Итоги онлайн-конференции по вопросам применения Федерального закона «О рекламе»

22 ноября 2016 года на сайте Марийского УФАС России прошла онлайн-конференция, посвященная проблемам применения норм законодательства о рекламе. На вопросы читателей ответила заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектом Фадеева Мария Владимировна.

 

Вопрос 1. Необходимо ли при рекламировании концерта музыкальной группы указывать в рекламе знак категории информационной продукции?

Ответ: Да, в соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

 

Вопрос № 2. Должна ли реклама массажа содержать предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов?

Ответ: Да. Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультация специалиста является обязательным условием распространения рекламы медицинских услуг.

Перечень медицинский услуг определен номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 № 1664н. Если услуга включена в указанную номенклатуру, то предупредительная надпись необходима.

 

Вопрос № 3. Организация планирует разместить информационный щит перед своим офисом, будет ли это считаться рекламой?

Ответ: Не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг. Например, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Однако конструкции, содержащие номер телефона и/или ссылку на сайт, либо содержащие сведения об отличительных характеристиках продаваемых товаров и предоставляемых услуг могут быть отнесены к рекламе вне зависимости от обстоятельств их размещения.

Таким образом для решения вопроса относится ли размещаемый щит к рекламе необходимо учитывать особенности его размещения и содержание информации, доводимой до потребителей. При этом размещение рекламных конструкций должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в статье 19 Федерального закона «О рекламе».

 

Вопрос № 4. У нас в лифте многоквартирного дома размещена реклама. Кто должен контролировать ее размещение?

Ответ: Федеральным законом «О рекламе» не установлено специальных требований и ограничений к рекламе, размещаемой в лифтах многоквартирных домов. Однако реклама, размещаемая в лифтах многоквартирных домов, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе статьей 5 Федерального закона «О рекламе», а также требованиям, предъявляемым главой 3 Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров.

 В соответствии с частью 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, в том числе, лифты. Согласно положениям статьи 264 ГК РФ распоряжение общим имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников.

Таким образом, при размещении рекламы в многоквартирных домах, в том числе, в лифтах многоквартирных домов, необходимо получить разрешение собственников имущества на размещение данной рекламы. В случае если размещение рекламы внутри многоквартирного дома осуществлено без согласия собственников помещений в многоквартирном доме, последние вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.

 

Вопрос № 5. Как написать заявление в антимонопольный орган по признакам нарушения законодательства о рекламе?

Ответ: В соответствии с пунктом 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе.

В заявлении должны содержаться:

- наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя - физического лица);

- наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства о рекламе или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству Российской Федерации о рекламе;

- описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе, или указание на стороны и обстоятельства заключения договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе с приложением имеющихся доказательств;

- требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

Антимонопольный орган рассматривает заявление, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1-го месяца со дня его поступления.

 В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 1 месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя.