Итоги онлайн-конференции по вопросам применения норм Закона о контрактной системе

18 сентября на сайте Марийского  УФАС России прошла онлайн-конференция, посвященная проблемам применения норм действующего законодательства о контрактной системе. На вопросы  ответила заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Чернова Венера Валерьевна. 

Вопрос: В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) типовые контракты обязательны для применения Заказчиками при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20.02.2016 № 467 (в ред. от 19.05.2017) утвержден типовой контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Типовой контракт). Согласно информационной карте Типового контракта код (коды) предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) определен как 45.2.

Может ли Заказчик не применять Типовой контракт при проведении запроса котировок для определения исполнителя шиномонтажных услуг (ОКПД 2: 45.20.21.223), учитывая, что по состоянию на 15.09.2017 ответственность, предусмотренная Типовым контрактом, не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063». 

Ответ:  По мнению Марийского УФАС России Типовые контракты, утвержденные Приказом Минпромторга России от 20.02.2016 N 467, подлежат обязательному применению с учетом иных нормативно-правовых актов, в том числе с учетом Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

 

Вопрос: Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063»
(далее – Постановление № 1042) установлены правила определения штрафов.

В соответствии с п. 3 Постановления № 1042 размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой согласно подпунктам а-и (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 Постановления № 1042). Согласно п. 4 Постановления № 1042 штраф устанавливается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с каким пунктом Постановления № 1042 должен быть установлен размер штрафа в контракте в случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проводимого согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Ответ:   В соответствии с Законом о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке. При этом, если закупка проводится только среди субъектов малого предпринимательства, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в соответствии с Постановлением Правительства 1042, которая зависит от цены контракта.

Таким образом, применительно к электронному аукциону признанному несостоявшимся, контракт заключается с участником аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе на условиях, объявленных в извещении и документации.

Вопрос:   В соответствии с п. 3 Постановления № 1042 размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой согласно подпунктам а-и (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 Постановления № 1042). Пунктом 6 Постановления № 1042 установлен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

Возможно ли в контракте отразить размер штрафа, определяемый одновременно как п. 3 Постановления № 1042, так и п. 6 Постановления № 1042, и необходимо ли отражать в контракте конкретные обязательства, которые не имеют стоимостного выражения.

Ответ:  В соответствии с пунктом 3 Закона о контрактной системе за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил).

Таким образом, установление одновременно штрафа за одни и те же действия поставщика в соответствии с пунктами 3 и 6 Постановления 1042 недопустимо.

При этом, обязательства, которые не имеют стоимостного выражения, должны быть четко отражены в контракте (например, обязательства представить акты выполненных работ).

 

Вопрос:  В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 73 Закона 44-ФЗ заявка участника запроса котировок должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок. Правомерным ли является признание соответствующей требованиям заявки участника запроса котировок, представившим в заявке ИНН Директора без указания ИНН учредителей. 

 Ответ:  В силу пункта 4 части 3 статьи 73 заявка на участие в запросе котировок в случае наличия учредителей должна содержать идентификационный номер учредителей.

При этом, в соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона.