• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений на территории г. Йошкар-Олы

         Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений осуществляется в соответствии с Порядком проведения и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (регистрационный № 18026 от 02.08.2010) во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011– 2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66, Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений.

Анализ проводится в целях оценки состояния конкурентной среды, выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг охраны жилых помещений, предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также выявления наличия (или отсутствия) барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

При исследовании рынка услуг по охране жилых помещений проведены следующие этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды:

- определен временной интервал исследования товарного рынка;

- определены продуктовые границы товарного рынка;

- определены географические границы товарного рынка;

- определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг по охране жилых помещений;

- рассчитан объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке;

- определены барьеры входа на товарный рынок;

- дана оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Для анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по охране жилых помещений Марийским УФАС России использованы сведения:

  • Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл;

  • Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл;

  • хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке.

Анализ проведён в соответствии с законодательными и иными нормативными актами, регулирующими деятельность в сфере услуг по охране жилых помещений.

 

1. Временной интервал исследования товарного рынка

Согласно пункту 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования рынка услуг по охране жилых помещений определён с 01.01.2010 по 31.12.2011 годы.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка

Оказание услуг охраны жилых помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление о частной охранной деятельности) устанавливает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами товарного рынка будут являться оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений, в том числе: осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений; охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

 

 

 

3. Географические границы товарного рынка

Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает: по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические средства охраны и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть охранный случай, необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе - муниципального образования Российской Федерации, выбор заказчика услуг огранивается в указанных географических границах. Как правило, в одних географических границах работает небольшое количество охранных организаций, связано это, прежде всего с тем, что возможность иметь большое количество охранников, патрулирующих расширенные географические границы ограничена из-за высоких издержек, в части заработной платы сотрудников.

Анализ товарного рынка проводится в географических границах административно-территориальных образований с численностью населения более 100000 человек.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года указанным требованиям на территории Республики Марий Эл соответствует город Йошкар-Ола (численность 259 256 чел.) – столица республики.

Таким образом, географические границы товарного рынка услуг охраны жилых помещений определены в административных границах г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.

 

4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Согласно сведениям МВД по Республике Марий Эл (от 20.02.2012 № 109/222) на территории Республики Марий Эл лицензии на осуществление охранной деятельности в 2010 - 2011 г.г. имели 113 частных охранных предприятий.

Продавцами на данном товарном рынке являлись также Отделы вневедомственной охраны, Филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Республике Марий Эл.

Согласно сведениям хозяйствующих субъектов, представленным по запросу Марийского УФАС России, на территории города Йошкар-Олы в анализируемый период услуги по охране жилых помещений осуществляли:

  1. Отдел вневедомственной охраны при Заводском отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» (ул. Прохорова, 35, г. Йошкар-Ола, 424007, ИНН 1215027910).

  2. Отдел вневедомственной охраны при Заречном отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» (ул. Мичурина, 47, г. Йошкар-Ола, 424034, ИНН 1215027928).

  3. Отдел вневедомственной охраны при Центральном отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» (ул. Мичурина, 47, г. Йошкар-Ола, 424034, ИНН 1215027935).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность Отдела вневедомственной охраны при Заводском отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» и Отдела вневедомственной охраны при Заречном отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» прекращена с 23.06.2011 и с 28.06.2011 соответственно в связи с реорганизацией в форме присоединения к Отделу вневедомственной охраны при Центральном отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» (в настоящее время находится в процессе реорганизации в форме слияния).

  1. ООО ЧОП «ГРАНИТ» (ул. Красноармейская, д. 43, оф. 423 г. Йошкар-Ола, 424000, ИНН 1215087211). Является участником группы лиц с ООО «Группа компаний «Гранит – Безопасность», ООО «Агентство безопасности «Гранит», которые в исследуемый период деятельность на данном товарном рынке не осуществляли. Учредителем названных хозяйствующих субъектов является З.

  2. ООО ЧОП «АНТЕЙ» (ул. Первомайская, 111 г. Йошкар-Ола, 424000, ИНН 1215141370;

  3. ООО Охранное Агентство «ЛИГА» (Ленинский пр., д. 21, г. Йошкар-Ола, 424000 ИНН 1215083312). Является участником группы лиц с ООО «Охранное Агентство «ЛИГА-2», «Охранное Агентство «ЛИГА-3», «Охранное Агентство «ЛИГА-4», которые в исследуемый период деятельность на данном товарном рынке не осуществляли. Единоличным исполнительным органом названных хозяйствующих субъектов является директор С.

  4. ООО ЧОП «Охрана» (ул. Пролетарская, 44, г. Йошкар-Ола, 424037 ИНН1215094699). Является участником группы лиц с ООО ЧОП «Охрана-2», которое в исследуемый период деятельность на данном товарном рынке не осуществляло. Единоличным исполнительным органом названных хозяйствующих субъектов является генеральный директор Р.

  5. ООО НОП «ФАРБ-М» (ул. Машиностроителей, д. 16а, г. Йошкар-Ола, 424020 ИНН1215088705). Является участником группы лиц с ООО НОП «ФАРБ-М2», ООО НОП «МЕГАФАРМ», которые в исследуемый период деятельность на данном товарном рынке не осуществляли. Учредителем названных хозяйствующих субъектов является И.

9. Филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Республике Марий Эл (105066, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.35, строение 1"А" ИНН 7719555477 (ул. Комсомольская, 139, г. Йошкар-Ола, 424000).

Потенциальными продавцами услуг на исследуемом товарном рынке являются частные охранные предприятия, имеющие соответствующие трудовые ресурсы и технические возможности без существенных дополнительных издержек войти на данный товарный рынок.

 

5. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема оказанных услуг по охране жилых помещений за 2010, 2011 годы в географических границах г. Йошкар-Ола и долей хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке произведён на основании следующих показателей:

- объем оказанных услуг (в штуках),

- объем выручки (в рублях) по оказанным услугам охраны жилых помещений.

Объём товарного рынка, а также доли хозяйствующих субъектов представлены в таблице 1.

В связи с прекращением на момент проведения анализа товарного рынка деятельности Отделов вневедомственной охраны при Заводском и Заречном отделах милиции УВД по городскому округу «Город Йошкар-Ола» в таблице указаны совокупные показатели всех (трёх) отделов вневедомственной охраны, действующих в анализируемый период в географических границах города Йошкар-Ола.

Для определения уровня концентрации товарного рынка использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Коэффициент концентрации CR3 в 2010 и в 2011 годах составил 99,5 %.

Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) в 2010 году составил 4901,12; в 2011 году – 4897,88.

Указанные показатели характеризуют уровень концентрации рынка услуг охраны жилых помещений на территории г. Йошкар-Олы в анализируемом периоде как высокий.

 

 

 

6. Определение барьеров входа на рынок

Административные барьеры входа охранных организаций на рынок – получение лицензии на осуществление охранной деятельности.

К экономическим барьерам входа на рынок частные охранные предприятия относят высокую стоимость оборудования на радио или мобильную связь в связи с ограничением доступа к линиям телефонной связи либо высокой стоимости кроссирования, низкий спрос на услуги, низкую платежеспособность потребителей услуг, высокие налоги на доходы физических лиц (заработную плату охранников), что приводит к высокой себестоимости услуги.

К барьерам входа на рынок отдельные частные охранные предприятия относят существенную долю рынка и низкую стоимость услуг отделов вневедомственной охраны МВД, в связи с чем услуги прочих охранных предприятий становятся неконкурентоспособными.
7. Оценка состояния конкурентной среды

Рынок услуг охраны жилых помещений на территории г. Йошкар-Олы относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

Рынок характеризуется стабильным спросом и стабильным составом продавцов услуг в течение анализируемого периода.

При наличии на рынке достаточного количества продавцов – охранных предприятий, а также потенциальных конкурентов, доли рынка отдельных хозяйствующих субъектов существенно различаются.

Наиболее крупными участниками рынка являются Отдел вневедомственной охраны при Центральном отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» и ФГУП «Охрана» МВД России Филиал по Республике Марий Эл с долями рынка в 2010 году 47,2 и 51,7 % , в 2011 году 47,6 и 51,3% соответственно. Прочие хозяйствующие субъекты – участники рынка имеют доли не превышающие 1%.

Анализ представленной информации показывает, что услуги по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения совместно с услугами по охране жилых помещений в 2010 году из всех участников рынка осуществляли только два частных охранных предприятия - ООО ЧОП «ГРАНИТ» и ООО НОП «ФАРБ-М», в 2011 году - единственный хозяйствующий субъект - ООО ЧОП «ГРАНИТ».

Наиболее крупные участники рынка - Отдел вневедомственной охраны при Центральном отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» и ФГУП «Охрана» МВД России Филиал по Республике Марий Эл вышеуказанные виды деятельности не совмещают.

Объём услуг по осуществлению работ по монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения в общем объёме услуг по охране жилых помещений составляют (в стоимостном выражении) в 2010 году – 25,8%, в 2011 году – 22,7%.

 

 

8. Предложения по результатам анализа товарного рынка

По результатам анализа товарного рынка услуг охраны жилых помещений предлагаю включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов ФГУП «Охрана» МВД России Филиал по Республике Марий Эл по позиции «услуги по охране жилых помещений, в том числе: осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений; охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения» с долей более 35%.

В связи с реорганизацией в форме слияния Отдела вневедомственной охраны при Центральном отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» с 01.01.2013 г. оснований для включения названного хозяйствующего субъекта в Реестр нет.