Перевод всех торгов в электронную форму повысит эффективность общественного контроля

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

С 23 по 25 апреля в рамках Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2014» состоялась сессия «Барьеры для коррупции в системе госзакупок – инструмент защиты интересов поставщиков». 

Представители общественных организаций, экспертного сообщества, органов федеральной и муниципальной власти обсудили механизмы снижения коррупционных рисков, а также роль общественного контроля в системе государственных и муниципальных закупок.

«В законе о контрактной системе одной из закупочных процедур является бумажный конкурс, где единственный защитный механизм от коррупции – бумажный конверт. Почему то считается, что этот конверт не смогут вскрыть, а значит не смогут подменить документы. Очень много случаев, когда представителя компании с заявкой просто не пускают на порог и выдворяют с территории заказчика», - отметил начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов.

По словам заместителя начальника управления, в практике ФАС России были зафиксированы даже такие случаи: человека с заявкой на участие просили пройти в другой кабинет, в его отсутствие вскрывали конверты, а ему говорили: "извини, ты опоздал, участвовать не будешь".

В ФАС России считают, что решение этой проблемы – перевод всех форм закупок в электронную форму.

«Мы совместно с нашими коллегами из Минэкономразвития России работаем над исполнением поручения Президента РФ и Правительства РФ о подготовке поправок в закон о контрактной системе в части перевода всех видов торгов в электронную форму. Скорее всего рассмотрение законопроекта в Госдуме состоится уже в сентябре», - сообщил Артем Лобов.

Представитель ФАС России подчеркнул, что перевод всех закупочных процедур в электронную форму значительно усилит эффективность контроля общественных организаций за расходом бюджетных средств. 

Также Артем Лобов сообщил, что с переходом на Закон о контрактной системе увеличилось количество необоснованных отказов по приемке заказов работ и услуг и необоснованных расторжений контрактов в одностороннем порядке.

«В таких случаях, располагая конкретными доказательствами, следует обращаться с жалобами в антимонопольную службу либо к нашим коллегам в Росфиннадзор, которые теперь следят за исполнением государственного контракта», - пояснил представитель ФАС России.

В рамках действия 94-ФЗ было два основных контрольных органа — ФАС России и Рособоронзаказ, а в части региональных закупок —контролирующие органы субъектов Федерации и муниципалитетов. С 1 января 2014 года к ним присоединились Казначейство, Счетная палата, и появилось новое ведомство в системе контроля за государственными и муниципальными закупками — Росфиннадзор, которое следит за нормированием, планированием, обоснованием начальной максимальной цены контракта и самое его исполнением.

Также опасения у антимонопольной службы вызывает ситуация с экспертизой, которая согласно закону о контрактной системе во многих случаях стала обязательной для заказчиков.

В настоящее время экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом о контрактной системе.

Заместитель начальника управления ФАС России отметил, что в настоящее время основная проблема заключается в том, что рынок экспертизы не урегулирован, а проводить экспертизу госзаказа могут компании, которые не имеют никого отношения к соответствующему товарному рынку.

«Заказчики нам сообщают, что им поступают предложения купить эту экспертизу за определённый процент от суммы контракта. Это недопустимо, и с этим надо бороться, мы уже работаем над необходимыми изменениями, которые позволят решить этот вопрос», - заявил Артем Лобов.