• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Республике Марий Эл

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Республике Марий Эл осуществлялся в соответствии с Порядком проведения и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Методическими рекомендациями ФАС России от 22.04.2011 №АК/15211 и от 13.04.2012 №АЦ/11418.

 Исследование проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Республике Марий Эл и использования результатов исследования для актуализации реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

При проведении анализа были использованы данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, Федерального дорожного хозяйства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, непосредственно действующих на соответствующем товарном рынке Республики Марий Эл.

Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал определен в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России периодом с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года.

Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка могут определяться в соответствии с общероссийскими классификаторами продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, правовыми актами, условиями договора и др.

В целях проведения данного анализа продуктовыми  границами рассматриваемых рынков будут являться услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов.

  В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно Закону об автомобильных дорогах искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты,  путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно Закону об автомобильных дорогах услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

   В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

    Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Марий Эл по состоянию на конец 2011 года составляет 5854,1 км, из них федеральных – 230,3 км, региональных и межмуниципальных 3060 км, местных – 323,8 км. Искусственных дорожных сооружений (мостов и путепроводов) регионального и межмуниципального значения на территории республики на конец 2010 года зарегистрировано 204 шт. (9893 пог.м), местного значения – 110 шт. (2214 пог.м.).

В силу правовых особенностей предоставления услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов, вне зависимости от реального качества услуги, не имеют заменителя.

        В целях проведения данного анализа рассматриваются два локальных рынка:

- рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов);

- рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

 Оба рынка в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог»  группировки 45 «Строительство».

 

 

 

 

Географические границы товарных рынков

 

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой  возможности либо целесообразности за ее пределами.

Согласно статьи 5 Закона об автомобильных дорогах, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2)автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Учитывая специфику рассматриваемого товарного рынка, определение географических границ осуществляется методом установления фактических районов продаж, при этом для целей настоящего исследования районами продаж являются районы фактически выполненных работ.

Таким образом, за основу локализации географических границ рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог были взяты административные границы Республики Марий Эл, как зона ответственности Марийского УФАС России.

За основу локализации географических границ рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов также взяты административные границы Республики Марий Эл, как зона ответственности Марийского УФАС России.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

С учетом определенных продуктовых и географических границ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на этих локальных рынках, включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики 1 уровня, привлеченные к исполнению договоров подряда.

Согласно п.5.1. Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В Республике Марий Эл услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог в анализируемом периоде выполняли следующие хозяйствующие субъекты:

  1. ОАО по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс";
  2. ОАО "ДЭП №139;
  3. ОАО "КТЦ "Металлоконструкция";
  4. ОАО "Медведевское ЖЭУ";
  5. ООО "Ремонтно-строительный участок";
  6. ОАО "Медведевоагродорстрой" АО СПК "МАПДС";
  7. ОАО "Марийскавтодор";
  8. ОАО "Марий Эл Дорстрой";
  9. ГУП РМЭ "Мостремстрой";
  10. ЗАО "Приволжскагродорстрой".

Услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов в анализируемом периоде на территории республики выполняли следующие хозяйствующие субъекты:

  1. ОАО "Вяткадорстрой";
  2. ГУП РМЭ "Мостремстрой".

 

 

 

 

 Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

 

 

Расчет общего объема произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов (объема продаж) в географических границах Республики Марий Эл и долей хозяйствующих субъектов на указанных рынках осуществляется на основании суммарной стоимости выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам, а также договоров строительного подряда, заключенных владельцами частных автомобильных дорог.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема выполненных работ данного хозяйствующего субъекта к общему объему рассматриваемого рынка в стоимостном выражении по следующей формуле:

Di=Vi/Vp*100%

где:  Di - доля i-го участника рынка;

        Vi – объем производства i-го участника рынка;

        Vp – общий объем производства.

 

 

 

 

 

Уровень концентрации товарного рынка

В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном  рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70 % <CR< 100 % или 2000< HHI < 10000;

- умеренный – при 45 % < CR3< 70 % или 1000 < HHI < 2000; 

- низкий – при CR3 < 45 % или HHI< 1000.

Показатели концентрации товарных рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов представлены в следующей таблице.

 

 

 

Уровень концентрации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели концентрации товарного рынка

Услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог

Услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов)

2009-2011 годы

коэффициент рыночной концентрации (CRN)

86,77

97,38

индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

3403,19

9482,37

 

Значения коэффициентов рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог Республики Марий Эл является высококонцентрированным с тенденцией к дальнейшему развитию конкуренции.

В анализируемый период рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов на территории Республики Марий Эл является высококонцентрированным и с неразвитой конкуренцией.

Барьеры входа на товарные рынки

По результатам опроса хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом рынке, основными факторами, ограничивающими возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок на проведение работ, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом дорог и мостов, тоннелей и путепроводов, являются: отсутствие аванса (10 баллов), крупная сумма задатка (9 баллов), недостаточные мощности для выполнения требуемых объемов работ в установленный заказчиком срок, размер лота свыше 100 млн. рублей (по 7 баллов).

Кроме того, хозяйствующие субъекты отметили, что сталкиваются с проблемами при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта дорог и мостов, тоннелей и путепроводов практически на всех этапах строительства (таблица 2 в приложении к аналитическому отчету).

Оценка состояния конкурентной среды

Товарный рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что объясняется достаточно сформированным и стабильным составом продавцов и покупателей. В рассматриваемых географических границах данный товарный рынок является высококонцентрированным, однако, имеющим тенденцию к дальнейшему развитию.

Доминирующее положение на рынке по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог на территории Республики Марий Эл в анализируемом периоде занимало ОАО «Дорисс» с долей 47,78%.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 30.06.2005 № 199  (с учетом изменений, внесенных приказами Марийского УФАС России от 15.03.2011 № 83, от 01.12.2011 №342) ОАО «Марий Эл Дорстрой» включено Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по позиции «строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог» в административных границах Республики Марий Эл.

В период с 2009 по 2011 год доля ОАО «Марий Эл Дорстрой» снизилась и составила 32,49%.

Товарный рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что объясняется достаточно сформированным и стабильным составом продавцов и покупателей. В рассматриваемых географических границах данный товарный рынок является высококонцентрированным, практически не имеющим тенденцию к дальнейшему развитию.

Доминирующее положение на рынке по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений на территории Республики Марий Эл занимало ГУП РМЭ «Мостремстрой» с долей по 97,38% соответственно, являясь практически единственным участником рынка.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 01.12.2011 №342 ГУП РМЭ «Мостремстрой» включено Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по позиции «строительство, ремонт и содержание тоннелей, мостов, путепроводов» в административных границах Республики Марий Эл.

Предложения

По результатам анализа локального товарного рынка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог предлагаю внести следующие изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов:

1) исключить из Реестра ОАО «Марий Эл Дорстрой»

 по позиции: строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог;

 в географических границах Республики Марий Эл;

 с долей более 35%.

2) включить в Реестр ОАО по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений «Дорисс»

по позиции: строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог;

в географических границах Республики Марий Эл;

с долей более 35%.