Арбитражный суд Республики Марий Эл подтвердил законность отказа гражданину в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Мариэнергосбыт»

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступило заявление гражданина-потребителя электрической энергии на неправомерные действия ОАО «Мариэнергосбыт».

Заявитель указал, что 01.08.2013 им получено уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии, направленное ОАО «Мариэнергосбыт». В соответствии с указанным уведомлением гражданину-потребителю предложено в срок до 25.08.2013 оплатить задолженность перед гарантирующим поставщиком за потребленную электрическую энергию. При этом сообщено, что в случае неоплаты задолженности гарантирующим поставщиком будет введено частичное ограничение подачи электроэнергии с 25.08.2013, при неоплате задолженности до 24.09.2013 ОАО «Мариэнергосбыт» инициирует введение полного ограничения режима потребления электроэнергии с 30.09.2013 в установленном законодательством порядке.

Заявитель, считая данное уведомление направленным с нарушением установленного п. 117 и 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, тридцатидневного срока извещения потребителя о введении частичного, а затем полного ограничения режима потребления электрической энергии, обратился в антимонопольный орган с просьбой о возбуждении в отношении ОАО «Мариэнергосбыт» дела о нарушении антимонопольного законодательства и признании его нарушившим запрет на злоупотребление своим доминирующим положением.

Антимонопольный орган, исследовав изложенные в заявлении обстоятельства, пришел к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Мариэнергосбыт» признаков нарушения, в связи с чем отказал заявителю в удовлетворении требований.

Гражданин, не согласившись с отказом в возбуждении дела, обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта административного органа – решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения заявления гражданина арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности принятого Марийским УФАС России решения, поскольку для квалификации действий доминирующего субъекта в качестве злоупотребления не достаточно совершения им любого противоправного деяния, необходимо установление факта создания достаточной степени угрозы ущемления прав и интересов заявителя.

Отметим, что антимонопольное законодательство не призвано защищать субъективные гражданские права, заявитель вправе воспользоваться иным способом защиты своих прав, например, обратившись в территориальный орган Роспотребнадзора, поскольку рассматриваемые правоотношения имеют ярко выраженный характер отношений продавца и покупателя.