Антимонопольный орган имеет полномочия на проведение внеплановой проверки при обращении заказчика о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 указанной статьи контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в том числе путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

В части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе перечислены основания для проведения внеплановой проверки, к которым относится поступление инфор­мации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постанов­лении от 27.09.2011 № 3913/11 по делу № А51-7722/2010 определил правовую по­зицию, в соответствии с которой антимонопольный орган имеет право проводить внеплановую проверку документации заказчика, приложенной к извещению о про­ведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта, в целях защиты публичных интересов и реализации максимально широких контроль­ных полномочий для обеспечения честной конкуренции в сфере размещения госу­дарственных заказов.

При таких обстоятельствах антимонопольный орган как контрольный орган при получении сведений о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе имеет полномочия и правовые основания на проведение внеплановой про­верки соблюдения заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере за­купок.

Кроме того, при рассмотрении обращения о согласовании возможности за­ключения государственного контракта с единственным поставщиком, антимоно­польный орган руководствуется требованиями приказа Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537 «Об утверждении Порядка согласования применения закры­тых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможно­сти заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчи­ком, исполнителем)».

Согласно пункту 15 указанного Порядка контрольный орган отказывает в со­гласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения зако-нодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Следовательно, на антимонопольный орган возложена обязанность по про-ведению проверки документов, направляемых заказчиком, на соответствие зако-нодательству о контрактной системе. Исходя из общих положений законодательства о государственном контроле и о контрактной системе, такая проверка является внеплановой и камеральной.

Указанные выводы изложены в решениях арбитражного суда первой инстанции.