• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Марийское УФАС России напоминает о существенных изменениях в законодательстве о защите конкуренции

5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» («четвертый антимонопольный пакет»).

Федеральный закон разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции на основании плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2579-р, а также перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 26 июля 2013 года.

Указанным законом внесены существенные изменения в антимонопольное законодательство. В частности, действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, повлекшие ущемление интересов отдельных физических лиц (граждан), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не являются злоупотреблением доминирующим положением. Тем самым ущемление индивидуальных интересов физических лиц, не связанное с ограничением конкуренции и предпринимательской деятельностью, должно защищаться законодательством о защите прав потребителей и иными способами защиты гражданских прав.

Новая редакция закона распространила институт предупреждения на действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15), недобросовестную конкуренцию (кроме случаев нарушения исключительных прав) и иные формы злоупотребления доминирующим положением (пункты 6 и 8 части 1 статьи 10). Таким образом, устранение антимонопольных нарушений может осуществляться в оперативном порядке.

В свою очередь, ответственность должностных лиц, неоднократно нарушающих Закон о защите конкуренции, ужесточилась. Так, повышена до пятидесяти тысяч рублей сумма штрафа, налагаемого на должностных лиц органов власти в случае, если их действия приводят к ограничению конкуренции и свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 14.9 КоАП РФ). В случае повторного нарушения для должностного лица предусмотрена дисквалификация на срок до трех лет (часть 2 статьи 14.9 КоАП РФ).

Федеральным законом конкретизированы различные формы недобросовестной конкуренции, изменены понятия «картель» и «вертикальные соглашения».

Также законом отменена норма о возможности признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на определенном товарном рынке составляет менее 35 процентов, и исключено ведение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов.

Существенные изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе устанавливается административная ответственность за нарушение процедуры торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам их проведения. Однако допускается смягчение административной ответственности для лиц, содействующих в расследовании антимонопольного нарушения.

Перечень указанных изменений в законодательстве о защите конкуренции не является исчерпывающим.