07.11.2022 ПРОТОКОЛ заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

ПРОТОКОЛ

 

заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

 

от 07 ноября 2022 года                                                                                                         

 

Председательствовал:                                                      Ерошкина Оксана Вадимовна

 

Участвовали члены Совета:                          

Бартов Андрей Александрович,

Богданов Евгений Николаевич,

Кондратенко Зарина Камилевна,

Макарова Людмила Руслановна,

 

Секретарь Совета                                                               Торощина Ольга Андреевна

 

1. Общая информация

(О.В. Ерошкина)

 

О деятельности Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл. Задачи, функции совета, значимость рекомендаций и решений совета при рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства по рекламе.

 

2. Обсуждение вопросов повестки совета

 

1.  Реклама:

    

Вопросы, выносимые на повестку совета:

– Является ли данная информация рекламой?

– Создает ли данная информация угрозу безопасности участникам дорожного движения?

– Ограничивает ли обзор управляющим транспортным средством указанная информация?

– Присутствуют ли в рассматриваемой информации признаки нарушения ч. 5 ст. ст.20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)?

 

Представитель Управления Роспотребнадзора по РМЭ Макарова Л.Р. указала, что размещенная информация на транспортном средстве является рекламой.

Реклама, размещенная на транспортном средстве создает угрозу безопасности движения, в том числе ограничивает обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, отвлекает внимание участников дорожного движения.

Таким образом, по мнению Макаровой Л.Р., рассматриваемая информация имеет признаки нарушения части 5 статьи 20 Закона о рекламе.

Представитель Поволжского государственного университета (далее – ФГБОУ ВО «ПГТУ») Богданов Е.Н. так же пояснил что рассматриваемая информация является рекламой, в которой присутствуют признаки нарушения части 5 статьи 20 Закона о рекламе.

По мнению представителя Марийского государственного университета (далее – ФГБОУ ВО «МарГУ» Кондратенко З.К. рассматриваемая информация является рекламой деятельности цирка.

Кондратенко З.К. считает, что данная информация создает угрозу безопасности участникам дорожного движения в связи с тем, что полностью закрывает стекло заднего вида, а также возвышается над транспортным средством и может зацепить троллейбусные провода. Данная информация ограничивает ли обзор управляющим транспортным средством в связи с тем, что полностью закрывает стекло заднего вида. В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона о рекламе, реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

Реклама не должна отвлекать внимание, которое на дорогах имеет первостепенное значение, не мешать участникам дорожного движения, провоцируя ДТП.

Таким образом, Кондратенко З.К. считает, что в рассматриваемой информации присутствуют признаки нарушения части 5 статьи 20 Закона о рекламе.

Представитель Межрегионального открытого социального института (далее – АНО ВО «МОСИ») Бартов А.А. указал, что размещенная информация на маршрутном такси является рекламой циркового представления (шоу Владимира Дерябкина), так как она содержит все правовые признаки рекламы: адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (цирковое шоу); формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к цирковому представлению.

Реклама привлекает внимание потребителя и формирует интерес к объекту рекламирования путем:

- размещения изображения клоуна сбоку маршрутного такси;

- размещения фигуры (манекена) клоуна на крыше маршрутного такси;

- размещения слогана «Я еду в цирк!!!» сзади маршрутного такси,

- указания на дату, место проведения представления, контактные данные (номер телефона, адрес сайта)

- указание на один из самых известных и прославленных цирков – Цирк Никулина (Московский цирк на Цветном бульваре).

Между тем, по мнению Бартова А.А., данная реклама создает угрозу безопасности дорожного движения, что выражается в следующем.

Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» установлен Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее — Перечень).

Так, пунктом 7.3. Перечня запрещается установка дополнительных предметов или нанесение покрытия, ограничивающих обзорность с места водителя.

В данном случае рекламная информация полностью закрывает заднее стекло маршрутного такси, что ограничивает обзор для водителя через зеркало заднего вида.

Кроме того, пунктом 7.18. Перечня запрещается внесение в конструкцию транспортного средства изменений без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статьей 12.5 КоАП РФ запрещено управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Госавтоинспекция разъясняет, что установка на крыше автомобиля самодельных конструкций, не соответствующих требованиям безопасности, является внесением изменений в конструкцию транспортного средства и влечет за собой административную ответственность (https://мвд.рф/news/item/20895784/).

В данном случае установка на крыше маршрутного такси манекена не соответствует требованиям безопасности, так как является внесением изменений в конструкцию транспортного средства без согласования с уполномоченными в области безопасности дорожного движения органами.

Из части 5 статьи 20 Закона о рекламе следует, что реклама на транспортных средствах не должна агрессивно отвлекать внимание, которое на дорогах имеет первостепенное значение, не должна мешать участникам дорожного движения, провоцируя ДТП.

Представленная реклама, закрывающая обзор водителю, отвлекающая внимание и представляющая собой самодельную несогласованную конструкцию противоречит требованиям части 5 статьи 20 Закона о рекламе.

Кроме того, согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама содержит также указание на Цирк Никулина, тем самым создавая впечатление, что Владимир Дерябкин является артистом (представителем) этого цирка.

Между тем, на официальном сайте Московского Цирка Никулина на Цветном Бульваре в перечне артистов (https://circusnikulin.ru/artists) Владимир Дерябкин отсутствует.

Таким образом, Бартов А.А. считает, что потребители рекламы вводятся в заблуждение посредством создания ложного представления о том, что рекламируются гастроли (представление) Цирка Никулина.

На основании изложенного, пятеро членов экспертного совета, включая председателя, пришли к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой. Кроме того, все члены экспертного совета отметили, что в рекламе содержатся признаки нарушения части 5 статьи 20 Закона о рекламе, один член экспертного совета выразил мнение о том, что рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

 

2. Реклама:

Вопросы, выносимые на повестку совета:

- Является ли данная информация рекламой?

-  В рассматриваемой информации присутствуют признаки нарушения ч.7 ст. 5 Закона о рекламе?

-  Какие ассоциации вызывает данная информация?

-  Что является объектом рекламирования?

-  Должна ли быть изменена данная информация?

 

Представитель Управления Роспотребнадзора по РМЭ считает, что размещенная информация на транспортном средстве является рекламой.

По мнению Макаровой Л.Р. в рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и способах оплаты. Из содержания рассматриваемой рекламы не представляется возможным определить объект рекламирования, в том числе предоставляемые услуги, а также условия получения смартфона.

Реклама ассоциируется с приобретением товара в кредит. При этом отсутствует информация: кто и на каких условиях продает данный товар в кредит. Информация должна быть изменена.

Представитель ФГБОУ ВО «ПГТУ» Богданов Е.Н. ответил, что данная информация является рекламой. По его мнению, таксопарк предоставляет право пользования водителям такси мощный смартфон, за использование которого удерживается плата в размере 109 рублей с баланса таксометра водителя. Богданов Е.Н. также отметил, что в рекламе отсутствует часть существенной информации, что может ввести потребителя в заблуждение. Таким образом, по мнению Богданова Е.Н., в рассматриваемой рекламе присутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Представитель ФГБОУ ВО «МарГУ» Кондратенко З.К. указала, что считает данную информацию рекламой. Из содержания рекламы не совсем понятно, что является объектом рекламирования: мощный смартфон или кредитные услуги, которые предоставляются в случае покупки мощного смартфона, или вообще услуги такси.

Таким образом, Кондратенко З.К. приходит к выводу, что существенной информации о рекламируемых товарах или услугах не предоставлено и в этом заключается нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Данная информация должна быть изменена и приведена в соответствие с нормами закона.

Представитель АНО ВО «МОСИ» Бартов А.А. указал, что размещенная на автомобиле информация является рекламой продажи смартфона в рассрочку, т. к. привлекает внимание неопределенного круга лиц к объекту рекламирования (смартфону).

Привлечение внимания потребителей осуществляется, в частности, путем указания на возможность приобретения мощного смартфона за 109 рублей в день.

Однако остается неясным, какой именно смартфон рекламируется, какова его итоговая стоимость (сколько дней необходимо платить по 109 рублей), кто является продавцом, где находится место продажи смартфона, как потребитель должен его получить, что означает оговорка «с баланса таксометра».

Таким образом, существенная информация о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения в данном случае отсутствует. Потребитель вводится в заблуждение фразой «мощный смартфон» без указания модели телефона, отсутствием общей стоимости и порядка приобретения товара. У потенциального покупателя могут возникнуть искаженные представления о стоимости товара, о его характеристиках, модели и порядке получения.

Кроме того, фраза «109 рублей в день» означает условие о рассрочке при приобретении товара. При этом в рекламе нет информации, кто эту рассрочку предоставляет.

Следовательно, по мнению Бартова А.А., в данном случае имеются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании изложенного, пятеро членов экспертного совета, включая председателя, пришли к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой, которая содержит признаки части 7 статьи 5 Закона о рекламе, двое членов экспертного совета отметили признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

 

3. Реклама:

 

Вопросы, выносимые на повестку совета:

– Является ли данная информация рекламой финансовых услуг?

– Что является объектом рекламирования в указанной информации?

– Изображен ли в рассматриваемой информации графический элемент в виде процента (%)? Относится ли он к существенным условиям, влияющим на стоимость предоставляемой услуги? Если да, представить мотивированную позицию в полном ли объеме представлены данные условия;

– При рассмотрении данной информации вводятся ли в заблуждение потребители - граждане?

– В рассматриваемой информации присутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе?

– Должна ли быть изменена данная информация?

  

Представитель Управления Роспотребнадзора по РМЭ Макарова Л.Р. пояснила, что рассматриваемая информация является рекламой финансовых услуг.

В рассматриваемой рекламе слово «кредит», указание на «0» в совокупности создают впечатление о том, что потребитель может оформить автокредит под 0%. В рекламе отсутствует часть существенной информации, а также иная информация о всех условиях, влияющих на стоимость кредита.

Таким образом, по мнению Макаровой Л.Р., рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Представитель Поволжского государственного университета Богданов Е.Н. также пояснил что рассматриваемая информация является рекламой и сделал вывод о том, что в рассматриваемой информации присутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пояснениям представителя ФГБОУ ВО «МарГУ», данная информация является рекламой финансовых услуг. Объектом рекламирования в данной информации являются услуги по предоставлению автокредита. На картинке видна часть графического элемента в виде процента. Существенные условия предоставления автокредита на данной информации отсутствуют. Граждане-потребители могут быть данной информацией введены в заблуждение относительно условий предоставления автокредита.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Так, Кондратенко З.К. пришла к выводу, что в представленной информации усматривается нарушение вышеуказанных законодательных норм. Данная информация должна быть изменена и приведена в соответствие с нормами закона.

Представитель АНО ВО «МОСИ» Бартов А.А. считает, что представленная информация является рекламой финансовых услуг (услуги по предоставлению кредита на покупку автомобиля).

Привлечение внимания потребителей осуществляется, в частности, путем указания на знак процента (видна большая часть знака «%»), который ассоциируется в данном контексте с процентной ставкой по кредиту, и путем указания на слово «выгодный», которое относится к условиям автокредита (в первую очередь к процентной ставке).

Реклама финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Согласно п. 1 ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.

Между тем, в представленной рекламе, вопреки требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе, нет наименования или имени лица, предоставляющего автокредит.

Кроме того, в рекламе подчеркивается, что кредит выгодный, однако отсутствует информация о том, в чем проявляется выгодность кредита для потенциального заемщика. Отсутствие такой информации может ввести потребителя в заблуждение, создать у него ложное представление о необременительности кредита и о простоте его обслуживания.

Таким образом, имеет место нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, так как слово «выгодный» создает определенное впечатление о стоимости кредита, однако в рекламе отсутствует какая-либо конкретная информация об условиях кредитования.

Помимо этого, на рекламном изображении особо подчеркивается верхняя часть знака «%», которая может ассоциироваться с цифрой нуль.

В сочетании со словом «выгодный» это может создавать представление у потенциального заемщика об отсутствии первоначального взноса по кредиту либо об отсутствии начисления процентов по кредиту за первое время пользования кредитом, что также противоречит части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Между тем, данная реклама не нарушает пункт 2 части 2 статьи 28 и часть 3 статьи 28 Закона о рекламе, так как для применения этих норм необходимо, чтобы реклама непосредственно содержала хотя бы одно из условий, влияющих на стоимость кредита, и при этом не содержала другие условия.

В представленной рекламе напрямую не указано ни одного условия, которое могло бы повлиять на стоимость кредита или на размер расходов заемщика. Следовательно, в данном случае рекламодатель не обязан раскрывать все условия, касающиеся стоимости кредита.

Таким образом, по мнению Бартова А.А., в данном случае имеются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании изложенного, пятеро членов экспертного совета, включая председателя, пришли к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой, которая содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Четверо членов экспертного совета отметили в рекламе признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

 

4. Реклама:

 

 

Вопросы, выносимые на повестку совета:

– Является ли данная информация рекламой?

– Какие ассоциации вызывает данная информация?

  • Что является объектом рекламирования?

– Соответствует ли рассматриваемая информация требованиям пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе?

 

Представитель Роспотребнадзора по РМЭ Макарова Л.Р. пояснила, что размещенная информация является рекламой.

Согласно статье 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах.

Информация, размещенная на павильоне с названием «TastyCloud/Вкусное облако, VAPE/HOOKAHSHOP/магазин вейпов и кальянов», ассоциируется с магазином по продаже вейпов и кальянов. Объектом рекламирования являются вейпы, табак, кальяны…

Таким образом, по мнению Макаровой Л.Р., указанная информация нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Представитель ФГБОУ ВО «ПГТУ» Богданов Е.Н. также указал, что рассматриваемая информация является рекламой, содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе. Кроме того, Богданов Е.Н. заявил о необходимости направления информации в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» по факту отсутствия перевода вывески «Tasty Cloud» на русский язык.

Представитель ФГБОУ ВО «МарГУ» пояснила, что данная информация является рекламой. Объектами рекламирования являются: вейпы, кальяны, табак и иные аналогичные товары. В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Следовательно, по мнению Кондратенко З.К., данная реклама не соответствует требованиям пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Представитель АНО ВО «МОСИ» Бартов А.А. указал, что согласно пункту 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Иными словами, чтобы информация содержала в себе признаки рекламы, достаточно размещения части сведений (отрывочных, неполных сведений) об определенном товаре, которые ассоциируются у потребителя с данным товаром (производителем, продавцом) и привлекают внимание к нему.

Рассматриваемая информация содержит наименование магазина («Tasty Cloud», в переводе - «вкусное облако»), указание на продажу устройств для курения («vape & hookah shop», в переводе — «магазин вейпов и кальянов»), а также оговорку о том, что закон запрещает рекламу вейпов и кальянов.

Представленный баннер содержит в себе словестные элементы (на английском языке), прямо указывающие на кальяны и электронные сигареты (вейпы).

Реклама привлекает внимание потребителей к реализации такой продукции в магазине «Tasty Cloud», так как в рекламе наряду со словами на английском языке «вкусное облако» (намек на ароматный дым от курения), «вейп», «кальян» подчеркивается запрещенность рекламы такой продукции. Иными словами, реклама создает ощущение запретности, а значит и желанности того продукта, доступ к которому ограничен тем или иным способом.

Кроме того, любая информация о том, что какое-то явление запрещено, создает повышенное внимание к этому явлению. Следовательно, оговорка о запрете рекламы вейпов и кальянов рядом со словами «Tasty Cloud», «vape & hookah shop» привлекает внимание и создает интерес к табачной продукции и к ее потреблению.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как

- публично распространена;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цель привлечения внимания к деятельности магазина «Tasty Cloud» по продаже курительных принадлежностей (вейпов и кальянов).

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Следовательно, размещение рекламы «Tasty Cloud» противоречит данной норме закона.

Кроме того, представленная реклама содержит в себе ряд иностранных слов без перевода на русский язык.

Между тем согласно части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Таким образом, по мнению Бартова А.А., реклама «Tasty Cloud» не соответствует требованиям законодательства о государственном языке Российской Федерации.

На основании изложенного, при рассмотрении данной информации, пятеро членов экспертного совета, включая председателя, пришли к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой. Все члены экспертного совета пришли к выводу, что рассматриваемая реклама не соответствует требованиям пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, двое членов экспертного совета отметили признаки нарушения части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

 

5. Реклама:

    

Вопросы, выносимые на повестку совета:

- Вызывают ли у Вас ассоциацию с алкогольной продукцией сведения и предметы, изображенные на данной фотографии (наименование «пивная», указание на фасаде крупными буквами слова «ПИВО»)?

-  Является ли, по Вашему мнению, рассматриваемая информация рекламой алкогольной продукции? Почему Вами сделан такой вывод.

– Должна ли, по Вашему мнению, рассматриваемая информация сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления?

- В рассматриваемой информации присутствуют признаки нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»?

 

Согласно пояснениям представителя Роспотребнадзора по РМЭ, рассматриваемая информация является рекламой алкогольной продукции (слово «пивная на фасаде павильона, изображение пивных кружек, слово «ПИВО» ассоциируются с определенным товаром, имеющим своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования).

Макарова Л.Р. также указала, что сведения и предметы, изображенные на фото, вызывают ассоциацию с алкогольной продукцией. Рассматриваемая информация должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления.

Таким образом, по мнению Макаровой Л.Р., в рассматриваемой информации присутствуют признаки нарушений части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Представитель ФГБОУ ВО «ПГТУ» Богданов Е.Н. также указал, что рассматриваемая информация является рекламой алкогольной продукции, так как в рекламе крупными буквами выделено слово «пиво», предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.

Так, по мнению Богданова Е.Н., рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Представитель ФГБОУ ВО «МарГУ» Кондратенко З.К. указала, что данная информация является рекламой алкогольной продукции в связи с использованием в тексте слов «пивная», «пиво», изображением на вывеске пивных кружке и пивных бутылок. Пиво может быть алкогольным или безалкогольным. Из содержания данной информации этот факт не понятен.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В соответствии с Письмом ФАС России от 20.02.2015 № АК/7749/15 «О рекламе алкогольной продукции» требование о предупреждении вреда чрезмерного потребления алкогольной продукции применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Таким образом, Кондратенко З.К. пришла к выводу о наличии признаков нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе.

Представитель АНО ВО «МОСИ» Бартов А.А. считает, что представленная конструкция является рекламой алкогольной продукции (пива).

Так, информация, размещенная на фасаде здания, содержит все правовые признаки рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (пиво);

- формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к пиву, продаваемому в данном магазине.

При этом в практике выработан подход, согласно которому при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) - Решение Татарстанского УФАС России от 04.08.2016 №ИП-08/10867.

Таким образом, для того, чтобы информация содержала в себе признаки рекламы, достаточно размещения части сведений (отрывочных, неполных сведений) о товаре, которые привлекают внимание к данному товару.

Привлечение внимания неопределенного круга лиц к пиву в данном случае выражается в том, что рекламная конструкция содержит надпись «ПИВО», «ПИВНАЯ», изображение пивных кружек с пеной на них, а также сушеной рыбы (которая считается традиционной закуской к пиву).

Кроме того, интерес потребителя к реализуемой в данном магазине продукции формируется тем, что на баннере каждой букве в слове «ПИВО» соответствует строчка из известной песни.

Указанные словестные и изобразительные элементы однозначно ассоциируются с пивом (алкогольной продукцией).

При этом распространение данной информации не является обязательным в соответствии с федеральными законами или обычаем делового оборота. Так же, она не может быть квалифицирована как вывеска, поскольку не соответствует требованиям статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама (Письмо ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13).

Представленные изображения информируют не о месте нахождения магазина, а привлекают внимание и создают интерес к алкогольной продукции, реализуемой в данном магазине.

Таким образом, Бартов А.А. считает, что представленная реклама не соответствует требованиям части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

На основании изложенного, пятеро членов экспертного совета включая председателя пришли к выводу, что рассматриваемая информация является рекламой алкогольной продукции. Кроме того, члены экспертного совета указали, что в информации содержатся признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

 

Приложение: повестка совета на 6 л.

Председатель Совета,

заместитель руководителя–начальник отдела                                                                                                            О.В. Ерошкина

Дата проведения Совета: 
10 ноября 2022, 10:29