Служебная записка № 04-13/26 от 28 ноября 2008 года.

При рассмотрении заявления ОАО «Мариэнергосбыт» от 19.11.2008 № 1652 о создании препятствий доступу на розничный рынок реализации (поставки, продажи) электрической энергии бездействием МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» установлено следующее.

Уполномоченным органом – Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл (далее – РСТ РМЭ) принято решение о лишении ОАО «Роскоммунэнерго» (филиал «Йошкар-Ола Энергосбыт») статуса гарантирующего поставщика на территории города Йошкар-Олы (постановление от 20.12.2007
№ 96).

В течение 5 рабочих дней в соответствии с п. 48, 94, 95 и 96 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила) РСТ РМЭ направила электроснабжающим организациям извещение № РСТ-1665 от 24.12.2007 о предстоящем переходе покупателей электроэнергии на обслуживание к ОАО «Мариэнергосбыт» и опубликовала эту информацию для покупателей в официальном печатном издании – газете  «Марийская правда» от 26.12.2007.

Сетевые организации (в данном случае ТЭЦ-1), к электрическим сетям которых присоединены энергопринимающие устройства лиц, обслуживаемых энергосбытовой организацией (организацией, утратившей статус гарантирующего поставщика), в соответствии с пунктом 99 указанных Правил передают гарантирующему поставщику сведения об этих лицах, включающие наименование и место нахождения юридических лиц (фамилию, имя, отчество и место жительства физических лиц), точки поставки, платежные реквизиты. Указанные сведения передаются в течение 15 дней с даты направления в соответствии с пунктом 94 настоящих Правил извещения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Гарантирующий поставщик обязан компенсировать фактически понесенные соответствующей сетевой организацией расходы на передачу указанных сведений.

После получения указанных сведений гарантирующий поставщик в течение 7 рабочих дней направляет соответствующим лицам (за исключением граждан), проекты договоров энергоснабжения (договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в течение 3 рабочих дней – официальные извещения о переходе граждан к нему на обслуживание в соответствующие пункты приема платежей энергосбытовой организации и (или) гарантирующего поставщика (п. 100 Правил).

Соглашением между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией может быть предусмотрен порядок уведомления сетевой организацией лиц (за исключением граждан), энергопринимающие устройства которых присоединены к ее электрическим сетям, о наступлении обстоятельств, являющихся основанием для принятия данных лиц на обслуживание гарантирующим поставщиком, и обеспечения получения ими проектов соответствующих договоров. Фактически понесенные в связи с таким уведомлением расходы сетевых организаций подлежат компенсации гарантирующим поставщиком (п. 101 Правил).

В связи с тем, что ОАО «Роскоммунэнерго» обжаловало постановление РСТ РМЭ от 20.12.2007 № 96 «О лишении статуса гарантирующего поставщика филиала ОАО «Роскоммунэнерго» – «Йошкар-Ола Энергосбыт» и изменении границы зон деятельности гарантирующих поставщиков» все последующие действия ни гарантирующим поставщиком – ОАО «Мариэнергосбыт», ни сетевой организацией – МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» совершены не были.

После вступления в законную силу решений судебных органов, признавших нормативный акт РСТ РМЭ законным и обоснованным, ОАО «Мариэнергосбыт» направило в адрес МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» запрос от 27.10.2008 № 1536 о предоставлении информации в соответствии с пунктом 99 Правил.

 В ответ МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» направило письмо от 11.11.2008 № 4421 о том, что не получало соответствующего уведомления РСТ РМЭ и что обязанности сетевой организации, предусмотренные п. 99 Правил будут исполнены в порядке, определённом названным пунктом Правил.

Однако на запрос гарантирующего поставщика РСТ РМЭ письмом от 17.11.2008 № РСТ-1940 уведомляет о том, МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» извещена о переходе покупателей электрической энергии на обслуживание от филиала ОАО «Роскоммунэнерго» – «Йошкар-Ола Энергосбыт» к ОАО «Мариэнергосбыт» с 00-00 часов 23 февраля 2008 г. Указанное извещение было отправлено факсом 24 декабря 2007 г. в 14 часов 35 минут.

При этом МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» настаивает на том, что указанного документа по факсу не получало.

 ОАО «Мариэнергосбыт» считает, что указанные действия (бездействие) МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» являются злоупотреблением доминирующим положением, так как результатом их является создание препятствий доступу на розничный рынок реализации электрической энергии и ущемление интересов заявителя, то есть нарушением п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность в условиях естественной монополии и согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.

Директор МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», являющийся единоличным исполнительным органом хозяйствующего субъекта, одновременно является директором филиала ОАО «Роскоммунэнерго» – «Йошкар-Ола Энергосбыт», осуществляющего деятельность на розничном рынке реализации электрической энергии на территории расположения электрических сетей ТЭЦ-1. 

Таким образом, в действиях МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» усматриваются признаки нарушения п. 8 части 1 статьи 11 (согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам) или части 2 статьи 11 (иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции) Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, имеются основания предполагать, что в результате бездействия МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» заявитель в целях доступа на товарный рынок розничной реализации (поставки, продажи) электрической энергии на территории расположения электрических сетей МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» (городской округ «Город Йошкар-Ола») осуществляет действия в форме распространения в средствах массовой информации сведений о необходимости заключения договоров энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Такая информация является неточной (искажённой) и может ввести потребителей в заблуждение о возможности покупки электроэнергии у другой энергоснабжающей организации – ОАО «Роскоммунэнерго».

Все требования Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, на которые ссылается гарантирующий поставщик в своём заявлении, предусмотрены Особым порядком принятия покупателей электрической энергии на обслуживание гарантирующим поставщиком. При этом в п. 97 Правил говорится о том, что прочие лица (имеется в виду – не граждане), изъявившие желание приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, заключают с ним соответствующие договоры в срок не позднее 2 месяцев с даты, установленной для перехода на обслуживание к гарантирующему поставщику.

  На основании вышеизложенного предлагаю принять решение о возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 10  и частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», в рамках которого провести расследование по признакам недобросовестной конкуренции со стороны ОАО «Мариэнергосбыт» (распространение неточных или искажённых сведений, введение в заблуждение потребителей в отношении ОАО «Роскоммунэнерго») и о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОАО «Роскоммунэнерго» и Республиканскую службу по тарифам Республики Марий Эл.

 

 

 

Начальник отдела анализа товарных

рынков и антимонопольного

контроля хозяйствующих субъектов                                              О.П. Кондрашина