Марийское УФАС признало ненадлежащей рекламу ООО «М.видео Менеджмент».

По результатам рассмотрения дела Марийское УФАС России приняло решение признать ненадлежащей рекламу (рекламную акцию) ООО «М.видео Менеджмент», распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следующего содержания: «НЕ ПОКУПАЙТЕ ТЕХНИКУ! ЖДИТЕ…», далее «НЕ ПОКУПАЙТЕ ТЕХНИКУ! ЖДИТЕ…М.видео», далее «М.видео ПЕРВЫЙ ГИПЕРМАРКЕТ ЭЛЕКТРОНИКИ Мы открылись! Первомайская, 113 ТЦ «Дом торговли» №1 для Вас» с дальнейшем продолжением рекламной акции с указанием конкретных товаров посредством средств стабильного территориального размещения (автомагистральные щиты), посредством печатной продукции с обозначением конкретных товаров и цен и указанием № 1 для вас, а также рекламной информации: М.видео ул. Первомайская, д. 113 ТЦ «ДОМ ТОРГОВЛИ» № 1 для вас, распространяемой посредством использования наружной поверхности троллейбусов в связи с тем, что данная реклама содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара; а также является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 4 части 2  статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ.

Антимонопольным органом установлено, что в проводимой рекламной  акции (посредством средств наружной рекламы - стабильного территориального размещения, а также посредством распространения печатной продукции) демонстрируются отдельные виды товаров с указанием обозначения «№ 1 для вас».

На основе всестороннего анализа собранных по делу доказательств, антимонопольный орган приходит к выводу, что в проводимой ООО «М.видео Менеджмент» рекламной акции, в том числе, на территории Республики Марий Эл, приводится указание на конкретные виды продаваемых товаров, а также их описание с указанием конкретных цен. Соответственно объектом рекламирования выступает не только непосредственно магазин «М.видео», но и товары, продаваемые ООО «М.видео Менеджмент». При этом в рекламе содержится указание на превосходство товаров заявителя, в то время как подтверждение этой информации отсутствует.

При оценке спорных рекламных сообщений антимонопольный орган руководствуется положениями пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Приведенные нормы не указывают на то, что сравнение, показывающее преимущество объекта рекламирования, должно быть выражено в отношении другого определенного товара, таким образом, данные положения применяются к случаям, когда в рекламе используется сравнение со всеми иными аналогичными товарами без упоминания конкретного наименования производителя или продавца.

Словосочетание «№ 1 для вас», использованное в рекламе, указывает на превосходство ООО «М. видео Менеджмент» над аналогичными хозяйствующими субъектами, которые являются продавцами бытовой техники и электроники.

Под преимуществом следует понимать превосходство качества рекламируемого товара по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара иных продавцов. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение к товару потребителей.

При этом формулировки, содержащие указание «№ 1», требуют фактического и документального обоснования, иначе информация признается недостоверной, а реклама, соответственно, ненадлежащей.

Для приобретения какой – либо организацией (хозяйствующим субъектом) статуса «№1» в какой-либо сфере деятельности необходимо наличие оснований, позволяющих судить о таком положении организации. К таким основаниям можно отнести, например, год создания компании; валовая выручка за год; количество обслуженных покупателей и т.п.

Использование сравнительной характеристики «№1» в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Словесное обозначение «№ 1 для вас» указывает на то, что рассматриваемая сущность обладает максимальным значением параметра оценки, или другими словами, что не существует никакой другой сущности, которая обладает большим значением.

Предполагается, что существует субъект, который присваивает рекламируемым объектам максимальное значение.

В данном случае не содержится разъяснения относительно тех критериев (критерия), по котором (которому) предполагается заявленное первенство, лидерство.

Таким образом, утверждение «№ 1 для вас» воспринимается как первый по всем возможным показателям, которые важны для потребителя, и определяют его выбор при приобретении товара или посещении магазина, и как следствие указанные действия Общества вводят потребителя в заблуждение в отношении потребительских свойств и качеств товаров и при этом допускают некорректное сравнение указанных товаров с товарами других продавцов.

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Указание в рекламной информации «№ 1 для вас» и «первый» (в контексте гипермаркет электроники) создает у потенциальных потребителей ввиду отсутствия у них информации, специального опыта и знаний впечатление, что М.видео является первым, лидером в данном сегменте (в области гипермаркетов) по всем критериям, в том числе по времени открытия в г. Йошкар-Оле.

Утверждение ООО «М. видео Менеджмент» о том, что данное общество использовало словосочетании «Первый гипермаркет» исключительно как порядковый номер открытия в городе Йошкар-Оле, признается антимонопольным органом необоснованным, так как текст рекламной информации таких сведений не содержит и доказательства открытия в качестве гипермаркета ранее других хозяйствующих субъектов представлены не были. На территории города Йошкар-Олы работают и функционируют иные большие магазины сетевой торговли бытовой техники и электроники, которые стали осуществлять свою деятельность по реализации товаров задолго до появления магазина М.видео (Эльдорадо).

Тем самым, указание в проводимой рекламной акции обозначения «№ 1 для вас» и первый без относительно критериев является нарушением также пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, так как по смыслу проводимой рекламной акции, обозначение «№ 1 для вас», как и словесное обозначение  «первый»,  относится также  к продавцу рекламируемого товара.

Кроме того, согласно Постановлению Росстата от 06.06.2007 № 45 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей на 2008 год» гипермаркет - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, площадью торгового зала от 5000 кв.м.

Согласно договора аренды следует, что занимаемое ООО «М.видео Менеджмент» по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 113 помещение представляет собой нежилое помещение общей площадью 2526 кв.м. Кроме того, в магазине продается только электроника и бытовая техника.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия Марийского УФАС России определила, что обособленное подразделение ООО «М.видео Менеджмент» в городе Йошкар-Оле, магазин № 337 не является гипермаркетом.

При указанных обстоятельствах антимонопольный орган приходит к обоснованному выводу о том, что данная реклама содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, а также является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Соответствующие предписания для прекращения нарушения рекламного законодательства Российской Федерации были выданы ООО «М.видео Менеджмент», а также  Муниципальному предприятию «Троллейбусный транспорт» муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

 

 

 

 

 

 

 

 

24.06.2009 г.

 

Контактный телефон для получения более подробной информации

(8362) 41-76-21