Протокол №2 от 31 мая 2011 года заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

Протокол № 2

заседания Экспертного совета по применению

законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

 

г. Йошкар-Ола                                                                                   31 мая 2011 года

 

председательствовал:

Председатель Экспертного совета, заместитель руководителя – начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Б.И. Салимзянов.

присутствовали:

Члены Экспертного совета: И.А. Баранова, А.Е. Патрикеев, Е.А. Репина, И.Г. Садовин, В.Ю. Гладнев, О.В. Глушкова.

Приглашённый на Экспертный совет начальник отдела – главный художник Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город «Йошкар-Ола» Ершов Василий Григорьевич.

Ответственные работники Марийского УФАС России: О.А. Куканова. Е.Ю. Батухтина, Э.В. Буркова.

На заседании рассматривались следующие вопросы:

I. Проблемы применения ст. 14, 15, 16 ФЗ «О рекламе».

(Б.И. Салимзянов, О.А. Куканова, И.А. Баранова,  А.Е. Патрикеев,  Е.А.Репина, И.Г. Садовин,  В.Ю. Гладнев, О.В. Глушкова, В.Г. Ершов).

10 ноября 2010 года в телепрограмме «Местное время. Вести» в эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1»  имел место сюжет об открытии в  городе Йошкар-Оле супермаркета «EUROSPAR»,  в котором рассказывалось о разнообразии ассортимента супермаркета, его удобности и комфортности. В ноябре-декабре 2010 года в телепрограмме «НТВ утром» в эфире телевизионного вещательного канала «НТВ» транслировались сюжеты о лекарственных средствах «Флавомед», «Оцилококцинум», «Миг-400», «DOLPHIN» в которых давалась подробная характеристика указанным лекарственным средствам, рассказывалось о преимуществах их использования. И в первом и во втором сюжетах использовались комментарии третьих лиц. Являются ли вышеуказанные сюжеты рекламой? (На заседании комиссии просмотрены диски с видеозаписью вышеуказанных сюжетов).

1) Члены экспертного совета И.А. Баранова, А.Е. Патрикеев, Е.А.Репина, И.Г. Садовин,  В.Ю. Гладнев, О.В. Глушкова, приглашенный В.Г. Ершов считают, что вышеуказанные сюжеты являются рекламными, так как адресованы неопределенному кругу лиц, направлены на привлечение внимания к объектам рекламирования, формируют и поддерживают интерес к ним. Кроме того, в сюжетах использовались комментарии третьих лиц.

2) Член экспертного совета А.Е. Патрикеев отметил, что для того, чтобы определить является ли информация рекламной, необходимо учитывать «свежесть» и актуальность информации.

Решение экспертного совета:

1. Признать сюжет об открытии в  городе Йошкар-Оле супермаркета «EUROSPAR» и сюжет о лекарственных средствах «Флавомед», «Оцилококцинум», «Миг-400», «DOLPHIN» рекламой.

2. Указать, что реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

II.  Мелкий шрифт в наружной рекламе.

(Б.И. Салимзянов, О.А. Куканова, И.А. Баранова,  А.Е. Патрикеев,  Е.А.Репина, И.Г. Садовин,  В.Ю. Гладнев, О.В. Глушкова, В.Г. Ершов).

На информационно-рекламных магистральных установках (билбордах), банерах, вывесках, размещается реклама, в которой наиболее привлекательная для потребителя информация выделена ярким, крупным шрифтом, а иные существенные условия, влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением, выполнены мелким шрифтом, не читаемым без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение  внимания, либо без дополнительных технических устройств. Нарушает ли вышеуказанная реклама Закон о рекламе.

1) Члены экспертного совета И.А. Баранова, Е.А.Репина, И.Г. Садовин,  В.Ю. Гладнев, О.В. Глушкова считают, что реклама, в которой наиболее привлекательная для потребителя информация выделена, а иная существенная информация выполнена мелким нечитаемым шрифтом, нарушает требования Закона о рекламе. Использование в  рекламе неодинакового размера шрифта  вводит в заблуждение потребителей рекламируемых услуг. Смысл информации, размещенной крупным шрифтом,  искажается,  так как в ней отсутствуют уточнения, изложенные мелким шрифтом. Рекламная информация, выполненная мелким шрифтом, значительно снижает уровень ее восприятия, по этому прочесть, и тем более, уяснить такую информацию не всегда представляется возможным. Рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение  внимания). Поскольку реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемыми товарами либо услугами, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и  информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

2) Член экспертного совета Е.А.Репина отметила, что часто в наружной рекламе используется цветовая гамма, затрудняющая прочитать и уяснить смысл рекламной информации. Например, условия проводимой акции, либо предоставляемой услуги, изложены в рекламе на светлом фоне светлым шрифтом, либо на темном фоне темным шрифтом.

3) Член экспертного совета А.Е. Патрикеев, приглашенный В.Г. Ершов отметили, что в Законе о рекламе не прописан размер шрифта, возможный для использования в наружной рекламе.

4) Член экспертного совета О.В. Глушкова считает, что то обстоятельство, что в Законе о рекламе не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной, достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Решение экспертного совета:

Отметить, что реклама, в которой наиболее привлекательная для потребителя информация выделена, а иная существенная информация выполнена мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать информацию в полном объеме, что вводит в заблуждение и тем самым нарушает требования Закона о рекламе.

 

 

Председатель

Экспертного совета                                                                           Б.И. Салимзянов

 

 

Ответственный секретарь

Экспертного совета                                                                            Е.Ю. Батухтина

Дата проведения Совета: 
31 мая 2011, 18:07