Пресс-релиз по итогам 2010 года
Пресс-релиз
31 января 2010 г.
Тема: Деятельность Марийского УФАС России в 2010 году
Выступает: руководитель Марийского УФАС России Костюшин Евгений Константинович
Марийское УФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением: антимонопольного законодательства; законодательства о рекламе, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг.
За период 2010 года Марийским УФАС России проведено 278 проверок нарушений законодательства (на 24 % более уровня 2009 года), возбуждено 466 административных дел (на 65 % более уровня 2009 года), вынесено постановлений о наложении штрафа на сумму 39 млн. 462,5 тыс. руб.
Как вы знаете, мы не являемся ценообразующим органом. На большинство товаров, услуг у нас в стране свободные цены. Наша задача состоит в том, чтобы эти цены были рыночно-оправданными, то есть формировались по рыночным условиям, а не были:
А) результатами злоупотребления доминирующим положением (то есть действиями субъекта, имеющего большую рыночную власть);
Б) результатами картельных сговоров;
В) нарушением порядка ценообразования (то есть манипулирования тарифами в случаях установления государством тарифов или предельных наценок).
В сфере Государственного контроля на товарных и финансовых рынках (статьи 10, 11, 14 Закона «О защите конкуренции») в отношении хозяйствующих субъектов рассмотрено 72 (на 12 % более уровня 2009 года) обращения хозяйствующих субъектов о нарушениях на товарных и финансовых рынках. По результатам рассмотрения каждого третьего заявления в 2010 году возбуждены антимонопольные дела (на 43 % более уровня 2009 года), выдано 26 предписаний (в 2,6 раза более уровня 2009 года), вынесено 87 постановлений о наложении административного штрафа (в 6,6 раза более уровня 2009 года).
Из рассмотренных дел следует выделить социально – значимые дела по незаконно применяемым тарифам, в конечном итоге взыскиваемым с потребителей-граждан в отношении ресурсоснабжающих организаций: Козьмодемьянского отделения ООО «Марикоммунэнерго», ООО «Марийскрегионгаз», манипулировавших тарифами; о согласованных действиях торговых сетей ООО «Универсал» (магазин «Наш»), ООО «Мегапол» (магазин «Столичный»), сети магазинов «Радуга» по повышению розничных цен на гречневую крупу (в результате были наложены штрафы общей суммой более 1 миллиона рублей); по недобросовестной конкуренции в рекламной сфере со стороны ООО «Аптека будь здоров», ущемляющей интересы других субъектов, действующих на данном рынке и вводящей в заблуждение граждан рекламе о реализации лекарств по оптовым ценам.
По результатам мониторинга ценообразования на лекарственном рынке, проведения совместных с Прокуратурой города Йошкар-Ола внеплановых проверок и рассмотрения обращений органов прокуратуры возбуждены 13 административных дел, связанных с нарушением порядка ценообразования. Юридические лица по 9 административным делам привлечены к административной ответственности.
В сфере Государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти рассмотрено 12 заявлений (на 20 % более уровня 2009 года), проведено 6 контрольных мероприятий, возбуждено 9 дел, выдано 5 предписаний.
Из рассмотренных дел следует выделить дело в отношении Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» незаконно направившего в торговые сети указания по ценообразованию на водку и ликероводочные изделия с указанием наименования продукции и рекомендованной розничной цены на полке. Вмешательство государственных или муниципальных органов в ценообразование недопустимо.
В сфере Государственного контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов рассмотрено 77 жалоб (в 2009 – 104), проведено 71 (в 2,6 раза более уровня 2009 года) контрольное мероприятие в ходе которых проверено 332 размещения заказов (на 95 % более уровня 2009 года), выдано 45 предписаний (на 45 % более уровня 2009 года), возбуждено 232 дела об административных правонарушениях(на 11 % более уровня 2009 года), вынесено 92 постановления (на 61 % более уровня 2009 года) о наложения административного штрафа на сумму 1 млн. 53,6 тыс.рублей.
При ведении реестра недобросовестных поставщиков рассмотрено 29 обращений со стороны государственных и муниципальных заказчиков о включении сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в реестр, из них включено в реестр 22, из которых 17 возникли по причине уклонения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) – победителей процедур размещения заказа – от заключения государственных и муниципальных контрактов, 5 связи с существенным нарушением поставщиками (исполнителями, подрядчиками) государственных (муниципальных) контрактов.
В сфере Государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе рассмотрено 44 заявления, возбуждено 49 дел, выдано 55 предписаний, возбуждено 82 административного дела, вынесено 60 постановлений о наложении штрафа на сумму 594,0 тыс. рублей. Основные нарушения законодательства о рекламе зафиксированы в связи с нарушением общих требований к рекламе – 37 %, нарушения рекламы медицинских услуг – 32 %, нарушения рекламы финансовых услуг – 25 % и иные нарушения – 6 %.
Все дела по нарушению законодательства о рекламе отражают два фактора: недобросовестную конкуренцию рекламодателя продвигающего свой товар и введение в заблуждение потребителей товаров и услуг – граждан.
Примером может служить дело в отношении ООО «Алькор и Ко» по факту размещения в оконном проеме магазина «Л,Этуаль» банера с ненадлежащей рекламой стимулирующего мероприятия «Только в ноябре 2009 50% покупки бесплатно!», в нижней части которой, мелким нечитаемым шрифтом были указаны условия проведения мероприятия, что является нарушением. Отсутствие возможности потребителю воспринимать данные сведения, может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий участия в акции, сроков и действительности подарочных сертификатов, что в свою очередь является проявлением недобросовестной конкуренции по отношению других субъектов, действующих на данном рынке товаров.
Среди приоритетных направлений работы Марийского УФАС России в 2011 году следует отметить:
сокращение административных барьеров для развития предпринимательской деятельности;
пресечение случаев необоснованного повышения цен, как результат злоупотребления доминирующим положением или картельного сговора;
обеспечение соблюдения конкурентных принципов посредством адвокатирования конкуренции;
подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и законодательства о размещении государственного заказа;
участие в проводимой Правительством Республики Марий Эл работе по разработке и реализации Программы развития конкуренции в Республике Марий Эл.