться к оператору.

 

Между тем у некоторых операторов имеются технические возможности блокировать спам сторонних компаний и номера, с которых его рассылают. К примеру, МТС ежемесячно блокирует более сотни таких номеров. Более того, с прошлого года оператор запустил единую федеральную платформу, призванную защитить абонентов от мошенников и нежелательных рассылок. Платформа просматривает все входящие сообщения и оценивает количество схожих по содержанию смсок в определенный момент времени. Технология позволяет автоматически распознавать спам и блокировать его источник.

 

Начинание похвально. Но мысль о том, что личные сообщения читает кто-то кроме адресата, пусть даже и компьютерная программа, может заставить любителей пикантных смсок  придержать полет фантазии. Кроме того, регулярно получаемые автором статьи рекламные SMS наводят на мысль, что фильтры операторов не такие уж и надежные.

 

К сожалению, технической возможности выявлять спам по содержанию сообщений есть не у всех операторов. Так, бывший оператор «Элайн», теперь «Ростелеком», чтобы прекратить нескончаемый поток спама, рекомендует обращаться к непосредственному поставщику рекламируемых услуг. Впрочем, есть риск, что увидев обратную связь, незадачливый рекламодатель удвоит свои усилия по рассылке рекламных сообщений. Больше всего повезло абонентам «Мегафона». Как указано в ответе сотового оператора на запрос «ВНД», чтобы спастись от назойливой рекламной рассылки, оператор может совсем отключить услугу «SMS». Решение радикальное, но чрезвычайно действенное.

 

Штраф за назойливость

 

Устав получать на свой телефон рекламу, несколько абонентов недавно обратилось в антимонопольную службу с просьбой покарать надоедливых рекламщиков. Заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов УФАС Марий Эл Ольга Куканова сообщила «ВНД», что на данный момент  жалобы на SMS рекламного характера написали уже 23 человека.

 

В конце года по факту нарушения закона о рекламе марийские антимонопольщики завели два дела. По ним отправитель незаконных SMS могут заплатить за назойливость до 400 тысяч рублей. Однако когда появятся первые оштрафованные, пока неизвестно.

 

По словам Кукановой, основная сложность заключается в том, что УФАС не может найти непосредственного отправителя сообщений. Порой они проходят через несколько центров SMS-рассылки. Отследить начального отправителя в таком случае сложно. При этом порой отправитель маскирует свой номер, выдавая себя за совершенно постороннего абонента. К тому же антимонопольщикам приходится получать персональные данные владельцев номеров, с которых приходят сообщения, на что нужны особые полномочия. В этом случае УФАС приходится обращаться за помощью в полицию.

 

Но, не смотря на все сложности, УФАС удается распутывать хитросплетения рекламщиков и скоро одного из отправителей рекламных смсок может ждать неприятный сюрприз. Хочется верить, что штраф одному нарушителю заставит остальных оставить свои потуги навязать нам свои услуги с помощью спам-рассылок.

 

Виктор Мальцев

 

Вставка

 

К сожалению, отказаться от получения SMS-спама невозможно. Зато можно привлечь к ответственности того, кто его рассылает. Для этого нужно написать заявление в Марийское  УФАС, которое находится по адресу: 424000, РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164. В нем необходимо изложить суть претензии и указать, что рекламные сообщения нарушают закон «О рекламе». К заявлению можно приложить детализацию от сотового оператора и фотографию SMS-сообщения, которое вы считаете незаконным. Остальным займутся профессионалы.