Протокол №1 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
Председательствовал:
Председатель Экспертного совета, и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Зубарев В.В.
Присутствовали:
Члены Экспертного совета: Куканова О.А.; Жарикова Е.Б.; Баранова И.А.; Патрикеев А.Е.; Репина Е.А.; Садовин И.Г.; Гладнев В.Ю.; Тимофеева Л.И.; Нигмадьянова С.Ф..
I. Проблемы соотношения понятий «вывеска» и «наружная реклама» (по конкретным примерам при оформлении торговых центров).
(Зубарев В.В.; Куканова О.А.; Баранова И.А.; Патрикеев А.Е.; Репина Е.А.; Садовин И.Г.; Гладнев В.Ю.; Тимофеева Л.И.; Нигмадьянова С.Ф.).
Решили
1. Вывески, не содержащие обязательной информации, определенной Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», могут быть отнесены к рекламе на основании их содержания. В этом случае вся информация может быть отнесена к «вывескам, содержащим элементы рекламы», что в целом относит ее к рекламе.
2. Признать, что информация:
- «МЕБЕЛЬНЫЙ МАГАЗИН, изображения корпусной мебели, СТЕНКИ ПРИХОЖИЕ СПАЛЬНЫЕ Г-РЫ КУХОННАЯ МЕБЕЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СТОЛЫ ТВ-ТУМБЫ ШКАФЫ, ФАНТ МЕБЕЛЬ, 2 этаж» является вывеской с элементами рекламы и указателем размещения, и является рекламой,
изображения в витрине торгового центра - образов детей, игрушек, дамских сумок со словами ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА, ИГРУШКИ, ОБУВЬ, СУМКИ, ТУФЛИ, ПЕРЧАТКИ, ЗОНТЫ является рекламой;
- «РАСПРОДАЖА ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ с образами ребенка и двух взрослых людей» является рекламой,
«РЕМОНТ ПОШИВ ОДЕЖДЫ» является вывеской,
в витрине торгового центра «МАСТЕРСКАЯ ПО РЕМОНТУ ОБУВИ» является вывеской;
- «ДЕВУШКИ & МОДА, ЖЕНСКАЯ МОДНАЯ ОДЕЖДА, СУМКИ АКСЕССУАРЫ с изображением образа девушки» является рекламой,
«ПОСТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЕ, ПОДУШКИ, ОДЕЯЛА, ПЛЕДЫ АКСЕССУАРЫ с изображением образа спящей девушки» является рекламой,
«ФАВОРИТ, МУЖСКАЯ ОДЕЖДА с изображением мужского образа» является рекламой,
«МИНИ АТЕЛЬЕ ФЕЯ, РЕМОНТ И РЕСТАВРАЦИЯ ОДЕЖДЫ» является вывеской,
«ТРИКОТАЖ, ДЕТСКИЙ, МУЖСКОЙ, ЖЕНСКИЙ, 1 ЭТАЖ» является вывеской с указателем,
в витрине торгового центра «СРОЧНЫЙ РЕМОНТ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ» является вывеской;
- «АРЕНДА, ПРОДАЖА 89600904333» является рекламой,
«ДОМАШНИЙ ТЕКСТИЛЬ, МАТРАЦЫ ОДЕЯЛА ПОДУШКИ ПОСТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЕ ПОКРЫВАЛО ПАРФЮМЕРИЯ КОСМЕТИКА БРИТВЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ с изображением МЯГКОЙ МЕБЕЛИ И ПОДУШЕК, образа девушки» является рекламой,
«РЕМОНТ ПОШИВ ОДЕЖДЫ» является вывеской;
- «ЭМИЛИЯ СВАДЕБНЫЙ САЛОН с изображением мужского и женского образов» является рекламой,
«СТИЛЬ, СТИЛЬНАЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ с изображением мужского и женского образов» является рекламой,
«САЛОН МЕБЕЛИ, МЕБЕЛЬ НА ЗАКАЗ с изображением образцов мебели» является рекламой;
- «САЙВЕР ЛЮБИМЫЕ КРАСКИ с изображением образцов банок краски» является рекламой,
«ВСЕ ДЛЯ РЕМОНТА, ТЕЛ. 64-64-64 1-Й ЭТАЖ, с изображением молотка» является рекламой,
«ДОМАШНИЙ ТЕКСТИЛЬ, ТКАНИ, ФУРНИТУРА, ВСЕ ДЛЯ РУКОДЕЛИЯ, 1-Й ЭТАЖ» является вывеской с указателем,
«КАНЦТОВАРЫ ИГРУШКИ с изображением канцелярских изделий» является рекламой,
«КОЖГАЛАНТЕРЕЯ с изображением портмоне» является рекламой,
«СУВЕНИРЫ с изображением керамических изделий» является рекламой,
«ЗОНТЫ БИЖУТЕРИЯ с изображением женского образа и зонта» является рекламой,
«АКСЕССУАРЫ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ с изображением мобильного телефона» является рекламой,
«ОТДЕЛ СОФИЯ КОЖГАЛАНТЕРЕЯ, ОБУВЬ СУМКИ ИГРУШКИ ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА ТОВАРЫ ДЕТЯМ с изображениями дамских сумок и игрушек» является рекламой.
II Неоднозначное толкование текста рекламы:
- «Фокино - Праздник в каждой капле!»;
(Зубарев В.В.; Куканова О.А.; Баранова И.А.; Патрикеев А.Е.; Репина Е.А.; Садовин И.Г.; Гладнев В.Ю.; Тимофеева Л.И.; Нигмадьянова С.Ф.)
1. Признать, информацию «Фокино - Праздник в каждой капле!» рекламой алкогольной продукции.
2. Указать, что текст рекламы содержит нарушение п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
3. Отметить, что филологический анализ слогана приводит к двоякому осознанию информации слогана: «Фокино - Праздник в каждой капле» и «Фокино - Горе в каждой капле».
4. Направить рекламодателю информацию о возникновении двойственного восприятия слогана.
- «Не покупайте технику! Ждите….».
(Зубарев В.В.; Куканова О.А.; Баранова И.А.; Патрикеев А.Е.; Репина Е.А.; Садовин И.Г.; Гладнев В.Ю.; Тимофеева Л.И.; Нигмадьянова С.Ф.)
1. Признать информацию, размещенную последовательно: «Не покупайте технику! Ждите….», «Не покупайте технику! Ждите….М.видео», «М.видео ПЕРВЫЙ ГИПЕРМАРКЕТ ЭЛЕКТРОГНИКИ Мы открылись! Первомайская, 113 ТЦ «Дом торговли» №1 для вас» ненадлежащей рекламой.
III Решение проблемных вопросов печатных СМИ по поводу применения статей 24, 25, 26, 9, 28 Закона о рекламе:
1. Что считается методом лечения? Считается ли словосочетание «лазерные операции» методом лечения?
(Гладнев В.Ю.).
1). Указать, что понятие метод лечения законодательно не закреплено. Согласно общепризнанным принципам и традициям в медицине данное понятие подразумевает совокупность определенных медицинских приемов, лекарственных средств, которые должны привести к терапевтическому результату (установление ремиссии либо полное выздоровление). Метод лечения входит в более широкое понятие «медицинская технология», которое в свою очередь, представляет собой совокупность методов, способов, приемов, оборудования, специалистов и медицинского оборудования.
2). Отметить, что лазерные операции являются методом лечения.
2. В рекламе организованных выставок-продаж различных препаратов или пищевых добавок, заказчик делает приписку «товары не являются БАДами и лекарственными средствами», при этом добавляет информацию о необходимости обращения к специалистам перед употреблением продуктов. Необходимо ли проверять принадлежность рекламируемой заказчиком продукции к БАДам и лекарственным средствам? Как это делается? Подпадает ли такая реклама под требования статьи 25 Закона о рекламе.
(Гладнев В.Ю.; Баранова И.А.).
1). Указать, что во избежание нарушения Закона о рекламе, перед размещением рекламы препаратов заказчика, следует определить являются препараты БАДами или лекарственными средствами. Понятие лекарственное средство определено Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» (61-ФЗ, статья 4). Все лекарственные средства подлежат обязательной регистрации и внесению в единый государственный реестр лекарственных средств. Продажа не зарегистрированных лекарственных средств запрещена.
2). Рекомендовать рекламораспространителю перед размещением рекламы препаратов (в т.ч. не являющихся лекарственными средствами и БАДами) запрашивать у рекламодателя всю необходимую документацию по препаратам. В случае, если препарат не является БАДом, требования статьи 25 Закона о рекламе на его рекламу не распространяются.
3. Допускается ли реклама карманных ножей и их изображения в неспециализированном рекламно-информационном издании? Является ли такой нож холодным оружием?
(Куканова О.А.; Патрикеев А.Е.; Зубарев В.В.).
1). Указать, что криминалисты определяют холодное оружие по ряду признаков. Если какого-то признака не хватает, то предмет холодным оружием не признается. Нож не может считаться холодным оружием, если после открывания лезвие не встает на фиксатор, длина клинка меньше 90 мм., а толщина обушка (верхней части) лезвия менее 2,6 мм., твердость стали клинка не должна превышать 42 единиц по Роквеллу.
2). Рекомендовать рекламораспространителю запрашивать паспорт ножа. В случае, если по данным паспорта ножа, нож не подпадает под ограничения, указанные в статье 26 Закона о рекламе, размещение его изображения в неспециализированном рекламно-информационном издании допустимо.
4. Считается ли стимулирующим мероприятием какая-либо услуга, оказываемая бесплатно, после приобретения товара. Например, в рекламе окон часто используют сообщения о том, что «заказавшим окна – установка бесплатно», «монтаж, демонтаж бесплатно» или «пакет сервисных услуг бесплатно». Можно ли считать скидку стимулирующим мероприятием и почему?
(Куканова О.А.; Патрикеев А.Е.; Зубарев В.В.; Садовин И.Г.).
1). Указать, что понятие стимулирующее мероприятие, Закон о рекламе не связывает только с мероприятиями, в рамках которых проводятся розыгрыши. Фактором, определяющим мероприятие как стимулирующее, Закон о рекламе рассматривает возможность участия в указанном мероприятии только при условии приобретения определенного товара.
2). Отметить, что монтаж, демонтаж, пакет сервисных услуг, предоставляемые заказчику окна бесплатно, в т.ч. скидки, стимулирующими мероприятиями не являются.
5. Является ли реклама продажи недвижимости в строящихся домах рекламой долевого участия? (в рекламе не говорится о том, что приглашают к долевому участию). Применяются ли к такой рекламе требования пунктов 7-10 статьи 28 Закона о рекламе?
(Куканова О.А.; Патрикеев А.Е.; Зубарев В.В.; Репина Е.А.; Баранова И.А.).
1). Указать, что с большей вероятностью, реклама продажи недвижимости в строящихся домах, является рекламой долевого участия в строительстве.
2). Рекомендовать рекламораспространителю запрашивать договоры, заключаемые между застройщиками и покупателями недвижимости для уточнения наличия долевого участия.
Председатель
Экспертного совета В.В.Зубарев
Ответственный секретарь
Экспертного совета Е.Б.Жарикова