На голубом газу

В конце марта специалисты Марийского УФАС обнаружили признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола». Техническое обслуживание (ТО) наружных и внутренних газопроводов сети газопотребления должно проводиться не реже одного раза в три года (приказ Минрегионразвития РФ № 239 от 26.06.2009 г.), а газовики радуют потребителей техобслуживанием внутридомового оборудования ежегодно, при этом стоимость их услуг постоянно увеличивается.

 

Цена растет

Организация, являясь к в Марий Эл практически единственной из предоставляющих подобные услуги, выставляет за них монопольно высокую цену. На самом деле ТО га­зовой плиты с 2012 года по 2013 выросло с 209 до 240 руб. (на 15%), га­зового счетчика - с 49 до 57 рублей (на 16%). Хотя официальный уровень инфляции в России со­ставляет 6,5%.

 

Вышел срок

По правилам, пока у газовых приборов не вышел срок службы, указанный изготовителем в паспорте, «осматривать» их можно не реже одного раза в три года. Если, конечно, жилец не сомневается в том, что прибор работает нормально и все соединения герметичны, Срок эксплуатации у приборов довольно большой - от 10 до 14 лет. После его окончания проверка потребуется уже раз в год.

Покопавшись в теме, «КГ» обнаружил, что в этой услуге есть еще неоднозначные моменты, и решил их прояснить, обратившись с вопросом к генеральному директору ООО «Газпром и газораспределение Йошкар-Ола» Александру Ерёмину: «Если можно проверять приборы с неистекшим сроком службы раз в три года, то почему техобслуживание проводится ежегодно?»

Такой мы получили ответ:

- На сегодня 58 процентов домов имеют газопроводы, отработавшие нормативный срок (30 лет), поэтому требующие ежегодного техобслуживания. Во время работ по внутридомовым сетям абоненту предлагается проведение ТО внутриквартирных приборов в зависимости от срока службы и их технического состояния. За 2012 год в Йошкар-Оле проведено техобслуживание половины квартир от общего числа. Таким образом, оно не является ежегодным.

Я решила уточнить: раз услуга «предлагается», значит, она предполагает возможность отказа? Главный инженер ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» Александр Чезганов подтвердил, что если срок службы у прибора не закончился, то абонент имеет право отказываться от его обслуживания каждый год. Правда, подчеркнул, что проверяют не только прибор, но и соеди­нения его с газопроводом и что регулярные проверки - залог безопасности.

 

Двойная проверка?

«Красный город»: - Бывает, что прибор толь­ко установлен, но его все равно проверяют во время планового техобслужива­ния. Гарантируют ли уста­новщики качество работы? Если да - зачем перепрове­рять работу, за которую уже заплатили?

 

«Газпром газораспре­деление Йошкар-Ола»:

- В период гарантийного сро­ка ТО не проводится, если это не определено в паспорте за- вода-изготовителя. «Газпром газораспределение Йошкар-О­ла» дает гарантию на установ­ку газовых приборов, выпол­ненную только специалистами компании. Если это сделано иными лицами, организация гарантий не дает.

«КГ»: - В договоре с ЖЭУК указан перечень ра­бот, аналогичный работам для абонентов (например, инструктаж, проверка вен­тиляции и т. п.). Получа­ется, что и управляющая компания, и потребители платят за одни и те же дей­ствия?

Главный инженер ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» Александр Чезганов.
«ГГЙО»: - Внутридомовые инженерные системы газоснабжения относятся к общедомовому имуществу, и собственники обязаны нести бремя расходов на их содержание. С ЖЭУК заключаются договоры на техническое обслуживание внутренних газопроводов от места присоединения к газораспределительной сети до крана перед газоиспользующим оборудования.
Александр Чезганов добавил, что указанные в договоре с ЖЭУК работы с абонентами относятся к домам типа «общежитие», когда газовые плиты фактически находятся в местах общего пользования. Работы по таким домам и вписали в типовой договор с ЖЭУК.
«КГ»: - В перечне работ по ТО есть проверка тяги дымоходов и вентиляционных каналов. Но эту же работу выполняет специализированная организация ООО «Электромонтаж» бесплатно для жильцов. Зачем ее повторять?
«ГГЙО»: - Специалист оценивает наличие тяги через газовый прибор в процессе его работы. Если тяга отсутствует, мастер обязан отключить газовый прибор до устранения недостатка. «Электромонтаж» производит проверку состояния дымового и вентиляционного каналов от места присоединения прибора до оголовка дымовой трубы, проверку дымоходов на плотность и т. п. Так что это разные наборы работ, дублирования здесь нет.
 
Жильцы только платят, но никак не могут повлиять на ситуацию во всем доме, не могут контролировать добросовестность проверок. И никаких изменений в этой области не предвидится. Так с чего бы расти цене на услугу?
 
Знай плати
«КГ»: - В составе ТО для потребителей указаны работы по разборке и смазке кранов плит, наладке и регулировке автоматики безопасности. Однако делают их не всегда. Если работа выполнена не полностью, почему не уменьшается плата?
 
«ГГЙО»: - Современное газовое оборудование не всегда требует разборки и смазки кранов. От этого комплекс работ не перестает оставаться техническим обслуживанием. В случае, если при ТО выполняется не весь комплекс работ, то специалисты компании применяют расценки на выполнение разовых операций, которые значительно ниже планового ТО.
 
Выходит, какие-то права у потребителей все-таки есть. Например, отказаться от ежегодной проверки газовых приборов или запросить расценки на разовые работы. А с другой стороны, перед плановым ТО на подъезде всегда появляется объявление, что жильцы ОБЯЗАНЫ предоставить доступ в квартиры. В случае их отсутствия и обнаружения утечки газа отключат весь стояк. Такой незамысловатый способ вынудить всех сидеть по домам в ожидании платной услуги.
 
За чей счет безопасность?
При общении корреспондента «КГ» с руководством ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» неоднократно звучала мысль о том, что плановое проведение техобслуживания и соблюдение потребителями правил пользования газом в быту гарантируют безопасность.
Выскажу по этому повод свое мнение. Методы проверки у газовиков не меняются уже много десятков лет - все тот же помазок и мыло. То есть качество услуги не изменилось. Безопасности тоже вряд ли прибавилось. Эта сфера, к сожалению, стала слишком коммерциализирована, чтобы выступать гарантом. Жильцы только платят, но никак не могут повлиять на ситуацию во всем доме, не могут контролировать добросовестность проверок. И никаких изменений в этой области не предвидится.
Так с чего бы расти цене за эту услугу?