• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ розничного рынка электрической энергии за 2011 год

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Марий Эл осуществлялись во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и методическими рекомендациями ФАС России от 20.03.2012 № ЦА/8233.

Целью анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности), осуществляющих деятельность на территории Республики Марий Эл, с последующим  их включением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр).

При проведении анализа были использованы данные Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл и непосредственно хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии.

Временной интервал исследования розничного рынка электрической энергии

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Временные границы анализа розничного рынка электрической энергии  (мощности) на территории Республики Марий Эл определены в соответствии с Методическими рекомендациями - с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года.

Продуктовые границы товарного рынка

Согласно пункту 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, определение товара проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст, установлен Раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (код 40.13.2), которая предусматривает:

- продажу электроэнергии потребителям;

- деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки по продаже электроэнергии, передаваемой по распределительным сетям,  управляемым другими лицами.

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила), и договорами, заключенными между потребителями и соответствующей энергосбытовой организацией, как «купля-продажа (поставка) электрической энергии (мощности)».

Кроме того, поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно. Рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым. Такой товар как электрическая энергия по своему функциональному назначению не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом товарном рынке отсутствуют.

Географические границы товарного рынка

Под определением географических границ товарного рынка следует понимать определение границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (пункт 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220).

Основными технологическими особенностями деятельности, связанной с куплей-продажей электрической энергии является необходимость использования сетевой инфраструктуры, а также наличие государственного регулирования, которое во многом определяет деятельность организаций. Географические границы определены с учетом наличия и расположения сетевой инфраструктуры предприятий, с которыми энергосбытовые (энергоснабжающие) организации имеют договоры на передачу электрической энергии, и с учетом порядка определения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, установленных в пп. 54-60 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходные период реформирования электроэнергетики

Географические границы товарных рынков соответствуют границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым в 2011 году был присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Правилами, на основании постановления Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 03.10.2006 № 74 «О выполнении функций гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Марий Эл» и Решения заседания Правления Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл по определению границы зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Республики Марий Эл (выписка из протокола от 03.10.2006 № 72) – административные границы Республики Марий Эл.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона об электроэнергетике субъектами розничных рынков являются:

- потребители электрической энергии;

- поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке);

- территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;

- субъекты оперативно-диспетчерского управления в энергетике.

Поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры). Договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электрической энергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии (часть 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике)

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности) Республики Марий Эл, включены хозяйствующие субъекты, реализующие электрическую энергию (мощность) в 2011 году в границах Республики Марий Эл.

Постановлением Республиканкой службы по тарифам РМЭ от
03.10.2006 № 74 «О выполнении функций гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Марий Эл» установлены организации, выполняющие функции гарантирующего поставщика на территории Республики Марий Эл:

- ОАО «Мариэнергосбыт»;

- Филиал ОАО «Роскоммунэнерго» - «Йошкар-Ола Энергосбыт»;

- ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»;

- ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат».

Постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 27.10.2006 № 77 «О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 03.10.2006
№ 74» ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» исключен из перечня организаций, которым предоставлено право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика по причине письменного отказа самой организации.

Постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 20.12.2007 № 96 «О лишении статуса гарантирующего поставщика Филиала ОАО «Роскоммунэнерго» - «Йошкар-Ола Энергосбыт» и изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО Роскоммунэнерго» в лице Филиала «Йошкар-Ола Энергосбыт» лишено статуса гарантирующего поставщика электрической энергии. Зона деятельности данного хозяйствующего субъекта включена вышеуказанным постановлением в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Мариэнергосбыт».

Постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 25.05.2010 № 31 «О лишении статуса гарантирующего поставщика ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» и изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» лишено статуса гарантирующего поставщика электрической энергии. Зона деятельности данного хозяйствующего субъекта включена вышеуказанным постановлением в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Мариэнергосбыт».

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 07.07.2011 №136 «О согласовании границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт» в постановление РСТ РМЭ от 03.10.2006 № 74 внесены изменения в части включения в перечень гарантирующих поставщиков ОАО «Оборонэнергосбыт». При  этом, границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определены следующим образом – границы балансовой принадлежности всех электрических сетей, принадлежащих на праве собственности  или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 №1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» в административных границах Республики Марий Эл.

Согласно информации Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 30.01.2012 № РСТ-264 по состоянию на 30.01.2012 года статусом гарантирующего поставщика электрической энергии на территории  Республики Марий Эл наделены ОАО «Мариэнергосбыт» и ОАО «Оборонэнергосбыт».

Таким образом, продавцами на розничном рынке электроэнергии в 2011 году  являлись юридические лица различных организационно-правовых форм собственности, осуществляющие деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории Республики Марий Эл:
  1. ОАО «Мариэнергосбыт» – гарантирующий поставщик;
  2. ОАО «Оборонэнергосбыт» – гарантирующий поставщик;
  3. ООО «Русэнергоресурс»;
  4. ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат»;
  5. ЗАО «Марийская энергосбытовая компания»;
  6. ООО «Энергосервис-Сбыт».

Покупателями выступают юридические и физические лица – потребители электрической энергии

Энергосбытовые компании имеют регионы продаж, соответствующие расположению сетевой инфраструктуры сетевых компаний, с которыми они имеют договоры на передачу электрической энергии.

Потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. В связи с тем, что абоненты могут выбирать организацию, предлагающую наиболее выгодные условия поставки электроэнергии, следовательно, все вышеперечисленные организации являются конкурентами на анализируемом рынке.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Основным показателем для расчета объема розничного рынка электрической энергии и долей хозяйствующих субъектов на данном рынке является общий объем продаж электрической энергии на рассматриваемом товарном рынке. Объем розничного рынка электрической энергии определен как сумма объемов продажи электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), осуществляющими деятельность по купле-продаже электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах.

Доля каждого участника рынка рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка по следующей формуле:

Di=Vi/Vp*100%

где:  Di - доля i-го участника рынка;

        Vi – объем оказанных услуг i-м участником рынка;

        Vp – общий объем оказанных услуг.

Результаты расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены ниже.

 

 

Наименование товара, работ, услуг

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля хозяйствующего субъекта, %

Купля-продажа (поставка) электрической энергии (мощности)

ОАО «Мариэнергосбыт»

82,13

ОАО «Оборонэнергосбыт»

0,96

ООО «Русэнергоресурс»

9,94

ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат»

0,73

ЗАО «Марийская энергосбытовая компания»

5,39

ООО «Энергосервис-Сбыт»

0,84

Итого объем рынка:

100

 

В 2011 году доминирующее положение на товарном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии в административных  границах Республики Марий Эл занимало открытое акционерное общество «Мариэнергосбыт» с долей  82,13 (в 2010 году доля ОАО «Мариэнергосбыт» составляла 88,41%).

Определение уровня концентрации
а) Коэффициент рыночной концентрации (CR3)

Коэффициент концентрации CR3 рассчитан для крупнейших участников рынка в административных границах Республики Марий Эл и составляет в 2011 году 97,46%.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (ННI), рассчитанный для участников, действующих в географических границах Республики Марий Эл в 2011 году составил 6875,37.

Указанные показатели рыночной концентрации свидетельствуют о высокой концентрированности розничного рынка электрической энергии с ограниченной тенденцией к дальнейшему развитию.

Барьеры входа на товарный рынок

Барьеры входа на товарный рынок связаны, прежде всего, с получением разрешительной документации для начала осуществления дельности, в частности, права покупки электрической энергии на оптовом рынке и проч., а также со сформированным составом продавцов и покупателей на товарном рынке.

Оценка состояния конкурентной среды

Розничный рынок электрической энергии относится к рынку с недостаточно неразвитой конкуренцией, что объясняется спецификой оказываемых услуг (купля-продажа электроэнергии потребителям осуществляется, в основном, в соответствии с территорией расположения сетей соответствующих территориальных сетевых компаний) и сформированным составом продавцов и покупателей. Розничный рынок электрической энергии в рассматриваемых географических границах высококонцентрированный с ограниченным присутствием хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем, в 2011 году на рынке розничной реализации электрической энергии к действующим участникам рынка (ОАО «Мариэнергосбыт», ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» и ООО «Русэнергоресурс») добавились и новые участники: ООО «Обобронэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) ЗАО «Марийская энергосбытовая компания» и ООО «Энергосервис-Сбыт».

В 2011 году доминирующее положение на товарном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии в административных  границах Республики Марий Эл по прежнему занимал гарантирующий поставщик - открытое акционерное общество «Мариэнергосбыт» с долей  82,13 (в 2010 году доля ОАО «Мариэнергосбыт» составляла 88,41%). Снижение доли ОАО «Марийэнергосбыт» во многом обусловлено появлением на рынке новых участников.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 30.06.2005 № 46 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенную долю более 35 процентов» (приказами Марийского УФАС России от 07.12.2007 года № 101, от 08.06.2009 года № 55, от 18.04.2011 года №129 внесены соответствующие изменения в части уточнения продуктовых и географических границ товарного рынка, уточнений кода деятельности и доли хозяйствующего субъекта) ОАО «Мариэнергосбыт» включено Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по позиции «купля-продажа (поставка) электрической энергии» в административных границах Республики Марий Эл.

В связи с тем, что результаты анализа за 2011 год подтверждают доминирующее положение ОАО «Мариэнергосбыт» на розничном рынке электрической энергии считаем нецелесообразным внесение изменений  в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.