• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

«Московский Комсомолец в Марий Эл»

Тарифам и ценам – контроль!

Региональная антимонопольная служба отчиталась о проделанной работе.

Прошедший год «подарил» немало хлопот не только предприятиям республики, но и ведомствам. Не стало исключением и Марийское УФАС России. 2010 запомнится сотрудникам ростом всех показателей в работе и конечно, назначением нового руководителя – Евгения Костюшина. На днях Евгений Константинович рассказал журналистам республики о результатах деятельности службы и наиболее ярких делах, рассмотренных управлением.

 

В ходе состоявшейся пресс-конференции руководитель ведомства рассказал о деятельности УФАС в сфере государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. В качестве примера Костюшин привел случай с одним из чиновников йошкар-олинской мэрии, за подписью которого по торговым сетям столицы был разослан документ, в котором указывались рекомендательные цены на водку и ликеро-водочные изделия. Очевидно, руководитель забыл или не знал, что вмешательство органов власти в вопросы ценообразования недопустимо. В данной сфере управлением заведено девять дел, выписано пять предписаний.

Довольно активно обсуждались вопросы соблюдения законодательства о рекламе и регулирование исполнения государственного заказа. Специалисты службы не скупились на примеры и вспомнили, как за недобросовестную рекламу оплаты коммунальных услуг привлекли чиновников одного из районов Марий Эл. На протяжении нескольких месяцев жители этого муниципального образования получали квитанцию на оплату услуг, в которых власти писали открытым текстом «Не пользоваться Почтой России», а платить в кассах коммунальных организаций и администрации. Более резонансным было дело против одной из федеральных торговых сетей. Сотрудники управления, проходя мимо магазина «Л,Этуаль» увидели броский плакат, на котором крупными буквами было написано обещание – «50% покупки бесплатно!», а ниже – мелкими, почти нечитаемыми буквами условия акции. То, что бесплатный сыр только в мышеловке – понятно, но по закону подобные завлекательные приемы не что иное, как нарушение. В итоге, фирменные магазины были оштрафованы на кругленькую сумму.

Как признался Евгений Константинович, жители республики становятся все более активными. Об этом говорит год от года растущее число жалоб и обращений. И не удивительно, что многие из них касаются самых насущных и наболевших вопросов – роста цен на продукты питания и товары народного потребления, а также постоянное и, кажется, непомерное увеличение тарифов.

- Не открою секрета, если скажу, что в нашей стране ценообразование на товары и услуги свободное. И задача антимонопольной службы контролировать этот процесс, чтобы уровень тарифов и цен не превышал допустимого предельного уровня, установленного правительством. Важно чтобы высокие цены не стали результатом сговора картелей или самовольным решением какого-то одного монополиста.

Неудивительно, что наиболее остро журналистами обсуждались вопросы цен на гречневую крупу. Во всех регионах стоимость гречки взлетела в разы, и Марий Эл - не исключение. Региональная антимонопольная служба одной из первых вышла в магазины города с проверками цен. В результате были выявлены нарушения во многих торговых сетях столицы, только по «гречневым» делам Марийское УФАС выписало штрафов более чем на 700 тысяч рублей. Правда, штрафы не снизили цен, та же гречка продолжает расти, в некоторых магазинах стоимость килограмма зашкаливает за 100 рублей. Как продолжает расти цена на картофель, капусту, сахар. Евгений Костюшин обещал, что управление продолжит контролировать данный вопрос и привлекать нарушителей к ответу.

Говоря о повышении цен на бензин и дизельное топливо, Евгейний Константинович предположил, что причина подобного явления кроется в недостаточной конкуренции. Если бы на рынке было больше продавцов, цена на товар постепенно пошла бы на спад.

Применима ли данная теория к коммунальным услугам? Скорее нет, чем да. Зачастую коммунальщики пользуются своим положением на рынке, диктуя цены без оглядки на потребителя. Так в прошлом году по жалобе в УФАС были пересмотрены тарифы на газ для жителей многочисленных населенных пунктов. Ресурсоснабжающая организация установила для населения тарифы, такие же, как и промышленным предприятиям, но суд обязал пересмотреть данное решение и произвести перерасчет за прошедшие месяцы. За манипуляцию тарифами также в прошлом году была привлечена к ответственности одна энергетическая компания. В этом году антимонопольная служба намерена проконтролировать ценообразование услуг управляющих компаний, которые зачастую ненадлежащим образом обслуживают жилой фонд Йошкар-Олы, так еще и под благовидными предлогами увеличивают расценки своей работы.

2011 год для антимонопольной службы легче не станет. Главное, что результаты работы этой структуры не только поправляли нерадивых управленцев и коммерсантов, но и приносили пользу рядовым гражданам.

 

Справка МК:

За 2010 год Марийским УФАС России проведено 278 проверок нарушений законодательства (что на 24% больше уровня 2009 года). В прошлом году управлением было возбуждено 466 административных дел ( рост составил 65% к показателю 2009 года), вынесено постановлений о наложении штрафа на сумму 39 млн. 462,5 тыс. рублей.

Александр КИСЕЛЕВ.