• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов на территории г. Йошкар-Олы

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг техническому освидетельствованию лифтов осуществляется в соответствии с Порядком проведения и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (регистрационный № 18026 от 02.08.2010) во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011– 2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66.

Настоящий анализ проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов, которые разработаны на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026) для использования результатов исследования для актуализации реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Анализ проводился в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов на территории г. Йошкар-Олы.

При исследовании рынков услуг по техническому освидетельствованию лифтов были проведены следующие этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды:

- определен временной интервал исследования товарного рынка;

- определены продуктовые границы товарного рынка;

- определены географические границы товарного рынка;

- определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов;

- рассчитан объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке;

- определен уровень концентрации товарного рынка;

- определены барьеры входа на товарный рынок;

- дана оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Для анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов Марийским УФАС России использованы сведения:

  • Приволжского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приволжское управление Ростехнадзора);

  • хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке;

  • законодательные акты, регулирующие деятельность в сфере услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов, государственные стандарты, технические условия и другие нормативные акты.

Временной интервал исследования товарного рынка

Согласно 2.1 Порядка наименьший интервал анализа состояния Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования рынка услуг по техническому освидетельствованию лифтов, согласно Плану работы, Методических рекомендаций ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках, определён 2010-2011 годы.

Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных актов, на основе Общероссийских классификаторов.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) к опасным производственным объектам  относятся объекты, при функционировании которых при сложившихся обстоятельствах могут возникнуть аварии и (или) инциденты.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Техническим регламентом о безопасности лифтов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 782 (далее – Регламент о безопасности лифтов), установлены минимально необходимые требования к безопасности лифтов при проектировании, производстве, монтаже, эксплуатации, модернизации и утилизации, правила, формы оценки и схемы подтверждения соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям, установленным настоящим техническим регламентом, а также требования по энергетической эффективности лифтов.

Согласно подпункту 1 пункта 12 Регламента о безопасности лифтов при эксплуатации лифта выполняются следующие требования:

1) проведение осмотров, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с прилагаемой документацией по эксплуатации, а также оценки его соответствия в порядке, установленном пунктом 17 Регламента о безопасности лифтов;

2) осуществление осмотра лифта или контроля за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии), технического обслуживания и ремонта специализированной лифтовой организацией;

3) допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию, ремонту и осмотру лифта, контролю за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии) только обслуживающего персонала, аттестованного в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) недопущение эксплуатации лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 Регламента о безопасности лифтов.

5) подтверждение соответствия лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, но не отработавшего назначенного срока службы, в порядке, установленном пунктом 19 Регламента о безопасности лифтов.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2007), услуга по техническому освидетельствованию лифтов относится к подгруппе 74.30.5 «Испытания и анализ механических и электрических характеристик готовой продукции: моторов, автомобилей, станков, радиоэлектронных устройств, оборудования связи и другого оборудования, включающего механические и электрические компоненты» группы 74.30 «Технические испытания, исследования и сертификация» класса 74 «Предоставление прочих видов услуг».  

Согласно пункту 17 Регламента о безопасности лифтов оценка соответствия лифта в течение всего срока его эксплуатации осуществляется в следующем порядке:

1) оценка соответствия лифта при эксплуатации осуществляется в форме периодического технического освидетельствования не реже 1 раза в 12 месяцев органом по сертификации в сроки, определенные договором с заявителем. Результаты периодического технического освидетельствования оформляются актом и записываются в паспорт лифта специалистом органа по сертификации;

2) лифт при эксплуатации подвергается частичному техническому освидетельствованию органом по сертификации при замене узлов и механизмов лифта. Сведения о замененных узлах и механизмах указываются в паспорте лифта специалистом организации, осуществившей их замену.

Учитывая вышеизложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка определена услуга по техническому освидетельствованию лифтов.

Географические границы товарного рынка

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

В соответствии с Методическими рекомендациями анализ проводится в городах с населением более 100 тысяч жителей и административных центрах субъектов Российской Федерации.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года указанным требованиям на территории Республики Марий Эл соответствует город Йошкар-Ола (численность 259 256 чел.) – столица республики.

Таким образом, географические границы товарного рынка услуг по техническому освидетельствованию лифтов определены в административных границах г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Продавцами услуг по техническому освидетельствованию лифтов являются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на деятельность по  проведению экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие услуги по техническому освидетельствованию лифтов (органы по сертификации).

Перечень организаций, оказывающих данные услуги, определён согласно сведениям, представленным Приволжским управлением Ростехнадзора.

Сведения о составе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по техническому освидетельствованию лифтов на территории г. Йошкар-Олы представлены в таблице 1 Приложения к настоящему анализу.

Потребителями услуг по техническому освидетельствованию  лифтов являются эксплуатирующие организации - владельцы лифта - собственники зданий, в которых находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе управляющие организации, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации, а также организации, занимающиеся обслуживанием лифтов.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с Методическими рекомендациями и Порядком объем рассматриваемых товарных рынков определяется как сумма объемов продаж (поставок) на рассматриваемых товарных рынках в  натуральном (количество освидетельствованных лифтов) и в стоимостном выражении (объем продаж).

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по техническому освидетельствованию лифтов на территории г. Йошкар-Олы.

Доля каждого участника рынка рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка по следующей формуле:

Di=Vi/Vp×100%

где: Di - доля i-го участника рынка;

Vi – объем оказанных услуг i-м участником рынка;

Vp – общий объем оказанных услуг.

Объемы товарного рынка услуг по техническому освидетельствованию лифтов, а также доли хозяйствующих субъектов на указанном рынке представлены в таблице 2 Приложения к настоящему анализу.

Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации на товарном рынке используются два показателя: коэффициент рыночной концентрации (CRn) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (ННI).

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= CR <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= CR < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при CR < 45% или HHI < 1000.

Расчетные значения коэффициента индекса рыночной концентрации (CRn) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представлены в  Таблице 3 Приложения.

На основании расчетов произведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов в г. Йошкар-Ола.

В результате анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов в  г. Йошкар-Ола в 2010-2011годах установлено, что данный рынок является высококонцентрированным с ограниченной тенденцией к дальнейшему развитию.

Барьеры входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

При проведении анализа рынка услуг по техническому освидетельствованию лифтов в г. Йошкар-Ола выявлен ряд барьеров, затрудняющих вход хозяйствующих субъектов на указанный рынок:

- экономические барьеры: для потенциальных участников рынка по техническому обслуживанию лифтов экономическими ограничениями является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, а именно необходимо получение аккредитации для осуществления данного вида работ. Лицам, оказывающим данные виды услуг, необходимо производить соответствующее обучение персонала, закупать дорогостоящие измерительные приборы.

- административные барьеры: необходимость получения лицензии экспертизу промышленной безопасности, необходимость прохождения аттестации персонала и аккредитации организации.

- ограниченный спрос на услуги в связи с небольшим количеством высотных зданий (в частности многоквартирных домов) в г. Йошкар-Ола.

Решение вышеуказанных проблем приведет к дальнейшему развитию конкуренции на анализируемом рынке.

Оценка состояния конкурентной среды

Проведенный анализ товарного рынка услуг по техническому освидетельствованию лифтов в г. Йошкар-Ола в 2010-2011 годах показал, что как по количественным, так и по стоимостным показателям данный рынок являются высококонцентрированным с ограниченной тенденцией к дальнейшему развитию.

Лидирующее положение на рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов в г. Йошкар-Ола в 2010 и 2011 годах с тенденцией к доминированию занимало ООО «РИКЦ ИНЖТЕХСЕРВИС» с долей в 2010 году – 38,40% по стоимостным показателям (68,19% - по натуральным показателям), в 2011 году - 56,6% по стоимостным показателям (83,91% - по натуральным показателям).

Перспективами развития конкуренции и снижения уровня концентрации на товарном рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов   в г. Йошкар-Ола является дальнейшее увеличение количества новых хозяйствующих субъектов, преодоление барьеров входа новых хозяйствующих субъектов на рассматриваемый рынок.

Предложения по результатам анализа товарного рынка

По результатам анализа рынка услуг по техническому освидетельствованию лифтов на территории г. Йошкар-Олы в 2010-2011 гг. предлагаем рассмотреть вопрос о включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, сведений:

- об ООО «РИКЦ ИНЖТЕХСЕРВИС» по позиции «техническое освидетельствование лифтов» с долей более 50% в географических границах г. Йошкар-Олы.