ФАС России дает разъяснения о порядке заключения договоров на установку рекламных конструкций.

В связи с поступающими обращениями территориальных органов ФАС России, касающимися порядка заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ФАС России сообщает.

Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

По мнению ФАС России, порядок определения формы торгов орган местного самоуправления вправе установить самостоятельно в своих локальных нормативных правовых актах, в частности, определить в данных актах понятия и термины, необходимые для реализации возложенной на органы местного самоуправления Законом функции. 

Указанное  положение  части  5.1   статьи   19  Федерального  Закона «О рекламе», установившее особый порядок заключения договора на установку и эксплуатацию    рекламной    конструкции    на    имуществе,    находящемся    в государственной или муниципальной собственности, - на основе торгов - было введено Федеральным законом от 21.07.2007 № 193-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона «О рекламе» и вступило в силу с 01.07.2008.

Согласно статье 2 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона «О рекламе» заключённые до дня вступления в силу данного закона договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими, но не более чем в течение пяти лет со дня вступления в силу данного закона.

Если в рамках развития указанного ранее заключенного договора (далее -первоначальный договор), например, инвестиционного договора, собственник недвижимого имущества и владелец рекламной конструкции намерены заключить дополнительное соглашение, которое, не меняя существенных условий первоначального договора, изменяет отношения между сторонами договора, то по мнению специалистов ФАС России, такое дополнительное соглашение может быть заключено без проведения торгов.

Вместе с тем, ФАС России полагает, что в случае, если в ранее заключённом договоре на установку и эксплуатацию рекламной конструкции путём заключения дополнительного соглашения изменяются существенные условия первоначального договора (например, место размещения рекламной конструкции, размер рекламной конструкции), то заключение дополнительного соглашения по предоставлению иного (так называемого, компенсационного) места взамен ранее оговоренного фактически приведёт к заключению нового договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, и соответственно, такое дополнительное соглашение может быть заключено только с соблюдением процедуры торгов, закрепленной в статье 19 Федерального закона «О рекламе».

Соответственно, по мнению специалистов ФАС России, предоставление владельцам рекламных конструкций, подлежащих демонтажу в связи с реконструкцией города или по иным причинам, новых рекламных мест без проведения процедуры торгов будет нарушением статьи 19 Федерального закона «О рекламе», в том числе если такое предоставление мест предусмотрено договором.

В то же время практика закрепления в договорах на установку и эксплуатацию рекламных конструкций условия о возможности предоставления владельцу рекламных конструкций компенсационных мест в случаях, если дальнейшее размещение рекламной конструкции в ранее оговоренном месте невозможно, до 01.07.2008 получила широкое распространение.

Согласно статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещены акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, в случае выявления фактов    предоставления    новых   (компенсационных)    мест   на   имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов возможно возбуждение дела по факту нарушения органом местного самоуправления статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в соответствии с частью 9.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдать органу местного самоуправления предписание об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции, что влечёт за собой обязанность владельца рекламной конструкции или собственника недвижимости демонтировать данную рекламную конструкцию.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе.

Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее Правила) устанавливают, в том числе, порядок возбуждения и рассмотрения дел по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе.

Разрешения на установку рекламной конструкции, выданные с нарушением требований части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», подпадают под понятие ненормативного правового акта государственного органа, противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе.

Соответственно, в данном случае, по мнению специалистов ФАС России, при выявлении упомянутого нарушения возможно применение порядка выдачи предписания, установленного указанными Правилами.

Также в случае если уполномоченный орган местного самоуправления в добровольном порядке не осуществляет демонтаж рекламной конструкции или понуждение в судебном порядке владельца рекламной конструкции к демонтажу, антимонопольный орган вправе обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации с тем, чтобы органы прокуратуры в рамках осуществления общего надзора за исполнением законов понудили орган местного самоуправления к осуществлению предусмотренной Законом обязанности по демонтажу рекламной конструкции.