Члены Общественного совета при Марийском УФАС обсудили итоги работы УФАС в 1 полугодии текущего года

Также в повестке второго заседания совета было обсуждение внедрения стандартов клиентоцентричности, введения пятого антимонопольного пакета

Сегодня, 19 июля 2023 в дистанционном формате состоялось второе заседание Общественного совета при Марийском УФАС. Врио руководителя Управления Оксана Ерошкина представила вниманию членов совета доклад об основных итогах работы ведомства в сферах государственного контроля законодательства о контрактной системе, антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе.

Контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе

Во время своего выступления спикер привела статистическую информацию по деятельности ведомства в том числе о количестве рассмотренных дел, проведенных внеплановых проверок по 44-ФЗ, выданных и исполненных предписаний и предупреждений.

Здесь же Оксана Вадимовна рассказала слушателям об установленных случаях необоснованного включения в положение о закупке способа закупки у единственного поставщика. Так, докладчик привела пример, когда заказчик указал условие для заключения такой сделки – стоимость не должна превышать 1 млн рублей. В то же время по законодательству и для получения экономической эффективности закупка у единственного поставщика целесообразна в том случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Необоснованное ограничение участников закупки приводит к ограничению конкуренции на рынке.

Антимонопольный контроль хозяйствующих субъектов и недобросовестной конкуренции

В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в деятельности хозяйствующих субъектов Марийским УФАС было выдано 8 предупреждений, 6 из которых исполнены на данный момент времени. Оксана Ерошкина рассказала также о самых интересных делах в этой сфере работы УФАС.

В качестве примера предупреждения о прекращении нарушения Закона о защите конкуренции спикер рассказала о деле в отношении производителя масла сливочного и молока. Производитель выпускал продукт с соотношением массовых долей кислот, не соответствующих требованиям. Подобные действия производителя вводят покупателей в заблуждение и способно причинить им вред.

Еще один пример недобросовестной конкуренции – Марийское УФАС выдало предупреждение организации, имеющей сайт гибдд12.рф, так как адресная строка является созвучной с сайтом Госавтоинспекции (гибдд.рф) до степени смешения. В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридические лица не могут носить полные или сокращенные названия федеральных органов власти.*

Касаемо контроля за соблюдением Закона о рекламе, Оксана Ерошкина рассказала о количестве выданных и исполненных предписаний, о типах рекламы, в которой специалисты УФАС обнаружили нарушения в рассматриваемый период. Здесь она выделила следующие нарушения:

  1. Реклама запрещенных товаров (курительные принадлежности, табак)
  2. Недостоверная реклама
  3. Реклама, в которой указано на лечебные свойства
  4. Реклама алкогольной продукции
  5. Отсутствие части существенной информации об объекте рекламирования

Пятый антимонопольный пакет

Вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Основное направление – пресечение злоупотребления доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ.

Под действие пятого пакета попадают маркетплейсы и агрегаторы в случае, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, а также если их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей. На сегодняшний день к ним относятся Avito, Циан, Яндекс.Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений.

Нововведения дадут возможность быстрее защищать права потребителей, поскольку подход "пятого пакета" меняет подход к анализу рынка и ускоряет работу службы по расследованию антимонопольных дел.

Стандарты клиентоцентричности

В заключении заседания члены Общественного совета обсудили «дорожную карту» внедрения стандартов клиентоцентричности в частности стандарты «Государство для людей» и «Государство для бизнеса». Оксана Вадимовна рассказала о работе специалистов Марийского УФАС по реинжинирингу процессов рассмотрения обращений и запросов граждан, проводимой работе (в УФАС действуют две «горячие линии»: по ценам на значимые продовольственные товары и по техприсоеднению к электрическим сетям). На сайте Марийского УФАС размещен портал, на котором собраны все типовые шаблоны обращений в антимонопольную службу.

* ст. 54 ГК РФ