ПРОТОКОЛ заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

ПРОТОКОЛ

 

заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

 

от 27 декабря 2021 года                                                                                            

 

Председательствовал:                                       Ерошкина Оксана Вадимовна

 

Участвовали члены Совета:                              

Сафин Харис Шарифович,

Филонова Людмила Валентиновна,

Москвичев Дмитрий Владимирович,

Бартов Андрей Александрович,

Кондратенко Зарина Камилевна

 

 

Секретарь Совета                                           Швецова Мария Андреевна

 

 

1. Общая информация

(О.В. Ерошкина)

 

О деятельности Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл. Задачи, функции совета, значимость рекомендаций и решений совета при рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства по рекламе.

 

2. Обсуждение вопросов повестки совета

 

1.  Реклама:

 

Вопросы, выносимые на повестку совета:

  • Является ли информация, размещенная на штендере, рекламой финансовых услуг?
  • Какие-либо существенные условия отражены в рассматриваемой информации? Если да, представить мотивированную позицию в полном ли объеме представлены данные условия;
  • При рассмотрении данной информации вводятся ли в заблуждение потребители - граждане?
  • В рассматриваемой информации присутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  

Представитель Поволжского государственного университета (далее – ФГБОУ ВО «ПГТУ» Москвичев Д.В. по первому вопросу указал, что размещенная на штендере информация является рекламой финансовых услуг.

В ответ на второй вопрос указал на то, что к существенным условиям в данном случае можно отнести условие о том, что финансовая услуга предоставляется «под залог недвижимости», также возраст заемщика и выгодные условия для пенсионеров, что является существенным условием, влияющим на процент кредитного договора, но штандарт не содержит подробных сведений о данном условии. Что приводит к нарушению частей 2 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

На последующие вопросы Москвичев Д.В. ответил, что информация, размещенная на штендере вводит в заблуждение заемщика так как в ней не отражены все условия его приобретения или использования, так как указано всего лишь одно условие, влияющее на стоимость договора, а именно «выгодные условия для пенсионеров» и то не раскрытое до конца. Что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Кроме того, реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность, что так же является нарушением предусмотренным частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Москвичев Д.В. считает, что в рассматриваемой информации присутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5части 1пункта 2 части 2части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Представитель Межрегионального открытого социального института (далее – АНО ВО «МОСИ») Бартов А.А. указал, что размещенная на штендере информация является рекламой финансовых услуг (услуг по рефинансированию кредитов), т. к. привлекает внимание неопределенного круга лиц к объекту рекламирования.

Привлечение внимания потребителей осуществляется, в частности, путем указания на возможность получения денежных средств с любой кредитной историей в день обращения. Кроме того, в рекламе указывается на выгодные условия для пенсионеров.

В представленной рекламе отсутствует информация о существенных условиях кредитного договора (договора займа). Также в рекламе отсутствует информация об условиях оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат потребители, или на сумму расходов, которую понесут потребители.

  При этом в рекламе упомянуто одно условие, влияющее на стоимость кредита (займа), а именно указание на залог недвижимости.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Таким образом, условие о залоге недвижимости (обеспечение по кредитному договору) является условием о дополнительных расходах заемщика, влияющим на стоимость кредита.

Указание в рекламе на данное условие влечет для рекламодателя обязанность перечислять иные условия, определяющие полную стоимость кредита (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон о рекламе).

Однако в рассматриваемой рекламе отсутствуют какие-либо иные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), что является нарушением Закона о рекламе.

Помимо этого, закон требует, чтобы реклама финансовых услуг содержала наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Согласно п. 1 ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.

Между тем, в представленной рекламе, вопреки законодательным нормам, отсутствует информация о фамилии и имени гражданина либо об организационно-правовой форме юридического лица, оказывающего финансовые услуги.

Более того, согласно сведениям из ЕГРЮЛ в Республике Марий Эл не зарегистрировано ни одной организации с наименованием «сфера кредита» или «кредитное бюро».

Кроме того, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Между тем, рассматриваемая реклама содержит условие о рефинансировании кредитов для граждан с любой кредитной историей и не уточняет, какие документы необходимо предоставить для получения кредита (займа).

Следовательно, у потребителя может возникнуть впечатление, что заем может быть предоставлен любому лицу от 18 до 85 лет, и для этого не требуются никакие дополнительные документы.

Также реклама обещает выгодные условия для пенсионеров, не уточняя, в чем именно состоит выгода (льготная ставка, длительный срок возврата, повышенный размер займа и т. д.).

Отсутствие информации о необходимых документах для заемщика и о конкретных выгодных условиях для пенсионеров создают впечатление доступности рекламируемой финансовой услуги и простоты погашения кредитного долга, что может вводить в заблуждение и искажать реальную информацию о получении и о возврате займа.

В данной рекламе содержится словосочетание «кредитное бюро № 1 в Йошкар-Оле». Указанное словосочетание не является наименованием рекламодателя, а в самой рекламе отсутствует конкретный объективный критерий или параметр, по которому рекламодатель считает себя «кредитным бюро № 1 в Йошкар-Оле».

Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Словосочетание «кредитное бюро № 1 в Йошкар-Оле» содержит в себе сравнительную характеристику объекта рекламирования по сравнению с иными финансовыми организациями.

Однако критерия, который бы имел объективное подтверждение и по которому осуществлялось бы такое сравнение, в рекламе не приведено.      

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл СафинХ.Ш. по первой рассматриваемой информации указал, что она является рекламой финансовых услуг, вводит потребителей в заблуждение и тем самым содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Представитель Марийского государственного университета (далее – ФГБОУ ВО «МарГУ» Кондратенко З.К. представила письменные пояснения, в которых указала, что рассматриваемая информация является рекламой финансовых услуг. Данная реклама вводит потребителей – граждан в заблуждение. Кондратенко З.К. считает, что реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

На основании изложенного, при рассмотрении данной информации, пятеро членов экспертного совета включая председателя сошлись во мнении, что информация является рекламой финансовых услуг, вводит потребителей в заблуждение и в ней содержатся признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Реклама:  

 

 

Вопросы, выносимые на повестку совета:

  • Является ли по Вашему мнению рассматриваемая информация рекламой медицинских услуг?
  • В случае, если информация размещена на щите, расположенном на автомобильной дороге, имеется ли возможность у потребителя, при отсутствии возможности приблизиться к конструкции, уяснить текст информации и наличие предупреждения о противопоказаниях либо консультации со специалистом?
  • Вводятся ли потребители в заблуждение в рассматриваемом случае?
  • В рассматриваемой информации присутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»?

 

На последующий вопрос, выносимый на повестку экспертного совета, представитель ФГБОУ ВО «ПГТУ» Москвичев Д.В. ответил, что считает данную информацию рекламой медицинских услуг, так как на наружной рекламе отражены диагностические медицинские услуги.

Реклама, размещенная на щите, находится на обочине автомобильной дороги, следовательно, у потребителей отсутствует возможность приблизится к конструкции, уяснить текст информации и наличие предупреждения о противопоказаниях либо консультации со специалистом.

Таким образом, рассматриваемая наружная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Представитель АНО ВО «МОСИ» Бартов А.А. указал, что представленная информация является рекламой медицинских услуг, а именно услуг по проведению узи, эндоскопии, услуги лора, уролога и т. д.

При этом реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе такое предупреждение присутствует, однако оно размещено вертикально и исполнено бледным светло-серым цветом на белом фоне, что делает информацию по сути нечитаемой. Между цветом букв надписи и фоном отсутствует контраст, само сообщение повернуто на 90о по отношению к горизонтальной оси, что делает невозможным восприятие предупреждения потребителем.

 Кроме того, следует учитывать, что реклама расположена на щите, установленном рядом с автомобильной дорогой. Значит, большинство потребителей смотрят на рекламный щит, проезжая мимо него на автомобиле либо на ином транспортном средстве, что сводит время зрительного контакта к минимуму.

Иными словами, вследствие особенностей места размещения рекламы у потребителя нет достаточного времени, чтобы внимательно рассмотреть ее и обратить внимание на предупреждение о наличии противопоказаний у рекламируемых медицинских услуг. В большинстве случаев данное предупреждение потребитель попросту не заметит.

При этом согласно п. 28  Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

В силу того, что требуемую законом информацию практически невозможно заметить, она должна считаться отсутствующей.

Данный вывод находит свое подтверждение и в практике Федеральной антимонопольной службы.

Так, в Решении Татарстанского УФАС России от 11.09.2019 № 016/05/5-1067/2019 подчеркивается: «В рассматриваемой рекламе имеется предупредительная надпись с предупреждением о наличии противопоказаний, вместе с тем, данная не поддается прочтению.

Учитывая расположение данных рекламных конструкций непосредственно у проезжей части, что в свою очередь предполагает ее адресность и направленность в первую очередь на потребителей рекламы, находящихся в транспортных средствах, у потребителей рекламы ввиду количества времени для ее восприятия отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации.

Таким образом, на данных рекламных конструкциях распространяется реклама медицинских услуг с нечитаемым предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе».

Бартов А.А. считает, что представленная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

Представитель Роспотребнадзора Сафин Х.Ш. на поставленные вопросы пояснил, что рассматриваемая информация является рекламой финансовых услуг.

Данная реклама размещена на трассе и предназначена для потребителей, которые передвигаются на автомобиле на определенной скорости, что делает невозможным приблизиться к ней, уяснить текст информации и наличие предупреждения о противопоказаниях либо консультации со специалистом. Информация о медицинских услугах должна быть для потребителей доступна и достоверна.

В рассматриваемом случае, обязательное указание о противопоказаниях или консультации со специалистом в рекламе медицинских услуг недоступно для потребителей, что является нарушением законодательства о рекламе.

 Представитель ФГБОУ ВО «МарГУ» Кондратенко З.К. пояснила, что размещенная на щите информация является рекламой медицинских услуг. В рассматриваемом случае у потребителя отсутствует возможность приблизиться к рекламной конструкции, следовательно, представляется невозможным уяснить текст информации и наличие предупреждения о противопоказаниях либо консультации со специалистом.

Таким образом, Кондратенко З.К. считает, что данная реклама медицинских услуг содержит признаки нарушения законодательства о рекламе.

На основании изложенного, все члены экспертного совета включая председателя единогласно пришли к выводу, что рассматриваемая информация, является рекламой медицинских услуг и методов диагностики, вводит потребителей в заблуждение и тем самым нарушает законодательство о рекламе.

 

3. Реклама:

 

Вопросы, выносимые на повестку совета:

  • Является ли данная информация рекламой?
  • В рассматриваемой информации присутствуют признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»?
  • Какие ассоциации вызывает данная информация?
  • Должна ли быть изменена данная информация?
  • Понятно ли вам о каком товаре и о какой реализуемой продукции идет речь в рассматриваемой информации?
  • Должна ли быть изменена данная информация?

 

  Представитель ФГБОУ ВО «ПГТУ» Москвичев Д.В. дал ответ о том, что представленная информация является рекламой кальянов и курительных принадлежностей, что является нарушением пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Москвичев Д.В. считает, что данная реклама вызывает у потребителей ассоциацию с продажей кальянов, курительных смесей, а также курительных принадлежностей.

Кроме того, данная реклама должна быть демонтирована или изменена в соответствии с Законом о рекламе.

  Представитель АНО ВО «МОСИ» Бартов А.А. на поставленные вопросы, вынесенные на повестку совета, указал, что представленные изобразительные элементы, а также название магазина («Дымовъ») ассоциируются у потребителя с курением, с кальянами, привлекают внимание к магазину, который осуществляет реализацию курительных принадлежностей.

Согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Таким образом, к рекламе относятся, в том числе, направленные на привлечение внимания и адресованные неопределенному кругу лиц наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или название торгового предприятия данного лица (их средства индивидуализации), независимо от указания или не указания также профиля деятельности данного лица, контактной информации, производимых или реализуемых товаров, иных сведений; а также наименование товара, иные средства индивидуализации товара (в том числе товарный знак, логотип), независимо от указания или не указания вида товара, мест реализации данного товара, описания его свойств и иных сведений.

Таким образом, представленная информация является рекламой кальяна, курительных принадлежностей, о чем свидетельствует изображение кальяна и адрес магазина в социальной сети Инстаграм. Данная реклама содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Представитель Роспотребнадзора Филонова Л.В. по рассматриваемому вопросу, вынесенному на повестку экспертного совета, пояснила, что данная информация является рекламой, поскольку в ней представлено изображение кальяна, которое ассоциируется у потребителей с курительными принадлежностями, табачной продукцией, тем самым привлекая внимание неопределенного круга лиц.

Таким образом, Филонова Л.В. считает, что данная реклама содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Представитель ФГБОУ ВО «МарГУ» Кондратенко З.К. на поставленные вопросы ответила, что данная информация является рекламой кальяна и курительных принадлежностей. Считает, что реклама содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, а также указывает на необходимость изменения информации в соответствии с законодательством о рекламе.

Таким образом, все члены экспертного совета единогласно пришли в выводу о том, что информация является рекламой кальяна, курительных принадлежностей, которая содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

 

4. Реклама:

 

Вопросы, выносимые на повестку совета:

  • Является ли данная информация рекламой?
  • В рассматриваемой информации присутствуют признаки нарушения пункта 8 статьи 7 и пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»?
  • Какие ассоциации вызывает данная информация?
  • Должна ли быть изменена данная информация?
  • Понятно ли вам о каком товаре и о какой реализуемой продукции идет речь в рассматриваемой информации?
  • Должна ли быть изменена данная информация?

 

Представитель ФГБОУ ВО «ПГТУ» Москвичев Д.В. указал, что рассматриваемая информация является рекламой, так как она направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц, ассоциируется у потребителей с дымом (паром), образуемого в результате курения.

Москвичев Д.В. считает, что в данной рекламе присутствуют признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, а также пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Кроме того, рассматриваемая реклама должна быть демонтирована либо приведена в соответствии с законодательством о рекламе.

Представитель АНО ВО «МОСИ» Бартов А.А. пояснил, что рассматриваемая информация содержит словосочетание «Дым & пар», изображение дыма, адрес Интернет-страницы магазина в социальной сети Инстаграм, призыв подписаться на нее.

Представленные изобразительные элементы, а также название «Дым & пар» ассоциируются с курением и привлекают внимание к магазину, который осуществляет реализацию табачной продукции и курительных принадлежностей.

Ассоциация с курением и потреблением табачных изделий возникает из-за изображения дыма, а также слов «дым» и «пар». Эти слова указывают на процесс курения.

Так, дым образуется при курении обычных сигарет, а пар ассоциируется с использованием систем для нагревания никотинсодержащей продукции (электронных сигарет, вейпов).

Таким образом, совокупность изобразительных элементов и слов совместно создают ассоциацию именно с потреблением никотинсодержащей продукции.

Более того, представленная информация привлекает внимание потребителя к реализацию табачной продукции и курительных принадлежностей посредством указания ссылки на интернет-страницу продавца в социальной сети Инстаграм.

Следовательно, данная информация является рекламой табачной продукции и курительных принадлежностей, т. к. создает ассоциации с указанными товарами и привлекает внимание потребителя к ним. Бартов А.А. считает, что данная реклама содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Представитель Роспотребнадзора Филонова Л.В. считает данную информацию рекламой, так как она направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц. В данной рекламе изображен дым (пар), который вызван курением, в том числе путем использования электронных систем нагревания и доставки никотина.

Представитель ФГБОУ ВО «МарГУ» Кондратенко З.К. в письменных пояснениях указала, что данная информация является рекламой, которая содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 и пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе. Данная реклама у потребителей вызывает ассоциацию с процессом курения, а также с курительными принадлежностями.

Кроме того, Кондратенко З.К. считает, что данная информация должна быть изменена и приведена в соответствии с законодательством о рекламе.

Таким образом, все члены экспертного совета считают данную информацию рекламой. Однако 2 члена экспертного совета полагают, что реклама содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и в ней не содержится процесса курения, 2 члена экспертного совета и антимонопольный орган считают, что в рассматриваемом случае присутствуют признаки нарушения пункта 8 статьи 7 и пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

 

Приложение: повестка совета на ___л.

Председатель Совета,

заместитель руководителя–

начальник отдела                                                                                 О.В. Ерошкина

Дата проведения Совета: 
27 декабря 2021, 14:47