Рекламный совет: Реклама услуг по кредитованию без указания всех условий нарушает закон

ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. Очередные нарушения рекламного законодательства в данной сфере рассмотрели Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и её территориальные управления по Республике Карелия, Республике Крым, Республике Марий Эл, Республике Хакасия и Удмуртской Республике, Санкт-Петербургу, Ханты-Мансийскому автономному округу и Новосибирской области (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ. Марийское УФАС установило нарушение в рекламе семейной ипотеки от «Альфа-банка» в эфире «Радио России». Предложение содержало в себе только привлекательные условия кредита, однако умолчало о других условиях, влияющих на итоговый размер выплат

Комиссия управления проанализировала рекламу следующего содержания:

«Альфа-банк» расширил условия по семейной ипотеке и снизил ставку до пяти с половиной процентов на покупку квартиры или дома. Успейте оформить в марте».

Установлены нарушения двух части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 закона о рекламе (см. «Справку»), которые повлекли за собой умалчивание ряда существенных условий услуги по предоставлению ипотеки. Это в свою очередь вводит потребителей в заблуждение и не даёт подсчитать конечный размер ипотечного кредита по информации из рекламы. Так, в спорной рекламе дано следующее привлекательное предложения от «Альфа-банка»: процентная ставка до 5,5 %. Однако в рекламе также должны были быть указаны другие существенные условия: сроки предоставления кредита (от 3 до 30 лет); сумма вклада (от 600 тысяч до 12 млн рублей); порядок начисления процентов; возможность досрочного снятия денежных средств. Вся подробная информация доступна только в клиентском предложении, ознакомиться с которым можно только у консультанта банка. В рекламе этих существенных условий нет.

Комиссия Марийского УФАС признала рекламу АО «Альфа-банк» незаконной и выдала обществу предписание об устранении нарушений.

Справка

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу части 1 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для ИП – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

На основании пункта 2 части 2 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В силу части 3 статьи 28 если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заёмщика и влияющие на неё.

В соответствии с частью 13 статьи 28 реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

На основании части 14 статьи 28 если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включёнными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

(Соб. инф. по материалам пресс-службы ФАС России и территориальных управлений)